Психологические основы обучения. Научение, учение, обучение. Психология усвоения

Директор ТИ (ф) МГЭУ

_________ Бутузов А.А.

«___»___________ 2017 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

дополнительной профессиональной программы

«Преподаватель психологии»

в рамках направления 37.03.01 Психология

Тверь – 2017

Данную программу разработала Травина С.А., к.психол.н., доцент факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.

Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.

Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.

Содержание

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................    
Место дисциплины в структуре образовательной программы …......................  
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………      
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………………..      
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………    
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………...    
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................    
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………...    
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………….....    
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………….      
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………………………….    

1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Цель изучения дисциплины – формирование у будущего преподавателя психологии в системе образования знаниями закономерностей развития личности формирующегося человека, знаниями о специфике педагогической деятельности и роли личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса.

.Основные задачи дисциплины:

- определить место и роль педагогической психоло­гии в системе наук;

- обосновать основные положения теории воспитания в современной системе образования и ее приложение на практике;

дать психологическую характеристику ведущих элементов педагогической системы, а именно – обучаю­щего и обучаемого;

раскрыть содержание понятий «учебная деятель­ность», «педагогическое сотрудничество» и «педагогиче­ское взаимодействие»;

сформировать основы обучения в новых образова­тельных средах, базирующихся на использовании средств компьютерных и телекоммуникационных техно­логий;

обеспечить усвоение студентами основных понятий педагогической психологии, закономерностей психиче­ского развития и формирования личности в процессе пе­дагогического взаимодействия (обучение и воспитание);

овладеть методами диагностики учебных и внеучебных интересов, склонностей, а также возможностей личности педагога;

сформировать основы психологической культуры; развивать у студентов личностные и профессиональные качества, необходимые будущему преподавателю психологии.

1.1. Требования к результатам освоения дисциплины.

В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:

- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;

- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

В результате освоения курса «Педагогическая психология» слушатели должны:

Знать:

определения основных понятий и терминов педагогической психологии;закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития человека в процессах обучения и воспитания; основные теории и концепции педагогической психологии; предмет и специфические методы психолого-педагогического исследования и обследования; основные области практических приложений психолого-педагогических знаний; функции педагогического психолога и психолога образования в решении комплексных проблем проектирования, экспертизы и коррекции образовательных сред разного уровня и организации психологической помощи субъектам образовательного процесса; историю развития и современное состояние различных направлений педагогической психологии;

Уметь

анализировать учебно-воспитательный процесс с позиций достижений современной психологии и педагогики; проектировать программы коррекции образовательной среды; выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений.

Владеть

- основными понятиями педагогической психологии; этическими нормами проведения психолого-педагогических исследований; методами преподавания психологии в учебных заведениях; методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса. .

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Педагогическая психология» относится к Разделу 2. Специальные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Формой промежуточной аттестации является зачет.

3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид учебной работы Всего часов Аудиторная работа
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе:  
Лекции (Л)
Семинарские занятия (СЗ)    
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д.  
Вид промежуточной аттестации – зачет    
Общая трудоемкость, час. /  
   

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости

Тематический план очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Контактная нагрузка Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
1. Педагогическая психология: становление, современное состояние ПК-10, ПК-12
2. Психологические основы обучения. Научение, учение, обучение. Психология усвоения ПК-10, ПК-12
3. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психология педагогической оценки  
4. Обучаемость и критерии её эффективности. Специфические и неспецифические показатели. Уровни обучаемости ПК-10, ПК-12
5. Современные концепции обучения. Психологические основы систем развивающего обучения ПК-10, ПК-12
6. Проблемы психологии воспитания. Методы воспитания на разных возрастных этапах развития ПК-10, ПК-12
7. Готовность к обучению в школе. Ученик как субъект воспитания ПК-10, ПК-12
8. Психология педагогической деятельности ПК-10, ПК-12
9. Психологический анализ урока ПК-10, ПК-12
               
  Итого -  

* в том числе в интерактивной форме

Содержание дисциплины

1. Педагогическая психология: становление, современное состояние Педагогическая психология как наука о закономерностях становления, развития психики и сознания в системе социальных институтов воспитания и обучения. Предмет педагогической психологии. (Б.Г.Ананьев, В.А. Крутецкий, И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина и др.). Место педагогической психологии в системе других психологических наук и в отношении к педагогике*.

Историческое изменение предмета педагогической психологии вместе с изменением социокультурных ориентаций общества. Основные этапы становления педагогической психологии*. Психологическая педагогика, ее место и роль в современной педагогической психологии.

