Характеристика диагностического процесса

В психологической литературе термин «диагноз» употребляется в двух значениях — как процесс и как результат деятельности диагноста.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.

По форме осуществления он представляет собой опос­редованное психодиагностическими методиками взаимодействие диагноста с обследуемым, направленное на установление психоло­гического диагноза.

По содержанию — выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния элементов феноменологического уровня объекта психодиагностики, в качестве которых выступают параметры деятельности или состояния психи­ческого комфорта.

По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами - сложная процедура, требующая для своей реали­зации специальной подготовки психодиагноста. Сложно­сть проявляется в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводит к возникновению диагностических ошибок и между которыми существует установленная или меняющаяся в зависимости от конкретных обстоятельств по­следовательность.

В качестве описания этапов психодиагностиче­ского процесса выступает психодиагностограмма, содержащая ал­горитмы проверки диагностических гипотез с указанием методиче­ских приемов и оценочных инструментов и создающая необходи­мые условия для реализации каждого этапа диагностического про­цесса. Использование психодиагностограмм при установлении диагноза позволяет повысить его эффективность за счет сокраще­ния психодиагностической процедуры, повысить точность диагно­стирования.

Этапы: Дубровина

1. Изучение требования, поступившего практическому психоло­гу в виде запроса (жалобы, сомнений, вопроса) учителей, родителей, учеников, предполагающее его уточнение посредством проведения специальной беседы,

2. Формулировка психологической проблемы, заключающаяся в переводе запроса на психологический язык на основе изучения всей информации об ученике.

3. Выдвижение гипотез о причинах отклонений в обучении, воспитании, развитии учащегося.

4. Выбор метода исследования, предполагающий наличие в распоряжении практического психолога и владение им как строго-формализованными (тесты), таки малоформализованными (наблю­дение, беседа и т. п.) методами и проведения исследования.

5. Оценка полученных результатов, заключающаяся в сопостав­лении их с проявлениями в жизненных ситуациях и с возрастными особенностями.

6. Диагноз, формулировка заключения.

7. Перевод диагноза на язык адресата (учителей, родителей, ученика).

8. Прогноз.

9. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

10. Разработка путей и способов коррекции.

11. Осуществление психокоррекционной работы.

Бурлачук

Этап сбора данных. На этом этапе посредством анализа документации (например, истории болезни, заключения других специалистов), беседы, в которой выясняется про­шлое и настоящее обследуемого, а также с помощью психодиагно­стических методик осуществляется ознакомление с комплексом объективных и субъективных данных об обследуемом, формулируется диагностиче­ская задача. Далее делается выбор соответствующих методик на основе учета их валидности, надежности, широты охвата личности, прово­дится обследование. При выборе методик следует руководствоваться и тем, что можно обозначить как широту охвата ими личностных особенностей. От этого зависит и точность диагностического решения, прогноза.

После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть пред­ставлены в том виде, который определяется особенностями используемых мето­дик.

Этап переработки и интерпретации. На этом этапе перерабатываются и интерпретируются по­лученные данные на основе гармоничного сочетания двух подходов: клинического и статистического. Клинический, близкий к суждениям здравого смысла и более ориентированный на опыт и интуицию диагноста. Статистический предусматривает учет объективных количественных показателей, их статистическую обработку. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий.

Этап принятия решения. Н. Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагно­стических заключений. На первом уровне диагностическое заключение производится непосредст­венно из имеющихся об обследуемом данных.(Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсут­ствии расстройств мышления.Это и служит основой для отбора). При таком «се­лекционном» подходе психолога не интересует, почемуотдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз, а тем более прог­ноз, не осуществляется. Диагноз на этом уровне замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий.

Второй уровень предусматривает создание посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посред­ников Н. Сандберг и Л. Тайлер указывают на описательное обобщение и гипоте­тический конструкт. (Это означает, что, установив снижение уровня обобщения, замедленность темпа психических процессов, обобщают эти данные как расстрой­ство мышления). В качестве гипотетического конструкта может выступать раскры­тие психологической структуры расстройства. На этом уровне исследователь по­лучает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обоб­щения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида пред­ставлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.

