Тема 1. Психотерапия и психосоциальная работа
Планы семинарских занятий
Тема 1. Психотерапия и психосоциальная работа
План:
1. Сравнительный анализ психотерапии и психосоциальной работы.
2. Формы психосоциальной работы.
3. Целевые группы и способы работы с ними.
4. Взаимодействие в процессе психосоциальной деятельности.
5.Функции поддержки и контроля в психосоциальной работе.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем заключаются различия психотерапии и психосоциальной работы?
2. Проведите сравнительный анализ направлений психотерапии и психосоциальной работы.
3. Какие целевые группы клиентов требуют психотерапевтического вмешательства, а какие психосоциального воздействия?
Список литературы:
1.Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь/ Под ред. О.В. Красновой. – М., 2002.- С. 8-22.
2. Барбру Леннеер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского). – М., ИСР, 1998.- С. 5- 18.
3. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- С.12-34.
4. Психологическая и психотерапевтическая помощь в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. – 153 с.
5. Справочное пособие по социальной работе/ Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – С. 7-22.
Тема 2. Роль теорий личности для социальной и психологической деятельности.
План:
1.Психодинамическая теория.
2.Гуманистическая психология.
3.Теория концентрации на клиенте.
4.Терапевтический континуум.
5.Среда и условия жизни человека.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какое значение теории личности имеют для социальной и психологической деятельности?
2. Что такое психическое здоровье? Каковы критерии его определения?
· Заполните лист позитивными высказываниями о Ваших личностных качествах, чертах характера или достижениях:
Я……………………………………………………………………………………………………………
Я……………………………………………………………………………………………………………
Я…………………………………………………………………………………………………………..
Я могу……………………………………………………………………………………………………
Я могу……………………………………………………………………………………………………
Я могу…………………………………………………………………………………………………..
Я думаю…………………………………………………………………………………………………
Я думаю…………………………………………………………………………………………………..
Я считаю………………………………………………………………………………………………..
Я считаю………………………………………………………………………………………………..
Каково Ваше самое значительное достижение? (при ответе используйте Я-высказывание)…………………………………………………………………………………………..
Что Вам больше всего в себе нравится?..............................................................................
· Составьте биографическую карту социальных связей.
Образец:
Список литературы:
1. Барбру Леннеер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского). – М., ИСР, 1998.- С.19-43.
2.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: ТЦ Сфера, при участии “Юрайт”, 2002. – С.143-172.
3. Психология субъектности. Человек как автор жизни: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. – С. 6-48.
4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – С. 41-59.
5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. С.34-56.
6. Слободчиков В.И., Исаев Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995. – С. 46-74.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. С англ. – М., 1990. С. 23-43.
Тема 4. Вспомогательные методы психосоциальной работы.
План:
Структурированные упражнения.
2. Использование практических примеров.
Ролевая игра. Анализ сновидений.
Интервенция через интервью.
Тема5. Работа с мотивацией.
План:
Мотивация личности как решающий фактор успешности психосоциальной работы.
Взаимосвязь социальной принадлежности и мотивации.
Методы работы с мотивацией клиента.
Метод свободного выбора.
Что такое псевдомотивация?
Список литературы:
1. Барбру Леннеер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского). – М., ИСР, 1998.- С. 98- 116.
2 Социальная работа как профессия. Учебное пособие. Под общ. ред. З.Х Саралиевой. – Н.Новгород: ННГУ, 1996. – 316 с.
3.Справочное пособие по социальной работе/ Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
4. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие. – М.: МГСУ, 2000. С. 67-78.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1.Содержание основных психологических элементов в структуре социальной работы: мотивация, психологический анализ, управление.
2.Психологическое содержание социальной роботы: социальные потребности, интересы, мотивы, условия.
3. Психологические функции социальной работы.
4. Психологические проблемы личности и межличностного взаимодействия в социальной работе.
5. Психологические проблемы девиантного поведения в социальной работе.
6.Психологические проблемы межэтнических отношений в социальной работе.
7.Психологические особенности социальной роботы с детьми и молодежью.
8.Психологические особенности социальной работы с женщинами и пожилыми людьми.
9.Психологические особенности социальной работы с инвалидами и бывшими заключенными.
10. Психологические особенности управления социальной работой.
11. Главные психологические проблемы управления социальной работой.
12. Проблема развития личности социального работника.
13. Саморегуляция эмоциональных состояний социального работника.
14.Дефиниции и сравнения психотерапии и психосоциальной работы.
15. Формы психосоциальной работы. Оказание психосоциальной помощи. 16.Различия в организации социальной защиты и психотерапевтической помощи.
17. Целевые группы и способы работы с ними.
18. Функции поддержки и контроля в психосоциальной работе.
19. Роль теорий личности для социальной и психологической деятельности.
20. Индивидуальные, групповые и семейные формы психосоциальной работы.
21. Взаимоотношения социального работника и клиента.
22.Собственные возможности клиента и профессиональные возможности социального работника.
23. Проблемы сотрудничества при решении социальных проблем.
24. Основные и вспомогательные методы психосоциальной работы.
Планы семинарских занятий
Тема 1. Психотерапия и психосоциальная работа
План:
1. Сравнительный анализ психотерапии и психосоциальной работы.
2. Формы психосоциальной работы.
3. Целевые группы и способы работы с ними.
4. Взаимодействие в процессе психосоциальной деятельности.
5.Функции поддержки и контроля в психосоциальной работе.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем заключаются различия психотерапии и психосоциальной работы?
2. Проведите сравнительный анализ направлений психотерапии и психосоциальной работы.
3. Какие целевые группы клиентов требуют психотерапевтического вмешательства, а какие психосоциального воздействия?
Список литературы:
1.Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь/ Под ред. О.В. Красновой. – М., 2002.- С. 8-22.
2. Барбру Леннеер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского). – М., ИСР, 1998.- С. 5- 18.
3. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- С.12-34.
4. Психологическая и психотерапевтическая помощь в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. – 153 с.
5. Справочное пособие по социальной работе/ Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – С. 7-22.