Тема 1. Предмет конфликтологии и ее значение как науки
Вопросник:
1. Предметное содержание конфликта в различных конфликтологических концепциях.
2. Типология конфликтов.
3. Уровни и функциональное назначение конфликта.
Задания:
1. Дать определения следующих категорий и понятий: Переговоры; Принуждение; Насилие; Страх; Агрессия; Мир; Конвенция; Сотрудничество; Антагонизм; Протест; Стычка; Столкновение; Конкуренция; Соперничество; Война; Борьба; Разногласие; Коллизия; Спор; Социальная напряженность; Этапы конфликта; Конфликтная ситуация; Средства (орудия) конфликта; Конфликт; Консенсус; Субъекты конфликта; Социальное взаимодействие; Социальное противоречие; Конфронтация (являются ли конфликтом ссора, драка, ругань, скандал); Стороны конфликта; Инициатор конфликта; Предпосылки и конфликта; Типы социального конфликта; Оппонент.
2. Определите: что является предметом и объектом
изучения конфликтологии в социально-педагогической деятельности, и выявить причины, которые обусловили институционализацию конфликтологии как самостоятельной учебной и научной дисциплины.
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]
Тема 2. История и методология исследования конфликтов.
Вопросник:
1. Основные этапы развития отечественной социальной конфликтологии.
2. Конфликтология в культурно-досуговой работе как особое направление конфликтологии.
Задания:
1. Дайте характеристику основных предпосылок формирования конфликтологических идей. Обоснуйте периодизацию истории отечественной конфликтологии.
2. Дайте характеристику основных направлений конфликтологии. Сущность конфликтов в культурно-досуговой работе.
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]
Тема 3. Методы изучения конфликта.
Вопросник:
1. Игровые методы экспериментального исследования конфликта.
2. Методы социодрамы и психодрамы.
3. Прямые и косвенные методы решения конфликтов. Основные методики изучения конфликта различного происхождения.
4. Конфликтография как метод диагностики конфликта.
Задания:
1. Охарактеризуйте значение и содержание программы конфликтного исследования.
2. С помощью модульного социотеста проведите диагностику межличностных отношений и конфликтов в любой малой группе.
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]
Тема 4. Классификация конфликтов.
Вопросник:
1. Система классификации конфликтов. Динамика развития конфликтов.
2. Основные классификации конфликта: К.Боулдинг; С. Чейз; Н. Смелзер; А.Г. Здравомыслов; А.Я. Ащупов и А.И. Шипилов; Р. Даль.
Задания:
1. Дайте определение основных видов конфликтов (А.Я. Ащупов и А.И. Шипилов).
2. Раскройте последовательность динамики развития конфликтов.
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]
Тема 5. Структура и функции конфликтов
Вопросник:
1. Структура конфликта.
2. Двойственный характер функций конфликта.
3. Формы выражения социального конфликта.
Задания:
1. Укажите, из каких основных компонентов состоит структура конфликта.
2. Раскройте сущность двойственного характера функций конфликта.
3.Проанализируйте конструктивную и деструктивную функции одного из конфликтов, свидетелем которых вы являлись.
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]
Тема 6. Причины конфликтов.
Вопросник:
1. Схема анализа конфликта.
2. Методы диагностики и экспертизы конфликта.
3.Проектирование конфликта.
Задания:
1. Определить последовательность анализа конфликта
2. Перечислить методы диагностики и экспертизы конфликта
3. Построить гипотетическую модель успешной реализации интересов в конфликте.
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]
Тема 7. Семейные конфликты
Вопросник:
1. Основные причины супружеских конфликтов.
2. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов.
3. Динамика трудностей семейных отношений.
4. Типология трудных семейных отношений.
Задания:
1. Используя различные методики определить стратегии
поведения в конфликте, к которым предрасположен Ваш тип
личности.
2. Определите основные причины супружеских конфликтов.
3. Разработайте рекомендации по предупреждению семейных конфликтов.
4.раскройте сущность семейных конфликтов
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]
Тема 8. Конфликты в образовательных учреждениях
1. Конфликты в педагогической деятельности.
2. Основные виды конфликтов в школе.
3. Рекомендации педагогам по управлению конфликтами
Задания:
1. Определите основные причины педагогических конфликтов.
2. Разработайте рекомендации по предупреждению педагогических конфликтов.
3. Выделите четыре субъекта которые составляю основу конфликтной диады
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]