Модуль 4. Введение в социальную психологию

Задание.

Контрольная работа № 1

Цель – ….. (указать формируемую компетенцию)

Рекомендации для выполнения –

Форма выполнения работы -

1. В чем проявляется интрадисциплинарный подход к определению предмета социальной психологии?

2. В чем проявляется интердисциплинарный подход к определению предмета социальной психологии?

3. Когда и при каких обстоятельствах появилась социальная психология? Кто авторы первых учебников по социальной психологии?

4. Чем социальная психология отличается от социологии и от других отраслей психологии?

5.Что общего и в чем различие в методах социальной психологии по сравнению с общепсихологическими методами?

Контрольная работа № 2

1. Чем различаются центральный и периферический пути убеждения?

2. В чём проявляется суггестивный эффект социальной перцепции?

3. От каких факторов зависит возникновение суггестивного эффекта в социальном восприятии?

4. Что представляет собой манипуляция в качестве механизма влияния в общении?

5.Охарактеризуйте основные компоненты убеждающей коммуникации в Йельской модели?

Образец

Критерии ответа

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется студенту, если дан ответ на 5 вопросов;

оценка «хорошо» - если дан ответ на 4 вопроса;

оценка «удовлетворительно» - если дан ответ на 3 вопроса;

оценка «неудовлетворительно» - если дан ответ на 2 или менее вопроса

Модуль 4. Введение в социальную психологию - student2.ru

Составитель ________________________ Д.В. Воронцов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра психологии образования

Задание «Эссе»

по дисциплине «Психология»

Модуль 4. Введение в социальную психологию

Цель – ….. (указать формируемую компетенцию)

Темы эссе

1. В одних ситуациях люди говорят и ведут себя, ориентируясь только на свое личное мнение, и эти же люди в других ситуациях могут говорить и делать совсем не то, что они думают. Как это можно объяснить? В каких ситуациях (Для раскрытия этого вопроса следует использовать понятия «социальная ситуация», «социальное влияние», «отношение», «социальные ожидания», «базовые социально-психологические потребности личности») Каким образом феномен социального влияния можно учитывать в работе педагога-психолога?

2. Многие люди убеждены, что человек совершает ошибку (или какое-нибудь преступление) именно в силу его личностных особенностей (т.е. его поступки определяются в большей мере склонностями, интересами, желаниями и др.), и если бы его личность была лучше, то он бы избежал этой ошибки (или не совершил преступление). Какую ошибку они допускают, однозначно приписывая причины поведения самому человеку? Каким образом эта ошибка может проявиться в работе педагога?

3. Нередко бывает так, что спустя некоторое время люди начинают хорошо относиться к тем своим партнерам по жизни, от кого они прошлом очень зависели и кто причинял им страдание, и пренебрегать тех, с кем их связывали легкие приятные чувства. Какая базовая социально-психологическая потребность личности выражается в таком изменении точки зрения? Как можно учесть влияние базовых социально-психологических потребностей личности в педагогической деятельности?

4. Часто люди думают, что они свободны от стереотипов в объяснении поступков и личности других людей (да и самих себя тоже), что они, якобы, не склонны схематично воспринимать других людей. В каких ситуациях это возможно, а в каких – нет? Какую роль выполняет схематизированное восприятие в процессе общения и взаимодействия людей?

5. Иногда педагоги думают, что они могут повлиять на изменение стереотипов людей. Какие свойства схем (стереотипов) могут им помешать выполнить такую задачу? И в чем может проявиться схематичность восприятия самого педагога в процессе профессиональной деятельности? (используйте свойства схем, чтоб ответить на последний вопрос).

6. Иногда у человека, с которым мы впервые начали общаться, складывается о нас устойчивое представление, которое потом очень трудно изменить. А бывает и так, что после долгого общения с нами люди могут сказать, что мы своим поступком совершенно изменили их взгляд на нас. Как называются эти феномены? И при каких условиях второй феномен перебивает действие первого?

7. Когда рядом с Вами находится человек, в голове которого есть какие-то предубеждения в отношении Вас, почему Вы скорее всего не сможете ему ничего доказать ни на словах, ни на деле? Опишите этот феномен с помощью понятия «самореализующееся пророчество». Как феномен самореализующего пророчества может проявиться в работе педагога?

8. В некоторых случаях мы оказываемся вынужденными быстро выносить суждения о себе или о других людях, когда нам не дают времени обдумать вопрос. К каким приемам в этих случаях прибегают люди? Как эти приемы (эвристики) могут проявиться в работе педагога?

9. Иногда люди, рассказывая о каком-то прошедшем событии, начинают намеренно изменять отдельные аспекты этого прошлого, чтобы оно предстало для собеседника в лучшем варианте или чтобы подчеркнуть возможность лучшего исхода этого события при более благоприятном стечении обстоятельств (например, они говорят: «Если бы не вот это конкретное обстоятельство, то все было бы по-другому»). Объясните, в при каких обстоятельствах такое «мышление вопреки фактам» оказывается возможным? Как это может проявиться в работе педагога? Когда, на ваш взгляд, такое мышление вопреки фактам может оказаться полезным?

