Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.
Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д Группы: 1.большие(представлены госуд-ами, нациями, народностями и классами). Через эти группы посредственно осуществляется воздействие идеалогии общества на психологию составляющих их людей. 2.малые.состав от 2..3 до 20..30 чел, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении(семья, школьный класс) -малые условные -малые реальные(действительно существующие)
Малые реальные делятся на:
1.лабораторные(с целью научного исследования)
2.естественные -формальные(официальные: школьный класс).Высокоразвитые -неформальные(объединения по интересам: кружок). Низкоразвитые.
Понятие коллектива и их классификация. Соотношение понятий «группа» и «коллектив».
Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
В диффузной группе: | В коллективе: |
· положение человека неустойчиво и неопределенно, поэтому он робок и неуверен в поступках; · лидер группы случайный, нет гарантий, что лидерство не захватит лицо асоциальной ориентации; · отношение к делу регулируется администрацией; для большинства — некое принуждение; · отношение к руководителю как к вышестоящему лицу, облеченному властью над каждым; · отношение к группе защитно-оборонительное; · по отношению к себе психологическая зажатость, скованность, робость; · по отношению к другому — скрытая агрессия, конкуренция. | · положение человека устойчиво, определенно, поэтому он свободен в поведении; · лидером группы является уважаемое большинством или всеми лицо с социально-ценностной ориентацией; · отношение к делу как личностно значимому для каждого члена или для большинства; · отношение к руководителю как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями; · отношение к группе открытое, товарищеское; · по отношению к себе — свободное проявление «Я», инициативность; · по отношению к другому — принятие как данности, дружба. |
Требования к коллективу:
1.группа д.б.эффективнойпо отношению к основной деятельности
2.группа должна иметь высокую мораль
3.создавать для каждого в группе возможность развития как личности.
4.быть способна к творчекству.
Межличностные отношения. Психологический климат и совместимость.
Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Психологический климат-эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадении характеров, интересов, склонностей.
Климат:
1.социальный:опр-ся осознанием общих целей и задач организации
2.моральный-опр-ся принятыми ценностями организации
3.психологический-неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
Психологическая совместимость- возможность людей длительно быть рядом, жить, общаться и взаимодействовать, не сталкиваясь характером.
4 вида совместимости:
1.физическая(гармоническое сочетание физ-их качеств2 или нескольких людей, выполняющих совместное действие)
2.психофизическая(в основе лежат особенности анализаторских систем и св-в темперамента)
3.социально-психологическая(взаимоотношение людей с такими личностными св-ами, которые способствуют усиленному выполнению соц-ых ролей. обязательна гармония)
4.социально-идеалогическая(предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных уставов и ценностей)
Психология массовых социально-психологических явлений.
Массовые психологические явления- одновременное проявление одной из сторон сознанием многих людей. К ним относятся:
1.общественное мнение(единое по содержанию суждение коллективной деятельности отдельных личностей)
2.коллективное переживание(тождество эмоционального состояния людей,входящих в соц-ую общность)
3.соревнование(взаимодействие личностей, коллективов, групп в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга)
4.подражание(сознательное и несознательное копирование образца)
5.групповые мероприятия