Тема 7. Формы работы с родителями по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников

Основные вопросы для изучения

1. Направления работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников

2. Формы работы с родителями по социально-коммуникативному развитию дошкольников

3. Методические рекомендации родителям и педагогам по развитию общения.

7.1. Назовите формы работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников.

Направления Задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников  
Включение родителей в деятельность Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников  

7.2. Формы работы с родителями можно разделить на группы. Приведите примеры их использования в вашем ДОУ.

Информационно-аналитические: _______________________________________________.

Наглядно-информационные: ___________________________________________________. Познавательные: _____________________________________________________________. Досуговые: ___________________________________________________________________.

7.3. Давая рекомендации родителям о правилах развития коммуникативной сферы ребенка, научите их использовать нужные выражения:

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты мой любимый", "___________________________________________________________________________".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "___________________________________________________________________________".

3. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Поддерживайте словами «___________________________________________________».

4. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой- либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, подержите его словами__________________________________________________ .

5. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " ___________________________________________________________________________».

6. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.«_____________________________________________________________________». 7.Оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил, дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно, не сравнивайте ребенка с другими детьми._____________________________________________________ . _______________________________________________________________________.

7.4. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения важно преодолевать «барьеры» общения. Объясните смысл таких «барьеров»:

барьер занятости  
барьер взрослости  
барьер "воспитательных традиций  
" барьер "дидактизма"    

7.5. Составьте фразы для совершенствования коммуникативных умений детей:

· для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам" «___________________________________________________________________________»;

· если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом «___________________________________________________________________________»;

· для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты", «___________________________________________________________________________»;

· для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, детей. Предложите упражнения или игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его" «__________________________________________________________________________»;

7.6. На основе главных выводов по МДК спланируйте виды деятельности, указав тему и цель. В раннем возрасте (до трех лет) главной формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-деловая форма. Для нее характерны:

1) потребность в сотрудничестве,

2) деловые мотивы

3) предметно-действенные средства общения.

Воспитатель может показать детям, как можно играть в игрушки, пользоваться атрибутами, предметами. Например, можно показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Для этого планируем, например, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

К четырем-пяти годам складывается внеситуативно-познавательное общение ребенка со взрослым. Для него характерны:

1)хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

2) познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;

3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Ответы взрослого не должны искажать действительность, они должны отражать реальное положение вещей. Важно поощрять ребенка за его деятельность, поддерживать веру ребенка в свои способности. Для этого планируем, например, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

К концу дошкольного возраста складывается внеситуативно - личностное общение. Для него характерны:

1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;

) личностные мотивы;

3) речевые средства общения. Ребенка начинают интересовать человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей. Воспитатель должен давать ответы на вопросы «Что можно, а что нельзя», «кто добрый, а кто злой», «что хорошо, а что плохо». Для этого планируем, например, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

Контрольные итоговые задания по МДК Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

1. Тестовый контроль

Вариант № 1

В результате выполнения Вы получите последовательность букв.

 
№ п/п Задание (вопрос)
  Блок А. Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1.
№ задания Вариант ответа
 
 
 
