Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ по ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии

Детская психология – наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности.

Предметом является: - количественные и качественные изменения в психике при переходе из одной возрастной группы в другую, - уникальное для каждого возраста сочетание психологических и поведенческих особенностей, - движущие силы, условия и законы психического развития человека.

Задачи: Изучение психического развития на каждом возрастном этапе, использование полученных знаний в воспитательно-образовательном процессе; использование теоретической основы в практике психологической службы.

Проблемы современной детской психологии.

1. Проблема влияния наследственности и среды на психику и поведение человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребёнка.

2.Связь детской психологии с другими науками. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога и психолога

Основой психологии, как и многих других наук, стала философия. Еще в 3 в. до н.э. Аристотель писал трактат «О душе». Философия играет заметную роль в психологических исследованиях, т.к. проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне решения мировоззренческих проблем: телесного и духовного, объективного и субъективного, биологического и социального и т.д. Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств. Связь с генетикой – предоставляет материал для осознания соотношения врожденного и приобретенного. Значительная связь психологии с физиологией высшей нервной деятельности – в теорию вошли понятия рефлекторной дуги, условного и безусловного рефлекса и т.д. Связь с дефектологией и логопедией – формирование правильности речи. Детская психология опирается на общую психологию - помогает определить, что именно и в каком направлении развивается в психике ребенка. Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой – в частности. К. Д. Ушинский, обращаясь к педагогам и воспитателям, он призывал: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». Глубокая связь с педагогической наукой важна и для дальнейшего развития детской психологии, поскольку именно из живой педагогической практики она, с одной стороны, черпает новые идеи и проблемы, а с другой — в ходе этой практической деятельности проверяет истинность своих теоретических выводов. Так же можно отнести связь с изобразительной деятельностью и музыкальным развитием детей. Наряду с общими вопросами детская психология изучает и более частные вопросы. Это, например, вопрос о природе и структуре некоторых видов деятельности детей: творческой игры, учения, рисования, труда в их различных формах и изменениях на разных этапах развития ребенка. Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое значение. Педагог получает возможность «расшифровать» многие факты детского поведения, особенности поведения отдельных ребят в коллективе и их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, причины рассеянности внимания и др. Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь учителю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути обучения и воспитания детей.

Метод изучения продуктов детской деятельности. Рисунок как средство изучения микросреды ребёнка

Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребенка, так как, рисуя, ребенок отражает свое отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости; состав нарисованной семьи в сравнении с реальной; отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине.

Популярность рисуночных методик объясняется несколькими причинами.

1. Процесс рисования оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребенком.

2. Рисунки удобны в применении: во-первых, лист бумаги и карандаш — это весь необходимый инструментарий, а во-вторых, ребенок как бы сам фиксирует при помощи карандаша свои действия, движение мысли. Это дает возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.

3. Рисуночные методики (в частности, рисунок семьи) — высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье.

4. Процесс рисования, особенно при изображении значимых для ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическим действием. В рисунке ребенок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуации.

Развёрнутая система анализа и интерпретации рисунка семьи была впервые представлена в работе У. Вольфа. Он давал детям задание: «Нарисуй свою семью». В рисунке автор анализировал: 1) последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье: ребенок начинает рисунок с более значимого лица и заканчивает менее значимым; 2) пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости; 3) состав нарисованной семьи в сравнении с реальной (отсутствие члена семьи в рисунке — редкий случай; часто оно выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого члена семьи); 4) отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине. Несоответствие соотношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем фактами реальности. Изображение ребенком других членов семьи неадекватно большими У. Вольф связывает с восприятием их доминантности, рисование большим себя — с чувством своей значимости в семье. Интерпретируя различия в изображении отдельных частей тела, автор опирается на предположение, что эти различия порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями данных частей тела.Обобщая, можно сказать, что У. Вольф выделил те характеристики рисунка, которые позже будут составлять основную часть интерпретации у других авторов.Разные авторы вносят свой вклад в разработку методики рисунка семьи, расширяя диапазон интерпретируемых параметров методики. Несмотря на различия в схемах интерпретации, вариации процедур, можно условно выделить основные параметры интерпретации рисунка: а) структура рисунка семьи; б) особенности нарисованных членов семьи; в) процесс рисования.Интерпретация структуры рисунка семьи (расположение фигур, сравнение составов нарисованной и реальной семьи). Получив инструкцию «нарисуй свою семью», ребенок не просто решает творческую задачу, но в первую очередь определенным образом структурирует воображаемую социальную ситуацию. Считается, что такое задание предоставляет ребенку возможность выразить свои чувства к другим членам семьи, субъективную оценку собственного места в семье. Эти психологические параметры отражаются в особенностях структуры семьи и, следовательно, могут быть идентифицированы специалистом. Такой подход основывается на гипотезе о том, что структура рисунка семьи не является случайной, а связана с переживаемыми и воспринимаемыми внутрисемейными отношениями; отражает общее отношение к рисунку семьи, которая может быть адекватно оценена только с помощью интерпретации конкретных параметров структуры рисунка семьи.

