Тема 7. Формы работы с родителями по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников
Основные вопросы для изучения
1. Направления работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников
2. Формы работы с родителями по социально-коммуникативному развитию дошкольников
3. Методические рекомендации родителям и педагогам по развитию общения.
7.1. Назовите формы работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников.
Направления | Задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников | |
Включение родителей в деятельность | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников |
7.2. Формы работы с родителями можно разделить на группы. Приведите примеры их использования в вашем ДОУ.
Информационно-аналитические: _______________________________________________.
Наглядно-информационные: ___________________________________________________. Познавательные: _____________________________________________________________. Досуговые: ___________________________________________________________________.
7.3. Давая рекомендации родителям о правилах развития коммуникативной сферы ребенка, научите их использовать нужные выражения:
1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты мой любимый", "___________________________________________________________________________".
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "___________________________________________________________________________".
3. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Поддерживайте словами «___________________________________________________».
4. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой- либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, подержите его словами__________________________________________________ .
5. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " ___________________________________________________________________________».
6. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.«_____________________________________________________________________». 7.Оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил, дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно, не сравнивайте ребенка с другими детьми._____________________________________________________ . _______________________________________________________________________.
7.4. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения важно преодолевать «барьеры» общения. Объясните смысл таких «барьеров»:
барьер занятости | |
барьер взрослости | |
барьер "воспитательных традиций | |
" барьер "дидактизма" |
7.5. Составьте фразы для совершенствования коммуникативных умений детей:
· для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам" «___________________________________________________________________________»;
· если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом «___________________________________________________________________________»;
· для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты", «___________________________________________________________________________»;
· для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, детей. Предложите упражнения или игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его" «__________________________________________________________________________»;
7.6. На основе главных выводов по МДК спланируйте виды деятельности, указав тему и цель. В раннем возрасте (до трех лет) главной формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-деловая форма. Для нее характерны:
1) потребность в сотрудничестве,
2) деловые мотивы
3) предметно-действенные средства общения.
Воспитатель может показать детям, как можно играть в игрушки, пользоваться атрибутами, предметами. Например, можно показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Для этого планируем, например, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
К четырем-пяти годам складывается внеситуативно-познавательное общение ребенка со взрослым. Для него характерны:
1)хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
2) познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;
3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Ответы взрослого не должны искажать действительность, они должны отражать реальное положение вещей. Важно поощрять ребенка за его деятельность, поддерживать веру ребенка в свои способности. Для этого планируем, например, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
К концу дошкольного возраста складывается внеситуативно - личностное общение. Для него характерны:
1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;
) личностные мотивы;
3) речевые средства общения. Ребенка начинают интересовать человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей. Воспитатель должен давать ответы на вопросы «Что можно, а что нельзя», «кто добрый, а кто злой», «что хорошо, а что плохо». Для этого планируем, например, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
Контрольные итоговые задания по МДК Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
1. Тестовый контроль
Вариант № 1
В результате выполнения Вы получите последовательность букв.
№ п/п | Задание (вопрос) | ||||||||||
Блок А. Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1.
| |||||||||||
1. | Установите соответствие между характеристикой мотива общения и его названием по теории И.И. Лисиной: | ||||||||||
