Свойства образов представления.
· В образах отражаются не все признаки, а только характерные и постоянные (хотя они могут быть как существенными, так и несущественными);
· Взаимопроникновение в образе наглядного и обобщенного (конкретные особенности какого-то предмета накладываются на обобщенный групповой образ);
· Могут возникать как на основе восприятия, так и на основе слова;
· Всегда обрывочны, фрагментарны (какие-то стороны отражены ярче, а какие-то слабее);
· И, наконец, образы не являются достаточно устойчивыми образованиями и могут со временем сильно видоизменяться.
Следует также отметить, что помимо общих свойств, образы представлений имеют индивидуальные свойства. Это зависит от богатства, широты восприятия человека, от его направленности. Люди обладают неодинаковой яркостью образов, у каждого своя точность, индивидуальное соотношение единичных и общих представлений. К тому же одни и те же образы могут вызывать различные эмоции у разных людей.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Назовите основные отличия представления от ощущения и восприятия? Докажите, что они между собой взаимосвязаны.
2. Выберите одно из конкретных понятий (собака, дача, машина) и предложите нескольким сверстникам описать образы, возникающие у них при упоминании этого понятия. Выявите единичные (индивидуальные) и обобщенные образы.
Урок 24
Экспресс анализ по познавательным процессам ощущение, восприятие, представление
Цель урока: обобщить знания о познавательных процессах ощущение, восприятие, представление и выявить уровень усвоения материала.
Возможные варианты вопросов и заданий:
1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? Поясните.
o В зале включены люстры, которые дают освещенность в две тысячи люксов. Заметят ли присутствующие, если освещенность измениться на двадцать пять люксов?
o А. Н. Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в цвета.
o В романе Э. Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. «От ее тонкого пронзительного голоса, — отмечает автор, — у Артура стало кисло во рту».
2. Выпишите существенные отличительные признаки восприятия:
o субъективное отражение внешнего мира,
o отражение отдельных свойств предмета,
o первоначальный источник всех знаний об окружающем мире,
o результат совместной деятельности ряда анализаторов,
o составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира,
o искаженное отражение окружающего мира,
o отражение законов природы и общества,
o целостное отражение предметов и явлений,
o отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.
3. Зарубежные психологи проводили эксперименты со строгой сенсорной депривацией. Помещали испытуемых в отдельные боксы, на удобные кушетки. На глаза им одевали очки, рассеивающие свет. На уши — аудиофоны, не позволяющие слышать даже собственную речь. На руки — футляры, исключающие осязательные восприятия. У людей через несколько часов начались галюцинации. Один увидел «процессию белок, марширующую по снежному полю, с мешками через плечо». Другой — «поле ядовитых грибов, на ножке одного из которых отражался солнечный свет» и т.д. Какая закономерность лежит в основе этого факта?
Урок 25
Внимание как познавательный процесс
Цель урока: раскрыть понятие внимание как познавательный процесс.
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. Этот поток постоянно пополняется за счет нашей деятельности, общения с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях. Что же позволяет нам не «утонуть» в этом потоке информации? Упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики — вниманию.
Внимание — это направленность психической деятельности человека, его сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Расшифруем:
· Это психическое состояние, т.е. внимание определяется всем тем, что для него характерно в данный момент;
· Это состояние действующего человека, т.е. внимание характеризует активность человека;
· Это избирательность сознания человека, т.е. в наше внимание попадает то, на чем мы концентрируемся.
Многие психологи не считают внимание особым психическим процессом, утверждая, что внимание обеспечивает успешную и четкую работу всех познавательных процессов. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся. Если это утверждение верно, то так же верно будет то, что без развития внимания невозможно развитие никакого познавательного процесса.