Понятие о личности в психологии. Личность и индивидуальность. Психологическая структура личности.
В понимании личности наука психология исходит из представления о ней как о системном объекте, интегрирующим в себе большое количество разнообразных черт и качеств.Понятие личность уже, чем понятие человек. Личность – человек, как сознательное разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Личность – индивид, обладающий развитым сознанием, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественную роль.
Индивидуальность – личность в ее своеобразии, неповторимые особенности личности и их сочетание.
Личность по Ананьеву Б.Г. – есть индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости.
Личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами, а тем, что она знает, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.
Структура личности по Фрейду – комбинация трех элементов, которые находятся в соподчинении друг с другом:
1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.
Понятие о направленности личности. Потребности. Интересы. Мотивация. Убеждения и ценности личности. Мировоззрение и идеалы личности.
Как отмечал К. Платонов: чтобы узнать человека, важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути, но еще важнее понять, к чему он стремится. Все это определяет направленность личности, то есть, это система побуждений и активности человека.
В основе направленности лежат потребности. Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы. Человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге – внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения.
Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий жизни. Будучи осознанными, они проявляются в форме мотивов поведения.
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью.
Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Мировоззрение в узком смысле слова – это система взглядов на общественную жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей.
Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Понятие об активности личности. Источники активности. Роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Движущие силы развития личности. Уровень притязаний личности. Оценка и самооценка личности, их роль в воспитании и самовоспитании.
Активность – способ выражения потребностей личности; способ взаимодействия с миром, обществом и степенью участия человека в социальной жизни. Источник активности – потребности, интересы.
Биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.Второй фактор — среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.
Уровень притязания личности – это те цели, что личность ставит перед собой и стремится к их достижению. Уровня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей (см. Я-концепция), сохранение которой стало для человека потребностью.
Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически.Самооценка личности может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности. Оценка личности, ее поведения, деятельности осуществляется другим компетентным человеком – экспертом.