Характеристика мотива общения: 1) Мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового. 2) Мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. 3) Мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение побуждается самой личностью. | Виды мотивов общения: а) социальные б) личностные в) познавательные г) деловые | ||||||||||
2. | Установите соответствие, какой модели взаимодействия взрослого с ребенком относится описание: | ||||||||||
Описание модели взаимодействия взрослого с ребенком: 1) Мирное сосуществование рядом, но не вместе, самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам. 2) Руководство и контроль обучением ребенка на основе требований, наставлений, поощрений, наказаний. 3) Позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. | Названия: а) личностно - ориентированная б)«невмешательства» в жизнь ребенка в) учебно-дисциплинарная г) инновационная | ||||||||||
Установите соответствие между описанием форм общения ребенка со сверстниками и их названием: | |||||||||||
Описание форм общения дошкольника со сверстниками: 1) Общение со сверстниками, которое характеризуется интересом к другому ребенку, стремлением привлечь внимание к себе, желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию. 2) Общение, где дети заняты общим делом, должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. 3) Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. | Название: а)внеситуативно-деловое б)эмоционально- практическое в) ситуативно-деловое г) межличностное | ||||||||||
Установите соответствие между типом проявления детской агрессии у дошкольников и их мотивационной их направленностью | |||||||||||
Тип проявления детской агрессии 1) импульсивно-демонстративный 2) нормативно-инструментальный 3) целенаправленно-враждебный тип агрессии | Мотивационная направленность: а) достижение своих практических целей б) подавление и унижение другого в) достижение сотрудничества в игре г) спонтанная демонстрация себя | ||||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 5 - №16: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. | |||||||||||
В обучении ребенка общению взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет – этот принцип называется 1) безусловное принятие ребенка 2) безоценочное общение 3) опережающая инициатива взрослого 4) формирование личностного общения | |||||||||||
В процессе общения важно поддерживать ребенка располагающей позой, кивками, словами, используя язык принятия, который включает 1) негативную оценку личности в случае плохого поступка ; 2) указание на несоответствие родительским ожиданиям; 3) выражение заинтересованности, одобрение, улыбку; 4) сравнение с другими детьми. | |||||||||||
Что такое автономная речь детей в раннем детстве? 1) детский лепет 2) гуление 3) слова, которыми взрослые не пользуются 4) неправильное произношение слов | |||||||||||
Период, когда ребенок стремится к самостоятельности и не терпит опеки взрослого называется 1) кризис 1 года 2) кризис 3лет 3) «комплекс оживления» 4) разрушение ситуации «Мы» | |||||||||||
Дети со слабо выраженной, неразвитой мотивационной сферой, демонстрируют отсутствие собственных интересов и творческой активности относятся к типу 1) заторможенные 2)гиперактивные 3) популярные 4)непопулярные | |||||||||||
Диагностические методики на получение результатов оценивания соответствующим показателем произвольности, осознанности и творческой самостоятельности дошкольников позволяют выявить типологии детей 1) популярных и непопулярных 2) агрессивных и демонстративных 3) импульсивных и заторможенных 4) обидчивых и застенчивых | |||||||||||
Причиной обидчивости дошкольников является 1) ощущение своей недооцененности,; 3) низкий уровень произвольности; 2) слабо развитая самостоятельность; 4)положительная «я-концепция» | |||||||||||
Дети, отличающиеся стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами относятся к типу 1) демонстративных; 2) обидчивых 3)застенчивых 4)агрессивных | |||||||||||
Выделите главную причину трудностей в общении застенчивых детей 1) отрицательная я-концепция 2) слабо развитая произвольность 3) обостренное восприятие и ожидание оценки 4) игнорирование сверстников | |||||||||||
Какие игры на последнем этапе коррекции трудностей в общении дошкольников предполагают совместную продуктивную деятельность детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими 1) Мозаика в парах, Рукавички 2)Живые куклы, Старенькая бабушка 3) Догонялки 4) Зеркало, Эхо | |||||||||||
Выделите формы работы с родителями, обеспечивающие повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников 1) конкурсы, выставки 2)совместные развлечения 3) праздники 4) семинары, консультации | |||||||||||
Выделите барьер общения родителей с ребенком, когда не учитывается изменившаяся ситуация воспитания и уровень развития ребенка 1) барьер «дидактизма» 2) барьер «воспитательных традиций» 3) барьер «занятости» 4) барьер «взрослости» | |||||||||||
Блок Б. Инструкция по выполнению заданий № 17 - 18: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова. | |||||||||||
Глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания называется | |||||||||||
Модель взаимодействия ребенка со взрослым, обеспечивающая психическую его защищенность ребенка, воспитывающая доверие его к миру и индивидуальность называется |
Вариант № 2
Блок А
№ п/п | Задание (вопрос) | ||||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв.
