Тема 1. Психотерапия и психосоциальная работа

Планы семинарских занятий

Тема 1. Психотерапия и психосоциальная работа

План:

1. Сравнительный анализ психотерапии и психосоциальной работы.

2. Формы психосоциальной работы.

3. Целевые группы и способы работы с ними.

4. Взаимодействие в процессе психосоциальной деятельности.

5.Функции поддержки и контроля в психосоциальной работе.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем заключаются различия психотерапии и психосоциальной работы?

2. Проведите сравнительный анализ направлений психотерапии и психосоциальной работы.

3. Какие целевые группы клиентов требуют психотерапевтического вмешательства, а какие психосоциального воздействия?

Список литературы:

1.Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь/ Под ред. О.В. Красновой. – М., 2002.- С. 8-22.

2. Барбру Леннеер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского). – М., ИСР, 1998.- С. 5- 18.

3. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- С.12-34.

4. Психологическая и психотерапевтическая помощь в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. – 153 с.

5. Справочное пособие по социальной работе/ Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – С. 7-22.

Тема 2. Роль теорий личности для социальной и психологической деятельности.

План:

1.Психодинамическая теория.

2.Гуманистическая психология.

3.Теория концентрации на клиенте.

4.Терапевтический континуум.

5.Среда и условия жизни человека.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какое значение теории личности имеют для социальной и психологической деятельности?

2. Что такое психическое здоровье? Каковы критерии его определения?

· Тема 1. Психотерапия и психосоциальная работа - student2.ru Заполните лист позитивными высказываниями о Ваших личностных качествах, чертах характера или достижениях:

Я……………………………………………………………………………………………………………

Я……………………………………………………………………………………………………………

Я…………………………………………………………………………………………………………..

Я могу……………………………………………………………………………………………………

Я могу……………………………………………………………………………………………………

Я могу…………………………………………………………………………………………………..

Я думаю…………………………………………………………………………………………………

Я думаю…………………………………………………………………………………………………..

Я считаю………………………………………………………………………………………………..

Я считаю………………………………………………………………………………………………..

Каково Ваше самое значительное достижение? (при ответе используйте Я-высказывание)…………………………………………………………………………………………..

Что Вам больше всего в себе нравится?..............................................................................

· Составьте биографическую карту социальных связей.

Образец:

Тема 1. Психотерапия и психосоциальная работа - student2.ru

Список литературы:

1. Барбру Леннеер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского). – М., ИСР, 1998.- С.19-43.

2.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: ТЦ Сфера, при участии “Юрайт”, 2002. – С.143-172.

3. Психология субъектности. Человек как автор жизни: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. – С. 6-48.

4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – С. 41-59.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. С.34-56.

6. Слободчиков В.И., Исаев Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995. – С. 46-74.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. С англ. – М., 1990. С. 23-43.

Тема 4. Вспомогательные методы психосоциальной работы.

План:

Структурированные упражнения.

2. Использование практических примеров.

Ролевая игра. Анализ сновидений.

Интервенция через интервью.

Тема5. Работа с мотивацией.

План:

Мотивация личности как решающий фактор успешности психосоциальной работы.

Взаимосвязь социальной принадлежности и мотивации.

Методы работы с мотивацией клиента.

Метод свободного выбора.

Что такое псевдомотивация?

Список литературы:

1. Барбру Леннеер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского). – М., ИСР, 1998.- С. 98- 116.

2 Социальная работа как профессия. Учебное пособие. Под общ. ред. З.Х Саралиевой. – Н.Новгород: ННГУ, 1996. – 316 с.

3.Справочное пособие по социальной работе/ Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.

4. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие. – М.: МГСУ, 2000. С. 67-78.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.Содержание основных психологических элементов в структуре социальной работы: мотивация, психологический анализ, управление.

2.Психологическое содержание социальной роботы: социальные потребности, интересы, мотивы, условия.

3. Психологические функции социальной работы.

4. Психологические проблемы личности и межличностного взаимодействия в социальной работе.

5. Психологические проблемы девиантного поведения в социальной работе.

6.Психологические проблемы межэтнических отношений в социальной работе.

7.Психологические особенности социальной роботы с детьми и молодежью.

8.Психологические особенности социальной работы с женщинами и пожилыми людьми.

9.Психологические особенности социальной работы с инвалидами и бывшими заключенными.

10. Психологические особенности управления социальной работой.

11. Главные психологические проблемы управления социальной работой.

12. Проблема развития личности социального работника.

13. Саморегуляция эмоциональных состояний социального работника.

14.Дефиниции и сравнения психотерапии и психосоциальной работы.

15. Формы психосоциальной работы. Оказание психосоциальной помощи. 16.Различия в организации социальной защиты и психотерапевтической помощи.

17. Целевые группы и способы работы с ними.

18. Функции поддержки и контроля в психосоциальной работе.

19. Роль теорий личности для социальной и психологической деятельности.

20. Индивидуальные, групповые и семейные формы психосоциальной работы.

21. Взаимоотношения социального работника и клиента.

22.Собственные возможности клиента и профессиональные возможности социального работника.

23. Проблемы сотрудничества при решении социальных проблем.

24. Основные и вспомогательные методы психосоциальной работы.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Психотерапия и психосоциальная работа

План:

1. Сравнительный анализ психотерапии и психосоциальной работы.

2. Формы психосоциальной работы.

3. Целевые группы и способы работы с ними.

4. Взаимодействие в процессе психосоциальной деятельности.

5.Функции поддержки и контроля в психосоциальной работе.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем заключаются различия психотерапии и психосоциальной работы?

2. Проведите сравнительный анализ направлений психотерапии и психосоциальной работы.

3. Какие целевые группы клиентов требуют психотерапевтического вмешательства, а какие психосоциального воздействия?

Список литературы:

1.Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь/ Под ред. О.В. Красновой. – М., 2002.- С. 8-22.

2. Барбру Леннеер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского). – М., ИСР, 1998.- С. 5- 18.

3. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- С.12-34.

4. Психологическая и психотерапевтическая помощь в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. – 153 с.

5. Справочное пособие по социальной работе/ Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – С. 7-22.

Наши рекомендации