Типы диагностических заключений, предложенные Н. Сандберг и Л. Тайлер, в сущности, совпадают со ступенями в развитии диагноза,выделенными российскими психологами А. А. Невским и Л. С. Выготским (1936). Первая ступень — симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничива­ющийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.

Вторая ступень — этиологическая диагностика,учитывающая не только опре­деленные симптомы, но и причины, их вызывающие. И на этой ступени можно стол­кнуться со значительными трудностями, могущими быть источником ошибок. Ошибки этиологического диагноза обычно вытекают из двух источников. Во-первых, очень часто этиологический анализ понимается чрезвычайно упрощенно: указываются самые отдаленные причины или общие и малосодержательные формулы, вроде преобладания биологических или социаль­ных факторов и пр.

Завершающая ступень — типологическая диагностика,заключающаяся в опре­делении типа личности в динамическом смысле этого понятия. «Процесс развития всегда развертывается в том или ином плане, он совершается по тому или иному типу, другими словами, все многообразие индивидуальных ситуаций можно све­сти к определенному количеству типичных ситуаций...». Обсуждаемые уровни диагноза не следует понимать в качестве альтернатив, пе­ред которыми стоит психолог. Это разные ступени познания.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индиви­дуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Прак­тическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществле­ния на его основе прогноза.

Опираясь на данные методологического анализа, можно сказать, что психологический диагноз как результат деятель­ности практического психолога представляет собой логическое за­ключение о состоянии обследуемого человека или группы людей. Относительно содержания психологического заключения высказы­ваются различные мнения, в соответствии с которыми предметом психодиагностического заключения являются:

— психические расстройства;

— отклонения от нормы, но не обязательно имеющих характер патологии;

— патология и норма, взятые вместе;

— психологические переменные индивида;

— причины, факторы, влияющие на особенности поведения.

Последняя точка зрения наиболее близка к адекватному пониманию специфики содержательной стороны психодиагностического заключения. Она рассматривает психологи­ческие перемены не изолированно, а в их непосредственной связи с параметрами деятельности. Из этого следует, что диагностическое заключение характеризует состояние элементов системы психиче­ской регуляции. Уточняя подобное понимание содержательной специфики психологического диагноза, следует подчеркнуть, что предметом психодиагностического заключения выступают именно психические явления, а не социальные, педагогические или физи­ологические. При включении в психодиагностическое заключе­ние описания социальных, педагогических, физиологических и т. п. явлений в качестве элементов уровня причинных оснований утрачивается критерий, позволяющий отличить психологический диагноз от социального, педагогического, физиологического. Именно природа переменных уровня причинных оснований служит, пожалуй, единственным строгим основанием различения указанных видов диагноза.

Часто в психологическом диагнозе указывается одна причина. Однако в психодиагностической практике встречаются ситуации, когда обнаруживается действие нескольких причин одновременно.

53.Функции психодиагностического заключения и его структура.

Относительно формы диагностического заключения, представляющего в прагма­тическом отношении обзорную запись о проведенном обследовании для включения ее в дело нуждающегося в психологической помощи человека, высказываются два противоположных мнения. Некото­рые исследователи полагают, что она не может быть единой, как не может быть стандартным и само обследование. Другие авторы считают целесообразным для регулярно требуемых заключе­ний использовать стандартные бланки для записи основных резуль­татов обследования и резюмирования данных в доступном для адресата виде, а также предлагают разработать список основных понятий, применяемых в заключение.

Диагностическое заключение, не повторяя (даже сжато) прото­кол обследования, является чаще всего ответом на вопрос, постав­ленный перед практическим психологом другим специалистом (пе­дагогом, дефектологом, врачом и т. п.) или обследуемым. По мнению психологов-практиков, заключение должно отражать ос­новные качественные характеристики психики обследуемого, по­лученные на базе обобщения полученных данных, строиться по принципу от внешнего к внутреннему, иметь причинный характер.

Опираясь на результаты проведенного анализа, в структуре диагностического заключения целесообразно выделять три блока:

1) соответствующий феноменологическому уровню объ­екта психодиагностики;

2) отражающий его уровень причинных оснований;

3) содержащий описание предложенных мероприятий.

