Основные методы исследования в психологии.
Для решения задач психологии применяются следующие методы:
· § лабораторный и естественный эксперимент;
· § наблюдение;
· § исследование продуктов деятельности;
· § анкетирование и тестирование;
· § биографический метод;
· § психологическое моделирование;
· § сравнительно-генетический метод и др.
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности,
тесты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.
В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.
По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям
3. Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины.
1879 год - сформировалась психология.
В. Вундт - немецкий психолог, физиолог и философ - открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете.
1881 год - на базе лаборатории создается институт психологии, в нем учились многие выдающиеся психологи мира. Вундт основывает первый психологический журнал.
1889 г. - в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество.
Согласно представлениям Вундта психология - непосредственный опыт субъекта, постигаемый только самонаблюдением (или интроспекцией). Выделяя - ощущение и элементарные чувства, Вундт считал основной задачей психологии установление связей между элементами и «законов» душевной жизни.
Э. Титченер, американский психолог и создатель структурной психологии, развил идеи Вундта, предложив в качестве основного метода изучения сознания метод аналитической интроспекции ( заключается в передаче резульатов наблюдения в терминах элементов структуры сознания, а не в понятиях предметов внешнего мира или стимулов. Под элементами сознания Титченер понимал ощущения, представления и простейшие чувствования, из которых складывалось все разнообразие душевной жизни человека.
Другой последователь Вундта - немецкий психолог и философ О. Кюльпе - основал Вюрцбургскую школу. В отличие от интроспективных методов Вундта и Титченера, в которых одновременно разворачивались сознательный опыт и процесс наблюдения за содержанием этого опыта, систематическая интроспекция Кюльпе носила ретроспективный характер: испытуемый решал предложенную задачу, а потом в подробностях описывал ход психических процессов при ее решении. При этом в качестве основного объекта исследования выступал сам процесс мышления, а не его результат.
К концу XIX в. стало понятно, что метод интроспекции крайне ограничен и что круг психических явлений не исчерпывается только феноменами сознания. В это время возникли идеи создания другой психологии. В 1894 г. немецкий философ и психолог Я. Дильтей в работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» писал, что существует не одна психологическая наука, а две, причем каждая их них имеет свой предмет и свою методологию. Одну психологию ученый назвал объяснительной, понимая под ней современную ему интроспективную психологию В. Вундта. Другая психология, которую Дильтей призывал создать, была названа им описательной. По замыслу автора, она должна была строиться на совершенно иных основаниях и заниматься прежде всего изучением душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Дильтей считал, что психология принадлежит к циклу гуманитарных дисциплин и, следовательно, должна опираться не на естественнонаучный, экспериментальный метод, а на свойственный гуманитарным наукам метод понимания, заключающийся в том, чтобы «вчувствоваться» в изучаемый объект. При этом понимающая психология не отвергает методов объясняющей психологии. Введенное Дильтеем различие объяснительной и описательной психологии не потеряло своей актуальности и в наше время. Вопрос, к какому типу наук относится психология и по каким принципам должно строиться познание человеческой души, остается открытым.
Интенсивное развитие экспериментальной психологии привело к расширению круга изучаемых явлений, что в свою очередь сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода для объяснения душевной жизни человека. Изменилось и само представление о сознании: его перестали рассматривать как замкнутый в себе внутренний мир, доступный познанию лишь самого субъекта. Назрела необходимость в принципиальном пересмотре взглядов на предмет психологии. В это время возникали несколько конкурирующих концепций, каждая из которых отстаивала свою точку зрения на то, чем должна заниматься психология.
Автором одной из теоретических концепций, возникшей на заре XX в., был З. Фрейд. Его учение, названное психоанализом, получило широкую известность и оказало огромное влияние на развитие психологии. Получив медицинское образование, Фрейд изучал природу невротических расстройств и способы их лечения. После стажировки Фрейд начал использовать гипноз в лечении истерических расстройств. Анализируя состояния гипнотического транса своих пациентов и эффекты внушения, Фрейд сосредоточил свое внимание на явлениях, неосознаваемой части сознания.
Эта идея зародилась задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейд оформил это как предмет психологии. Изначально, психоанализ создавался для диагностики психоза, но позже распространился и на психику здорового человека. Согласно Фрейду - движущая сила поведения и развития личности является неосознаваемое, главное из которых - сексуальное (либидо). В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Источником, придающим мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное либидо, подавленных и вытесненных из области сознания под действием «цензуры», запретов и табу, налагаемых обществом. Вытесненные влечения обладают большим энергетическим зарядом, однако в область сознания не допускаются - сознание оказывает им сопротивление, - и тогда содержание бессознательного проникает в сознание в искаженном, измененном виде.
Бессознательное проявлялось тремя способами:
• Сновидениями
• ошибочными действиями (описки, оговорки и др.)
• невротическими симптомами.
Исходя из этого, был разработана методика получения исходного материала о содержании глубинных структур психики:
• анализ сновидений
• метод свободных ассоциаций
• анализ описок, оговорок, забываний.
Интерпретация этого материала составляет сущность метода, который Фрейд назвал психоанализом.
Психоанализ получил широкое распространение и нашел приверженцев в кругу представителей других областей науки и культуры.
Бихевиоризм был создан в 1913 г. публикацией Дж. Б. Уотсоном статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Однако предпосылки для возникновения бихевиоризма сложились намного раньше - в работах по изучению психики и поведения животных Ж. Леба и Э. Торндайка и в трудах И.П. Павлова, развивающих идеи об условных рефлексах.
Бихевиористы отказались от субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предложили считать таковым поведение человека и животного, отнеся к этой категории все объективно наблюдаемые реакции организма на внешние воздействия. Задача психологии должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями, а цель - предсказании поведения субъекта и управлении им. Отказавшись от дискредитировавшей себя интроспекции, бихевиористы заменили методом объективного наблюдения и эксперимента. Одной из наиболее важных тем исследования была названа проблема изучения и выработки навыков; работа в этом направлении позволила собрать обширное количество фактов и подвергнуть их тщательной статистической обработке. Недостатком бихевиористских экспериментов было то, что они проводились на белых крысах, а полученные результаты переносились на поведение человека.
До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и сменивший его необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии. Вместе с тем механицизм бихевиоризма и игнорирование им сознания вызывали жесткую критику представителей других теоретических направлений психологии.
В 1910-1930х гг. в Германии, начала развиваться «гештальтпсихология». Основные ее представители - М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка Гештальтпсихология не отказывалась от изучения феноменов сознания и метода феноменологического самонаблюдения, однако само сознание понималось как динамическое целое, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа этого поля выступал гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Достижения гештальтпсихологии в области изучения восприятия и творческого мышления составляют золотой фонд мировой психологии. После прихода к власти Гитлера в результате эмиграции своих основных членов школа распалась, но ее идеи оказали значительное влияние на последующее развитие психологии.