10. Люди часто пользуются словом «общение», не задумываясь о его психологическом смысле. Что понимается под общением в психологии? Является ли общением простой обмен взглядами между людьми, поворот головы или расположение людей в пространстве? Аргументируйте свою позицию. Что еще, на Ваш взгляд, может быть знаками процесса общения и иметь какой-то психологический смысл? Как это знание может быть использовано в работе педагога?

11. Иногда студенты, придя в аудиторию с большими сумками, ставят их на стол и оставляют там на протяжении всего занятия. Является ли их общение с преподавателем и другими студентами эффективным, даже если они участвуют в обсуждении вопросов? Какие каналы общения при этом у них работают, а какие – нет? Аргументируйте свою позицию, используя психологический смысл понятия «общение» и гносеологическую формулу общения. Как знание о системах знаков общения может повлиять на эффективность работы педагога?

12. Вы могли видеть рекламу отдельных парфюмерных продуктов, в которой герой использует их для привлечения внимания нужных ему людей. Какой психологический смысл он вкладывает в запах, которым пользуется? Какие психологические смыслы могут быть «прочитаны» в используемом им запахе другими людьми? В какой части процесса общения чаще всего возникают проблемы? Какие факторы, на Ваш взгляд, могут привести к непониманию смысла этого знака общения? (используйте для ответа гносеологическую формулу общения). Как изложенное вами знание, на Ваш взгляд, может быть применено в работе педагога?

13. Нередко чтобы повлиять на другого человека, изменить его поведение в процессе общения люди прибегают к устрашению. В каком случае устрашение будет эффективно, а в каком – нет? От чего это зависит? Опишите возможную ситуацию в деятельности педагога, когда он мог бы эффективно использовать в своих материалах устрашение для достижения поставленной цели? В отношении каких целей, на Ваш взгляд, устрашение никогда не бывает эффективным?

14. В каком случае мы можем обоснованно утверждать, что человек манипулирует нами в процессе общения? Каковы признаки манипуляции в общении? Каким образом манипуляции могут проявляться в работе педагога?

15. Иногда люди утверждают, что они оказались «загипнотизированы» другим человеком, поскольку тот имеет особый дар «внушения», «подавления воли и выключения сознания». Есть ли социально-психологическое объяснение этому процессу внушения (суггестии)? С чем связан суггестивный эффект в общении? Какие факторы влияют на то, что человек начинает верить другому без достаточных на то оснований? Может ли этот процесс иметь место в любом процессе общения? Аргументируйте свою позицию.

Методические рекомендации по написанию, требования к содержанию и оформлению

Эссе должно иметь четкую структуру и включать следующие разделы: оглавление, введение, основную часть, заключение, приложения (если они необходимы) и список источников, на которых строится аргументация. Важно иметь в виду следующее:

· введение представляет собой обоснование актуальности проблемы, демонстрация наличия разных точек зрения на эту проблему, во введении должны быть описаны цели и задачи текста (чего хочет достичь автор эссе своим текстом);

· в основной части должны быть изложены аргументы «за» и «против» каждой из перечисленных во введении точек зрения; аргументы должны иметь теоретический и/или эмпирических характер со ссылками на источники, из которых эти аргументы берутся;

· заключение представляет собой самостоятельные выводы, сделанные на основании материала, изложенного в работе.

При использовании цитат из других источников ссылка на них обязательна (либо в конце работы, либо внизу страницы). Таблицы должны быть пронумерованы по порядку, озаглавлены, а под каждой таблицей дан источник с указанием страницы.

Эссе должно опираться на краткий обзор литературы, в которой излагаются позиции по рассматриваемой теме. Главное в эссе – показать наличие разных точек зрения на обсуждаемый вопрос, выявить аргументацию этих разных точек зрения и сопоставить силу и слабость используемых аргументов.

В эссе следует продемонстрировать не столько теоретические знания, сколько умение их применить для анализа конкретной ситуации из практики. Для этого необходимо обязательно привести пример того, как или в чём проблема проявляется в жизни. Существенную помощь в данном случае может оказать использование материалов соответствующих тем лекций.

Цель эссе - сформулировать проблему и показать аргументированное отношение к ней автора, а не просто описать хорошо знакомую жизненную ситуацию. В эссе очень важна собственная позиция автора.

При подготовке списка литературы необходимо указывать имя автора, название книги (статьи); место издания и название издательства (для статьи - название журнала); год издания (и номер журнала).

Объем работы

Критерии оценки: чтобы понимать сколько всего требований, тогда их надо пронумеровать

· оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все требования;

· оценка «хорошо» - если не выполнено 1-2 требования;

· оценка «удовлетворительно» - если не выполнено 3 требования;

· оценка «неудовлетворительно» - если не выполнено 4 и более требований

Модуль 4. Введение в социальную психологию - student2.ru

Составитель ________________________ Д.В.Воронцов

(подпись)

«26» июня 2017 г.

Наши рекомендации