Психологически спорные эмоциональные способы взаимодействия
Психологическое влияние - процесс и результат изменения поведения человека его установок, намерений, представлений, оценок и т.д. в ходе взаимодействия с ним.
Внушение – метод воздействия на психику человека, связанный с существенным снижением ее критичности к поступающей информации, отсутствием стремления проверить ее достоверность. Неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Подражание –осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей. Процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт его характера и стиля жизни.
Заражение –психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Неосознанная, непроизвольная склонность индивида к определенным психическим состояниям .
Манипуляции
Манипуляции -это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений.
Понятие малой группы
Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что служит основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Психология исследует в основном малые социальные группы, в то время как большие социальные группы находятся в ведении социологии. Минимальной малой группой является диада (пара). Верхний предел: 7+2 человека. Этой формулой описывается объѐм оперативной памяти, т.е. именно столько человек может удерживать индивид в поле своих контактов. В практике численность малой группы может составлять 10, 15, 20 человек и более. Малая группа характеризуется следующими признаками: - общей совместной деятельностью ее членов (профессиональной учебной, досуговой и пр.),
- наличием непосредственных контактов каждого члена группы с каждым;
- чувством принадлежности к данной группе;
- наличием образа группы, т.е. осознанием членами группы себя как «мы», других – как «они»;
- наличием общих групповых норм и ценностей, разделяемых членами группы.
28. Социально-психологические характеристики различных профессиональных групп:
Коллектив– это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко.
Группу можно считать коллективом, если мы наблюдаем в ней добровольное объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели, распределение функций между членами, прозрачную структуру руководства и управления, такую форму взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает развитие личности только в соответствии с идеей коллектива, благодаря взаимной требовательности и ответственности. Коллектив предполагает приоритет общественного над индивидуальным.
Максимального расцвета коллективы получили в России в советский период, поскольку в максимальной степени соответствовали задачам существовавшей в то время идеологии.
Итак, коллектив – это высший уровень развития группы, подчиненный жесткой идеологии. Если эта идеология имеет религиозный контекст, то такие группы чаще всего называют сектами.
Команда– это группа людей с определенными функциональными ролями, объединенная общей целью, этикой и атрибутикой, то есть имеющая особенные черты, отличающие ее от других.
Сегодня многие современные организации отдают предпочтение именно командному стилю управления, считая его новым методом работы с подчиненными. Но идеи этого метода появились довольно давно, в середине прошлого века.
Еще до начала Второй мировой войны профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо в ходе научных экспериментов установил, что почти все наемные сотрудники считают: «Главное в коллективе – это чувство команды, ощущение локтя». В результате в науке о менеджменте появился новый термин – «чувство команды».
Команда – это группа людей с определенными функциональными ролями, объединенная общей целью, этикой и атрибутикой, то есть имеющая особенные черты, отличающие ее от других.
Помимо указанных в определении, признаками команды являются взаимодополняющие навыки, высокий уровень взаимозависимости и разделение ответственности всеми членами команды за достижение конечных результатов.
Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта. О наличии синергетического эффекта идет речь, когда комбинация общих усилий дает больший эффект, чем сумма индивидуальных действий.
В организационной практике существуют два основных типа команд:
➢ Кросс-функциональная, формируемая на определенное время из представителей разных подразделений для решения общей задачи;
➢ Интактная, создаваемая из представителей одного подразделения и существующая постоянно (например, рабочая бригада).