 
1. Установите соответствие между характеристикой мотива общения и его названием по теории И.И. Лисиной:
  Характеристика мотива общения: 1) Мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового. 2) Мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. 3) Мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение побуждается самой личностью. Виды мотивов общения: а) социальные б) личностные в) познавательные г) деловые
2. Установите соответствие, какой модели взаимодействия взрослого с ребенком относится описание:  
  Описание модели взаимодействия взрослого с ребенком: 1) Мирное сосуществование рядом, но не вместе, самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам. 2) Руководство и контроль обучением ребенка на основе требований, наставлений, поощрений, наказаний. 3) Позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Названия: а) личностно - ориентированная б)«невмешательства» в жизнь ребенка в) учебно-дисциплинарная г) инновационная
Установите соответствие между описанием форм общения ребенка со сверстниками и их названием:  
  Описание форм общения дошкольника со сверстниками: 1) Общение со сверстниками, которое характеризуется интересом к другому ребенку, стремлением привлечь внимание к себе, желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию. 2) Общение, где дети заняты общим делом, должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. 3) Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Название: а)внеситуативно-деловое б)эмоционально- практическое в) ситуативно-деловое г) межличностное  
Установите соответствие между типом проявления детской агрессии у дошкольников и их мотивационной их направленностью  
  Тип проявления детской агрессии 1) импульсивно-демонстративный 2) нормативно-инструментальный 3) целенаправленно-враждебный тип агрессии Мотивационная направленность: а) достижение своих практических целей б) подавление и унижение другого в) достижение сотрудничества в игре г) спонтанная демонстрация себя
  Инструкция по выполнению заданий № 5 - №16: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.  
В обучении ребенка общению взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет – этот принцип называется 1) безусловное принятие ребенка 2) безоценочное общение 3) опережающая инициатива взрослого 4) формирование личностного общения  
В процессе общения важно поддерживать ребенка располагающей позой, кивками, словами, используя язык принятия, который включает 1) негативную оценку личности в случае плохого поступка ; 2) указание на несоответствие родительским ожиданиям; 3) выражение заинтересованности, одобрение, улыбку; 4) сравнение с другими детьми.  
Что такое автономная речь детей в раннем детстве? 1) детский лепет 2) гуление 3) слова, которыми взрослые не пользуются 4) неправильное произношение слов  
Период, когда ребенок стремится к самостоятельности и не терпит опеки взрослого называется 1) кризис 1 года 2) кризис 3лет 3) «комплекс оживления» 4) разрушение ситуации «Мы»  
Дети со слабо выраженной, неразвитой мотивационной сферой, демонстрируют отсутствие собственных интересов и творческой активности относятся к типу 1) заторможенные 2)гиперактивные 3) популярные 4)непопулярные  
Диагностические методики на получение результатов оценивания соответствующим показателем произвольности, осознанности и творческой самостоятельности дошкольников позволяют выявить типологии детей 1) популярных и непопулярных 2) агрессивных и демонстративных 3) импульсивных и заторможенных 4) обидчивых и застенчивых  
Причиной обидчивости дошкольников является 1) ощущение своей недооцененности,; 3) низкий уровень произвольности; 2) слабо развитая самостоятельность; 4)положительная «я-концепция»  
Дети, отличающиеся стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами относятся к типу 1) демонстративных; 2) обидчивых 3)застенчивых 4)агрессивных  
Выделите главную причину трудностей в общении застенчивых детей 1) отрицательная я-концепция 2) слабо развитая произвольность 3) обостренное восприятие и ожидание оценки 4) игнорирование сверстников  
Какие игры на последнем этапе коррекции трудностей в общении дошкольников предполагают совместную продуктивную деятельность детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими 1) Мозаика в парах, Рукавички 2)Живые куклы, Старенькая бабушка 3) Догонялки 4) Зеркало, Эхо  
Выделите формы работы с родителями, обеспечивающие повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников 1) конкурсы, выставки 2)совместные развлечения 3) праздники 4) семинары, консультации  
Выделите барьер общения родителей с ребенком, когда не учитывается изменившаяся ситуация воспитания и уровень развития ребенка 1) барьер «дидактизма» 2) барьер «воспитательных традиций» 3) барьер «занятости» 4) барьер «взрослости»  
  Блок Б. Инструкция по выполнению заданий № 17 - 18: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.    
Глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания называется    
Модель взаимодействия ребенка со взрослым, обеспечивающая психическую его защищенность ребенка, воспитывающая доверие его к миру и индивидуальность называется    

Вариант № 2

Блок А

№ п/п Задание (вопрос)
  Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв.
№ задания Вариант ответа
 
 
 