| |||||||||||
Установите соответствие между мотивами общения дошкольника и ролью взрослого: | |||||||||||
Мотивы общения дошкольника 1) Деловые 2) Познавательные 3) Личностные | Роль взрослого: а) Партнер (участник) совместной деятельности; б) Побудитель в ребенке желаний осознать свои качества; в) Источник новой информации г) Контролер и оценщик общения | ||||||||||
Установите соответствие между характеристикой формы общения дошкольника с ее названием: | |||||||||||
Характеристика формы общения дошкольника: 1) Проявляется потребность в деловом сотрудничестве: взрослый становиться нужный и интересный ребенку не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. 2) Общение выглядит как ответ на воздействие взрослого: активная двигательная активность, проявление эмоций на внимание к ребенку, обращенность к нему. 3) Общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации: о том, что видели, слышали, узнали. | Название формы общения: а) ситуативно- личностная б) внеситуативная в)ситуативно-деловая г) ситуативная | ||||||||||
Установите по описанию к какой группе агрессивных детей относятся дошкольники | |||||||||||
Описание: 1) Главная задача ребенка продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. 2) Дети используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками, агрессивные действия становятся средством достижения какой-либо конкретной цели. 3) Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. | Группы: а) целенаправленно- враждебные б) импульсивно- демонстративный в) нормативно- инструментальный г) пассивно-враждебные | ||||||||||
Выберите игры для реализации следующих задач: | |||||||||||
Задачи на развитие общения и коррекции трудностей: 1) Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров; 2)Научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова; 3) Предоставление непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим | Название игр: а) Волшебные очки, Комплименты б) Догонялки в) Живые куклы, Старенькая бабушка г) Зеркало, Эхо | ||||||||||
Инструкция по выполнению заданий № 5 - №18: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. | |||||||||||
В обучении ребенка общению важно создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки – этот принцип называется 1) безусловное принятие ребенка 2) безоценочное общение 3) опережающая инициатива взрослого 4) формирование личностного общения | |||||||||||
В процессе общения важно поддерживать ребенка располагающей позой, кивками, словами, используя язык принятия, который включает 1) оценку поступка, а не личности, похвалу, ласковые слова; 2) указание на несоответствие родительским ожиданиям; 3) отказ от объяснений; 4) сравнение с другими детьми. | |||||||||||
Воспроизведение ребенком в раннем детстве услышанных слов называется 1) эхолалией 2) вокализацией 3) гулением 4) словотворчеством | |||||||||||
Вид общения, где возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику называется 1) эмоционально-практическое 2)внеситуативно-познавательное 3) ситуативно-деловое 4) внеситуативно-личностное | |||||||||||
Дети, у которых интеллектуальный уровень и творческая активность в норме, но неразвита произвольность поведения относятся к типу 1)заторможенные 2) гиперактивные 3) популярные 4)непопулярные | |||||||||||
Социометрические методики, выявляющие положение ребенка в позволяют выявить типологии детей 1) популярных и непопулярных 2) агрессивных и демонстративных 3) импульсивных и заторможенных 4) обидчивых и застенчивых | |||||||||||
Дети, отличающиеся затруднениями в общении с посторонними людьми, испытывающие страх в ситуации особого внимания к ним и эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, относятся к типу 1)демонстративных 2) обидчивых 3)застенчивых 4)агрессивных | |||||||||||
Выделите главную причину трудностей в общении обидчивых детей 1) отрицательная я-концепция 2)слабо развитая произвольность 3) потребность внимания окружающих 4) отказ в чем-то нужном и привлекательном | |||||||||||
Что обозначает принцип общения с детьми - формирование личностного общения 1) создание условий, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки; 2) взрослый дает ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет; 3) принятие ребенка без каких-либо условий; 4) безоценочное общение | |||||||||||
Выделите назначение полифункциональных предметов, используемых дошкольником в играх 1) ребенок учится подражательным действиям 2) употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы 3) замещение отсутствующих предметов 4) приведение предметов (их частей) в определенные пространственные отношения | |||||||||||
К какому возрасту относится преобладание инициативных действий ребенка над ответными 1) младенчество 2) раннее детство 3)младший дошкольный возраст 4) старший дошкольный возраст | |||||||||||
Какие качества в первую очередь помогают дошкольнику стать популярным в группе 1) нравственные 2) организаторские 3) общительность 4) интеллект | |||||||||||
Блок Б. Инструкция по выполнению заданий № 17-18: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова. | |||||||||||
Стремление родителей в общении с дошкольниками постоянно поучать называется барьер… | |||||||||||
Модель взаимодействия ребенка со взрослым, обеспечивающая психическую его защищенность ребенка, воспитывающая доверие его к миру и индивидуальность называется… | |||||||||||
2. Разработайте циклограмму реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» на одну неделю для одной из групп: для первой младшей группы, для второй младшей группы, для средней группы, для старшей группы или для подготовительной к школе группы с указанием темы недели, целей и видов (форм) деятельности.
День недели | Тема недели | ||
Режимные моменты | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
ПН | Утро 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Прогулка 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Вечер 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации | ||
СР | Утро 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Прогулка 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Вечер 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации | ||
ПТ | Утро 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Прогулка 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации Вечер 1. Вид деятельности, тема 2. Цель 3. Форма организации |
Коллективные формы работы с родителями Тема_________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Цель. ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Индивидуальные формы работы с родителями Тема_________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Цель. ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________