Первый блок включает описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, его отношение к факту обследования. Доста­точно полная характеристика этого блока дана в образце диагности­ческой карты в коллективной монографии «Семья в психологиче­ской консультации», в которой, в частности, указываются для заполнения следующие пункты: краткое содержание жалобы (что и когда случилось, с кем), общее впечатление о клиенте, субъектив­ный локус жалобы (на кого жалуется клиент), объективный локус жалобы (на что жалуется), проблема (суть затруднения: «хочу то-то, но не могу» и т. п.), самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений), запрос (какой помощи ждет), эмоционально-ценно­стное отношение к лицу, фиксируемому в субъективном локусе жалобы, отношение к консультации и консультанту.

Во втором блоке фиксируются данные об отдельных сферах личности (например, интеллектуальной) или дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения (гипотезы). Помимо результатов обследования в заключение предлагается указывать его причины и применяемые методики.

Третий блок содержит мероприятия, которые находятся в компетенции практического психолога. Как справедливо отмечается в одной из работ, «...психолог, какими бы данными он не располагал, не вправе ставить медицинский диагноз или делать вывод вместо дефектолога».

Считается целе­сообразным различать психодиагностическое заключение как компетентное резюме, составленное на языке современной психо­логической науки для специалистов в области психодиагностики, и сообщение об обследуемом как документ, предназначенный для заявителя, не имеющего, как правило, психологического образова­ния, и включающий, наряду с психологической, другие части, например, медицинскую, биологическую, социальную.

Функциональная сторона психологического диагноза как ре­зультата деятельности практического психолога также представлена несколькими вариантами ее понимания.отмечается возможность исполь­зования диагностического заключения в целях:

— поиска наиболее эффективных способов работы с обследуе­мым на основе учета указанных в диагностическом заключении психологических факторов, влияющих на те или иные особенности поведения;

— разработки конкретных рекомендаций для обследуемого и связанных с ним лиц;

— прогноза дальнейшего развития его личности и разработки рекомендаций;

— прогноза и коррекции.

Объединяет перечисленные точки зрения использование психо­диагностического заключения в целях оказания психологической помощи, которая, помимо названных, включает также и профилак­тическую его функцию.

 
  Помимо рассмотрения отдельных сторон психологического ди­агноза как продукта деятельности практического психолога некото­рые из упомянутых авторов стремятся построить синтетическое определение этого понятия, учитывающее несколько признаков вместе. Отмечая, что психодиагностика является одной из функций школьной психологической службы, и характеризуя в общей форме психологический диагноз как продукт диагностического процесса, И. В. Дубровина полагает, что результат «психодиагностической деятельности школьного психолога выражается в заключении — диагнозе, на основе которого разрабатываются конкретные реко­мендации учителю или родителям (чаще всего и тем и другим вместе) по обучению и воспитанию конкретного школьника». В числе существенных признаков в этом высказывании следует выделить две особенности: 1) диагноз является заключением об обследуемом (общая характеристика содержательной стороны диагноза); 2) на его основе разрабатываются рекомендации пользо­вателю (функциональная особенность диагностического заключе­ния). Структура психологического заключения. 1. Ф.И.О., год рождения/ возраст, место проведения исследования. 2. Цель исследования 3. Инструментарий (перечисление примененных методик): аппаратные исследования, функциональные пробы, интервью (беседы), тесты (опросники), проективные методики и пр. - поименно. 4. Результаты исследования – описание процесса выполнения заданий и анализ полученных результатов конкретно по каждой методике или по группе проб или тестов. Последовательность описания результатов: особенности протекания психических процессов, особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности. Отражаются все результаты по тестам.

54.Подходы к пониманию эффективности психологического диагноза.

В психологической диагностике выделяют преимущественно два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетическийи идеографический.

Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой.

Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).

С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.

В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированныйи интегральный.

Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее, назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий.

Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека.

Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.

Возникновение практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную па выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.

Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Разнообразие мнений объясняется как многоаспектностью содержания и направлений профессиональной деятельности психолога, в которой могут реализоваться разные грани психологической диагностики, так и большими, но недостаточно полно раскрытыми теоретическими и практическими возможностями этой дисциплины.

55.Понятие психодиагностической ошибки и их виды.