Проблемы педагогической психологии. Структура педагогической психологии (психология педагогической деятельности, психология обучения, психологи воспитания). Основные задачи педагогической психологии.

Образование в общекультурном контексте. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система, как процесс, как результат*. Основные тенденции современного образования. Педагогическая антропология и ее роль в развитии образования.

Психологические исследования педагогического процесса. Методы педагогической психологии. Историческое изменение методов изучения психического развития в процессе усвоения социального опыта. Метод сравнительного кросскультурного исследования в педагогической психологии. Личностный и деятельностный подходы.

Общеметодологические принципы: законы диалектики (переход количества в качество; единство и борьба противоположностей; противоречия как источник развития)*. Общепсихологические принципы: принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития психики в деятельности. Принципы возрастной и педагогической психологии: неравномерность психического развития (сензититивные периоды); интеграция психики (целостность); пластичность и возможность компенсаций.

Методы педагогической психологии. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; формирующий и констатирующий эксперимент; тестирование; метод поперечных срезов в педагогической психологии; метод психологического анализа результатов деятельности; методы опроса в и др.; методы исследования группы: социометрия и референтометрия. Методы обработки полученной информации. Теоретические методы. Методы практического характера. Методы обучения. Методы воспитания и самовоспитания*.

ПК-10

Код компетенции Уровень освоения компетенции Содержание Этапы
ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно- воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий пороговый – знает о определения основных понятий и терминов педагогической психологии;закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития человека в процессах обучения и воспитания; основные теории и концепции педагогической психологии
продвинутый – способен синтезировать знания из области педагогики и педагогической психологии для понимания образовательного процесса; – способен анализировать учебно-воспитательный процесс с позиций достижений современной психологии и педагогики; проектировать программы коррекции образовательной среды; выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений
высокий – владеет основными понятиями педагогической психологии; этическими нормами проведения психолого-педагогических исследований; методами преподавания психологии в учебных заведениях; методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса

ПК-12

Код компетенции Уровень освоения компетенции Содержание Этапы
ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества пороговый – способен анализировать знания из различных отраслей психологии с целью выбора содержания для просвещения; – способен проводить междисциплинарные аналогии, устанавливать междисциплинарные связи для построения содержания для выступлений.  
продвинутый – способен определять цели и задачи просветительской деятельности населения; – способен применять основные принципов реализации просветительской деятельности среди населения; – способен выбрать адекватные методы просветительской деятельности населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; - способен построить план выступления для просветительской деятельности.  
высокий – владеть навыками просветительской деятельности с целью повышения уровня психологической культуры общества; – владеть современными технологиями и методами просветительской деятельности

Директор ТИ (ф) МГЭУ

_________ Бутузов А.А.

«___»___________ 2017 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

дополнительной профессиональной программы

«Преподаватель психологии»

в рамках направления 37.03.01 Психология

Тверь – 2017

Данную программу разработала Травина С.А., к.психол.н., доцент факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.

Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.

Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.

Содержание

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................    
Место дисциплины в структуре образовательной программы …......................  
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………      
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………………..      
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………    
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………...    
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................    
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………...    
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………….....    
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………….      
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………………………….    

1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Цель изучения дисциплины – формирование у будущего преподавателя психологии в системе образования знаниями закономерностей развития личности формирующегося человека, знаниями о специфике педагогической деятельности и роли личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса.

.Основные задачи дисциплины:

- определить место и роль педагогической психоло­гии в системе наук;

- обосновать основные положения теории воспитания в современной системе образования и ее приложение на практике;

дать психологическую характеристику ведущих элементов педагогической системы, а именно – обучаю­щего и обучаемого;

раскрыть содержание понятий «учебная деятель­ность», «педагогическое сотрудничество» и «педагогиче­ское взаимодействие»;

сформировать основы обучения в новых образова­тельных средах, базирующихся на использовании средств компьютерных и телекоммуникационных техно­логий;

обеспечить усвоение студентами основных понятий педагогической психологии, закономерностей психиче­ского развития и формирования личности в процессе пе­дагогического взаимодействия (обучение и воспитание);

овладеть методами диагностики учебных и внеучебных интересов, склонностей, а также возможностей личности педагога;

сформировать основы психологической культуры; развивать у студентов личностные и профессиональные качества, необходимые будущему преподавателю психологии.

1.1. Требования к результатам освоения дисциплины.