Анализ теорий детской игры

1)К. Гроос. описал лишь биологическое значение игры, но не ее сущность; не ставит игру в центр развития; натуралистический подход к игре человека (ребёнка).

2) Ф. Бойтендайк. В основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения. Три исходных влечения, приводящих к игре: влечение к освобождению, влечение к слиянию, тенденция к повторению. Игра есть всегда игра с чем-либо. Играют только с вещами, которые «играют» с самим играющим, т.е. играют только с предметами, которые вызывают ориентировочную реакцию.

3) В.Штерн. Игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций. Штерн, разделяя взгляды Грооса, вносит в них некоторые дополнения. Этих дополнений три: первое — представление о преждевременности созревания способностей; второе — признание игры особым инстинктом; третье — необходимость для подготовки созревающих способностей интимного соприкосновения их с впечатлениями внешнего мира.

4) З.Фрейд. Детство это период непрерывных травм, а игра есть единственное средство овладения (путем повторения) теми невыносимыми переживаниями, которые несут с собой эти травмы.

5) Ж..Пиаже. Ж. Пиаже выделяет три основные, связанные в один ряд структуры игры: игры-упражнения, символические игры и игры с правилами. Все они являются формами поведения, в которых преобладает ассимиляция; их различие в том, что на каждом этапе развития действительность ассимилируется разными схемами.

6) К.Коффка. Принимает концепцию двух миров. Из неудовлетворенности первичных желаний ребенка и возникает детский мир субъективности, аутизма и воображения. Развитие ребенка представляется как механическое вытеснение миром взрослых детского мира.

7) К.Левин. Минусы: нет попыток выяснить психологическую природу игры или определить ее значение для психического развития.

8) Л.С.Выготский. Игра ребенка направлена на будущую деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит ее в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ по ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии

Детская психология – наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности.

Предметом является: - количественные и качественные изменения в психике при переходе из одной возрастной группы в другую, - уникальное для каждого возраста сочетание психологических и поведенческих особенностей, - движущие силы, условия и законы психического развития человека.

Задачи: Изучение психического развития на каждом возрастном этапе, использование полученных знаний в воспитательно-образовательном процессе; использование теоретической основы в практике психологической службы.

Проблемы современной детской психологии.

1. Проблема влияния наследственности и среды на психику и поведение человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребёнка.

2.Связь детской психологии с другими науками. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога и психолога

Основой психологии, как и многих других наук, стала философия. Еще в 3 в. до н.э. Аристотель писал трактат «О душе». Философия играет заметную роль в психологических исследованиях, т.к. проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне решения мировоззренческих проблем: телесного и духовного, объективного и субъективного, биологического и социального и т.д. Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств. Связь с генетикой – предоставляет материал для осознания соотношения врожденного и приобретенного. Значительная связь психологии с физиологией высшей нервной деятельности – в теорию вошли понятия рефлекторной дуги, условного и безусловного рефлекса и т.д. Связь с дефектологией и логопедией – формирование правильности речи. Детская психология опирается на общую психологию - помогает определить, что именно и в каком направлении развивается в психике ребенка. Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой – в частности. К. Д. Ушинский, обращаясь к педагогам и воспитателям, он призывал: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». Глубокая связь с педагогической наукой важна и для дальнейшего развития детской психологии, поскольку именно из живой педагогической практики она, с одной стороны, черпает новые идеи и проблемы, а с другой — в ходе этой практической деятельности проверяет истинность своих теоретических выводов. Так же можно отнести связь с изобразительной деятельностью и музыкальным развитием детей. Наряду с общими вопросами детская психология изучает и более частные вопросы. Это, например, вопрос о природе и структуре некоторых видов деятельности детей: творческой игры, учения, рисования, труда в их различных формах и изменениях на разных этапах развития ребенка. Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое значение. Педагог получает возможность «расшифровать» многие факты детского поведения, особенности поведения отдельных ребят в коллективе и их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, причины рассеянности внимания и др. Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь учителю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути обучения и воспитания детей.

Наши рекомендации