Профессионально важные качества педагога как условие профилактики конфликтного взаимодействия с учениками.

Профессионально важные качества педагога как условие профилактики конфликтного взаимодействия с учениками.

(контрольная работа по дисциплине «Педагогическая конфликтология»)

Научный руководитель

ст. преподаватель Лазарева Ю.В.

Автор работы

студент 4 курса, гр. 29ППО148

Пестрякова А.Д.

Дата _______________________

Оценка _____________________

Тюмень, 2017

План работы

Введение…………………………………………………………………………….……..3

1. Позиция педагога в конфликте…………………………………………………..…...4

2. Понятие конфликтологической компетентности………………………………........5

3. Характеристика деловых и личностных качеств учителя, способствующее профилактике конфликтов…………………………………………………………….7

4. Условия оптимизации педагогического общения для профилактики конфликтов…………………………………………………………………………....10

Анализ психолого-педагогической ситуации…………………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………………………………..16

Введение

В настоящее время учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе рассматривается как сложная система одно- и многоуровневых взаимоотношений индивидуального, индивидуально-группового и группового характера, включающая такие подсистемы, как «ученик – ученик», «учитель – школьник», «педагог – педагог», «учитель – директор», а также «администрация и педагоги школы – родители», «родители – дети» и др. От того, в какой мере эффективно происходит взаимодействие между всеми названными участниками образовательного процесса, зависит достижение конечных его целей — воспитание человека как гармонично развитой личности с высоким творческим потенциалом саморазвития. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. От качества этих характеристик зависит эффективность педагога, качество педагогического взаимодействия, наличие и качество конфликтов.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [8]

Цель работы:изучение профессионально важных качеств педагога являющихся условием профилактики конфликтного взаимодействия с учениками

Теме важнейших профессиональных качеств педагога посвящено много работ, в основе нашей лежат труды Леонова Н.И.[5], Алфёровой Л.В[1]., Башмаковой Е.А.[1], Водянского А.М.[1] и Комаловой Л.P.[4] о конфликтологической компетентности педагога, Жукова В.К.[2] и его виденье деловых и личностных качеств современного педагога.

Заключение

Сущность психолого-педагогической профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик» заключается в создании условий, при которых адекватность восприятия конфликта, готовность, к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем способствовали бы. Трансформации деструктивного конфликта в конструктивный или же исключали конфликт вовсе.

Педагогу принадлежит особое место в проблеме разрешения конфликтов. При этом следует учесть, что он как субъект, управляющий процессом, развивается в процессе своей деятельности, приобретая опыт управления конфликтными ситуациями и их разрешения.

Конструктивная позиция учителя в конфликте, его конфликтологическая компетентность предполагает наличие не только определённых знаний по общей психологии, но и по психологии конфликта, благодаря которым он сможет предвидеть развитие учебной ситуации по непредсказуемому сценарию. В результате чего мы приходим к мнению о том, что одной из важнейших компетентностей, которыми должен обладать педагог является конфликтологическая компетентность, которая строится на изначально имеемых или развиваемых качествах, необходимых при работе в системе «человек-человек», а так же ориентация педагога не только на результат его деятельности, но и на процесс его.

Список литературы

1) Алфёрова Л.В., Е.А. Башмакова, Водянский А.М. и др. Инвариантный академический модуль «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики». - Мин обр. Московской области ГОУ Педагогическая академия, 2011г.

2) Жуков В.К. Педагогика и психология Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 139 с.

3) Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 304 с.

4) Комалова Л.Р. . Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, 5-6 октября 2005 г. Редколлегия А.В.Тихонов (отв. ред.), и др. - М.: Институт социологии РАН, 2006г., С. 347-351.

5) Леонов Н.И. Конфликтологическая компетентность педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Издательство ВГСПУ «Перемена» 2011г.

6) Семчук Л.А. Понимание учителем ученика и самого себя в конфликте: Автореф. дис. канд. психол. наук. Мн.,1992. – 22 с.

7) Спирин Л. Ф. Формирование общепедагогических умений. Автореф. Дисс. докт. пед. Наук. М., 1980.

8) Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.

Профессионально важные качества педагога как условие профилактики конфликтного взаимодействия с учениками.

(контрольная работа по дисциплине «Педагогическая конфликтология»)

Научный руководитель

ст. преподаватель Лазарева Ю.В.

Автор работы

студент 4 курса, гр. 29ППО148

Пестрякова А.Д.

Дата _______________________

Оценка _____________________

Тюмень, 2017

План работы

Введение…………………………………………………………………………….……..3

1. Позиция педагога в конфликте…………………………………………………..…...4

2. Понятие конфликтологической компетентности………………………………........5

3. Характеристика деловых и личностных качеств учителя, способствующее профилактике конфликтов…………………………………………………………….7

4. Условия оптимизации педагогического общения для профилактики конфликтов…………………………………………………………………………....10

Анализ психолого-педагогической ситуации…………………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………………………………..16

Введение

В настоящее время учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе рассматривается как сложная система одно- и многоуровневых взаимоотношений индивидуального, индивидуально-группового и группового характера, включающая такие подсистемы, как «ученик – ученик», «учитель – школьник», «педагог – педагог», «учитель – директор», а также «администрация и педагоги школы – родители», «родители – дети» и др. От того, в какой мере эффективно происходит взаимодействие между всеми названными участниками образовательного процесса, зависит достижение конечных его целей — воспитание человека как гармонично развитой личности с высоким творческим потенциалом саморазвития. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. От качества этих характеристик зависит эффективность педагога, качество педагогического взаимодействия, наличие и качество конфликтов.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [8]

Цель работы:изучение профессионально важных качеств педагога являющихся условием профилактики конфликтного взаимодействия с учениками

Теме важнейших профессиональных качеств педагога посвящено много работ, в основе нашей лежат труды Леонова Н.И.[5], Алфёровой Л.В[1]., Башмаковой Е.А.[1], Водянского А.М.[1] и Комаловой Л.P.[4] о конфликтологической компетентности педагога, Жукова В.К.[2] и его виденье деловых и личностных качеств современного педагога.

Наши рекомендации