Понятие конфликтологической компетентности
Общее представление о компетентности связано с эффективностью определённой деятельности. Термины "компетенция" и "компетентность" являются творческим преобразованием английского термина competence (происходит от латинского competentis) - "принадлежность по праву", т.е. круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о чем-либо. Русскоязычная интерпретация этого слова определяет компетенцию как совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён или область, в которой следует разбираться, и как то, что имеет определённые границы, а компетентность – как уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции или использование профессиональных знаний и навыков при решении разного рода задач, в данном случае при разрешении конфликтной ситуации[4].
Опираясь на структурно-динамическую модель конфликтологической компетентности, предложенную Н.И. Леоновым. Структурными составляющими этой модели являются социально-психологические, операциональные и поведенческие характеристики личности педагога. Динамические составляющие – это характеристики, определяемые как самой спецификой профессиональной деятельности, так и ситуацией непосредственного взаимодействия педагога и других субъектов образовательного пространства (профессионально важные качества)[5].
Таким образом конфликтологическая компетентность – это системное, многокомпонентное образование профессионально важных, социально-психологических, операциональных и поведенческих особенностей педагога, способствующее конструктивному разрешению конфликтов между субъектами образовательного пространства[5].
К компонентам конфликтологической компетентности относятся:
Когнитивный (предполагает способность личности анализировать конфликтную ситуацию, свое поведение в ней, выделять структурные компоненты): интеллект (высокий);любознательность (стремление к новому, эксперимент).
Мотивационный (предполагает направленность личности на конструктивное разрешение конфликта):направленность на «себя», на «другого» (стратегии поведения – сотрудничество, компромисс); дипломатичность (обходительность, сдержанность; внимательность, чуткость, осторожность в оценках).
Регулятивный (предполагает способность личности к сознательному управлению собой и своим эмоционально-волевым состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях):локус контроля (субъективный самоконтроль – обладает способностью взять ответственность на себя за свои действия).
Конфликтологическая компетентность педагога может быть рассмотрена на двух уровнях. Первый - предусматривает способность к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия в определённых рамках, и владение способами регулирования для разрешения проблемы. Второй - предусматривает умение прогнозировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; а также включает владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия [4].
Конфликтологическая компетентность является одной из важнейших характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, поэтому её можно рассматривать как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности. Последняя включает в себя осведомленность о возможных стратегиях поведения в конфликте и умение адекватно применять эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого, в общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению [4].
Кроме того, конфликтологическую компетентность можно рассматривать как регуляторную подсистему профессионально значимой стороны личности, включающую соответствующие специальные знания и умения. Более того, такая компетентность – это способность действующего лица (педагога, организации, социальной группы и т.д.) в реальном конфликте осуществлять действия, направленные на минимизацию деструктивных, т.е. разрушительных форм конфликта.
Подводя итоги хочется обобщить понятие «Конфликтологическая компетентность», оно представляет собой сложное интегральное образование, вид коммуникативной компетентности и обладает ее существенными качественными признаками: сложностью структурной организации, имеющей интегральный характер; связанностью со структурой процесса коммуникации и его эффективностью; динамичностью структурных компонентов; возможностью их совершенствования.