Псих ошиб- это разн артефакта, обусл недост опытн психодиагн. Ошиб психодиагн- все издержки, недочёты и упущения в организ псих помощи и провед корр-разв процесса.
диагн ошибка- ошиб, возник на одном из этапов распозн психолог симптомат, описан в теор констр, при расхожд мыслй карт сост сист, выраж в диагн, с реальн её сост, в рез чего псих диагн став неверным, неточн и неполным.Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработке, связанные с ними границы выводов, которые на их основе можно сделать, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения.

С точки зрения гносеологии, ошибка означает неистинную мысль, т. е. не соответствующую действительности и искажающую действительную связь между реальными явлениями. Такая ошибка называется фактической.

Анализ диагностических ошибок, проведенный на основе различных источников, показал, что их основные причины можно разделить на две большие группы:

1) объективные причины, обусловленные прежде всего сложностью объекта познания, специфичностью психодиагностического процесса, условиями и средствами познания, уровнем развития науки и техники и т. д. Они определяют вероятностный аспект психодиагностической истины (Ю. Н. Стампурский, М. И. Морозов, А. А. Губергиц, 1986, с. 59);

2) субъективные причины, зависящие от познающего субъекта (его знаний, опыта, личностных особенностей, внимания и т. д.).

3)ошиб взаимодейст

Ошибки психологического диагноза можно разделить на две основные группы: 1) ошибки, связанные со сбором данных (ошибки наблюдения, ошибки регистрации, ошибки инструментальные); 2) ошибки в переработке, интерпретации данных (эф- фект «первого впечатления», ошибка атрибуции, ошибка ложной причины, познава- тельный радикализм и познавательный консерватизм).

Ошибки:

Первая группа- ошибки судьекта диагностики, кот связ с гностическим (опер сторона мышления), семиотическим (незнании типологии запросов), и техничес (неправ выбор и применен методик) компон диагностики.

Втор груп- ошибки обьекта диагн, связ с мотивац и личн особ облед.

Третья- ошибки с несоверш диагн методик.
четв- ошибки соббщ диаг данных пользоват.


56.Связь психологического консультирования с другими отраслями психологической помощи.

Психологическое консультирование, как отмечает большинство современных авторов, включает в себя диагностику и коррекцию.

Значимость психологической диагностики и психологической коррекции как двух основных составляющих психологического консультировании отмечается, в частности, в определении Менделевича. Под психологическим консультированием, по его мнению, подразумевается анализ психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментально-психологического исследования) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых представлений о различных подходах к их решению, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также повышению его психологической культуры и личностному росту (Менделевич В. Д., 1998). Таким образом, считает автор, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует выявлению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния (Менделевич В. Д., 1998

57.Задачи современного психологического консультирования.

Психологическое консультирование– это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

2. Оказаниеклиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет. Такой, к примеру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

58.Разнообразие и специфические черты психологического консультирования, отличие от психотерапии.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Работа с группой здесь обусловлена, во-первых, тем, что она является более экономичной, так как позволяет одновременно оказывать помощь большому количеству людей, испытывающих одинаковые сложности. Во-вторых, группа здесь рассматривается как проводник влияния психолога-консультанта, речь не идет о самостоятельном значении процессов групповой динамики, они могут даже рассматриваться как помеха деятельности консультанта.

То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось, прежде всего, в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. Меновщиков Ю.В. (1998, с. 4) склонен к тому, чтобы указать конкретную дату возникновения психологического консультирования – 1951 год, время, когда на одной из конференций в США был введен термин «Консультативная психология», чтобы ограничить консультирование от клинической психологии, отрасли психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным. Естественно, что это разделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования.

Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилактика, работа с деструктивными формами общения, нерациональными способами организации деятельности – тем, что приводит к травмам, а в последствии и к болезням.

Мы полагаем, что термин «Психологическое консультирование» более применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъект-субъектного общения. Термин же «Психокоррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характер откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Полагаем также, что психологическое консультирование более может быть ориентированно на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция – на решение внутренних проблем клиента. Однако когда мы обсуждаем реальный процесс работы с клиентом, трудно определить, где заканчивается психокоррекция и начинается психологическое консультирование.

отличия от психотерапии:

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации.

3.Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента.В значительной части психотерапевтических подходовгораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышае

Наши рекомендации