В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:

- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;

- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

В результате освоения курса «Педагогическая психология» слушатели должны:

Знать:

определения основных понятий и терминов педагогической психологии;закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития человека в процессах обучения и воспитания; основные теории и концепции педагогической психологии; предмет и специфические методы психолого-педагогического исследования и обследования; основные области практических приложений психолого-педагогических знаний; функции педагогического психолога и психолога образования в решении комплексных проблем проектирования, экспертизы и коррекции образовательных сред разного уровня и организации психологической помощи субъектам образовательного процесса; историю развития и современное состояние различных направлений педагогической психологии;

Уметь

анализировать учебно-воспитательный процесс с позиций достижений современной психологии и педагогики; проектировать программы коррекции образовательной среды; выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений.

Владеть

- основными понятиями педагогической психологии; этическими нормами проведения психолого-педагогических исследований; методами преподавания психологии в учебных заведениях; методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса. .

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Педагогическая психология» относится к Разделу 2. Специальные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Формой промежуточной аттестации является зачет.

3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид учебной работы Всего часов Аудиторная работа
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе:  
Лекции (Л)
Семинарские занятия (СЗ)    
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д.  
Вид промежуточной аттестации – зачет    
Общая трудоемкость, час. /  
   

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости

Тематический план очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Контактная нагрузка Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
1. Педагогическая психология: становление, современное состояние ПК-10, ПК-12
2. Психологические основы обучения. Научение, учение, обучение. Психология усвоения ПК-10, ПК-12
3. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психология педагогической оценки  
4. Обучаемость и критерии её эффективности. Специфические и неспецифические показатели. Уровни обучаемости ПК-10, ПК-12
5. Современные концепции обучения. Психологические основы систем развивающего обучения ПК-10, ПК-12
6. Проблемы психологии воспитания. Методы воспитания на разных возрастных этапах развития ПК-10, ПК-12
7. Готовность к обучению в школе. Ученик как субъект воспитания ПК-10, ПК-12
8. Психология педагогической деятельности ПК-10, ПК-12
9. Психологический анализ урока ПК-10, ПК-12
               
  Итого -  

* в том числе в интерактивной форме

Содержание дисциплины

1. Педагогическая психология: становление, современное состояние Педагогическая психология как наука о закономерностях становления, развития психики и сознания в системе социальных институтов воспитания и обучения. Предмет педагогической психологии. (Б.Г.Ананьев, В.А. Крутецкий, И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина и др.). Место педагогической психологии в системе других психологических наук и в отношении к педагогике*.

Историческое изменение предмета педагогической психологии вместе с изменением социокультурных ориентаций общества. Основные этапы становления педагогической психологии*. Психологическая педагогика, ее место и роль в современной педагогической психологии.

Проблемы педагогической психологии. Структура педагогической психологии (психология педагогической деятельности, психология обучения, психологи воспитания). Основные задачи педагогической психологии.

Образование в общекультурном контексте. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система, как процесс, как результат*. Основные тенденции современного образования. Педагогическая антропология и ее роль в развитии образования.

Психологические исследования педагогического процесса. Методы педагогической психологии. Историческое изменение методов изучения психического развития в процессе усвоения социального опыта. Метод сравнительного кросскультурного исследования в педагогической психологии. Личностный и деятельностный подходы.

Общеметодологические принципы: законы диалектики (переход количества в качество; единство и борьба противоположностей; противоречия как источник развития)*. Общепсихологические принципы: принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития психики в деятельности. Принципы возрастной и педагогической психологии: неравномерность психического развития (сензититивные периоды); интеграция психики (целостность); пластичность и возможность компенсаций.

Методы педагогической психологии. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; формирующий и констатирующий эксперимент; тестирование; метод поперечных срезов в педагогической психологии; метод психологического анализа результатов деятельности; методы опроса в и др.; методы исследования группы: социометрия и референтометрия. Методы обработки полученной информации. Теоретические методы. Методы практического характера. Методы обучения. Методы воспитания и самовоспитания*.

Психологические основы обучения. Научение, учение, обучение. Психология усвоения

Основные понятия психологии «учение», «научение». Виды научения через реактивное поведение: привыкание, сенсибилизация, импринтинг, условный рефлекс; через оперантное поведение: путем проб и ошибок, формирование реакции, научение путем наблюдения (через подражание и викарное научение); через когнитивные формы научения: латентное, инсайт, обучение сложным навыкам, путем рассуждения. Факторы, от которых зависит успешность научения. Виды подкрепления.

Структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза. Обучение и учение. Усвоение как психологическая сторона учения. Подходы к определению усвоения. Основные характеристики усвоения. Навык в процессе усвоения*. Факторы, влияющие на формирование навыка. Закономерности формирования навыка. Критерии сформированности навыка.

Наши рекомендации