 
Установите соответствие между мотивами общения дошкольника и ролью взрослого:
  Мотивы общения дошкольника 1) Деловые 2) Познавательные 3) Личностные Роль взрослого: а) Партнер (участник) совместной деятельности; б) Побудитель в ребенке желаний осознать свои качества; в) Источник новой информации г) Контролер и оценщик общения
Установите соответствие между характеристикой формы общения дошкольника с ее названием:
  Характеристика формы общения дошкольника: 1) Проявляется потребность в деловом сотрудничестве: взрослый становиться нужный и интересный ребенку не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. 2) Общение выглядит как ответ на воздействие взрослого: активная двигательная активность, проявление эмоций на внимание к ребенку, обращенность к нему. 3) Общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации: о том, что видели, слышали, узнали. Название формы общения: а) ситуативно- личностная б) внеситуативная в)ситуативно-деловая г) ситуативная
Установите по описанию к какой группе агрессивных детей относятся дошкольники
  Описание: 1) Главная задача ребенка продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. 2) Дети используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками, агрессивные действия становятся средством достижения какой-либо конкретной цели. 3) Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Группы: а) целенаправленно- враждебные б) импульсивно- демонстративный в) нормативно- инструментальный г) пассивно-враждебные
Выберите игры для реализации следующих задач:
  Задачи на развитие общения и коррекции трудностей: 1) Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров; 2)Научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова; 3) Предоставление непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим Название игр: а) Волшебные очки, Комплименты б) Догонялки в) Живые куклы, Старенькая бабушка г) Зеркало, Эхо
  Инструкция по выполнению заданий № 5 - №18: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.
В обучении ребенка общению важно создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки – этот принцип называется 1) безусловное принятие ребенка 2) безоценочное общение 3) опережающая инициатива взрослого 4) формирование личностного общения
В процессе общения важно поддерживать ребенка располагающей позой, кивками, словами, используя язык принятия, который включает 1) оценку поступка, а не личности, похвалу, ласковые слова; 2) указание на несоответствие родительским ожиданиям; 3) отказ от объяснений; 4) сравнение с другими детьми.
Воспроизведение ребенком в раннем детстве услышанных слов называется 1) эхолалией 2) вокализацией 3) гулением 4) словотворчеством
Вид общения, где возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику называется 1) эмоционально-практическое 2)внеситуативно-познавательное 3) ситуативно-деловое 4) внеситуативно-личностное
Дети, у которых интеллектуальный уровень и творческая активность в норме, но неразвита произвольность поведения относятся к типу 1)заторможенные 2) гиперактивные 3) популярные 4)непопулярные
Социометрические методики, выявляющие положение ребенка в позволяют выявить типологии детей 1) популярных и непопулярных 2) агрессивных и демонстративных 3) импульсивных и заторможенных 4) обидчивых и застенчивых
Дети, отличающиеся затруднениями в общении с посторонними людьми, испытывающие страх в ситуации особого внимания к ним и эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, относятся к типу 1)демонстративных 2) обидчивых 3)застенчивых 4)агрессивных
Выделите главную причину трудностей в общении обидчивых детей 1) отрицательная я-концепция 2)слабо развитая произвольность 3) потребность внимания окружающих 4) отказ в чем-то нужном и привлекательном
Что обозначает принцип общения с детьми - формирование личностного общения 1) создание условий, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки; 2) взрослый дает ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет; 3) принятие ребенка без каких-либо условий; 4) безоценочное общение
Выделите назначение полифункциональных предметов, используемых дошкольником в играх 1) ребенок учится подражательным действиям 2) употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы 3) замещение отсутствующих предметов 4) приведение предметов (их частей) в определенные пространственные отношения
К какому возрасту относится преобладание инициативных действий ребенка над ответными 1) младенчество 2) раннее детство 3)младший дошкольный возраст 4) старший дошкольный возраст
Какие качества в первую очередь помогают дошкольнику стать популярным в группе 1) нравственные 2) организаторские 3) общительность 4) интеллект
  Блок Б. Инструкция по выполнению заданий № 17-18: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.
Стремление родителей в общении с дошкольниками постоянно поучать называется барьер…  
Модель взаимодействия ребенка со взрослым, обеспечивающая психическую его защищенность ребенка, воспитывающая доверие его к миру и индивидуальность называется…  
       

2. Разработайте циклограмму реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» на одну неделю для одной из групп: для первой младшей группы, для второй младшей группы, для средней группы, для старшей группы или для подготовительной к школе группы с указанием темы недели, целей и видов (форм) деятельности.

День недели Тема недели
  Режимные моменты Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
ПН Утро 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Прогулка 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Вечер 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации    
СР Утро 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Прогулка 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Вечер 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации    
ПТ Утро 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Прогулка 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Вечер 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации    

Коллективные формы работы с родителями Тема_________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Цель. ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Индивидуальные формы работы с родителями Тема_________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Цель. ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Наши рекомендации