Психологическое сгорание и профессиональные деформации
Специалисту социальной сферы приходится решать проблемы наиболее социально уязвимых слоев населения: бедных, больных, несчастных, страдающих от социальной несправедливости. Таким образом, он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс и дистресс, испытывающими большие жизненные сложности людьми, т.е. постоянно находится в поле отрицательных эмоций, не всегда видя положительный результат своей деятельности. Неблагоприятные условия труда влекут за собой различные нарушения, деформацию и профессиональные болезни, что может приводить к снижению трудоспособности, эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде.
К профессиональным затруднениям специалистов социальной сферы можно отнести стрессы, которым они подвергаются, постоянно и напрямую работая с социально неустроенными людьми.
Стресс — это напряженное состояние человека, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов внешней среды, его реакция на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворять этим требованиям. Эмоциональный стресс переживается очень остро, поскольку он разрушает глубинные установки и ценности индивида, т.е. то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.
Стресс может быть конструктивным (полезным), когда происходит мобилизация человека, повышаются его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности, и разрушительным (называемый дистрессом), когда резко снижается эффективность работы человека и качество его жизни. Каждому человеку свойственен свой порог чувствительности к стрессу, т.е. индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Если же воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и превышает порог чувствительности, стресс становится губительным, у человека появляется усталость, истощение, он может заболеть. За 10—15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И наоборот, кратковременный сильный стресс может мобилизовать и активизировать человека, «встряхнуть» его, повысить его жизненный тонус.
Симптомы стресса:
- отрицательная оценка результатов своей работы, если личные ожидания специалиста не оправдались;
- все более негативное и равнодушное отношение к клиентам;
- потеря аппетита;
- симптомы беспокойства: холодный пот, ощущение надвигающейся беды;
- осложнение отношений с окружающими, склонность к обвинениям;
- эмоциональная опустошенность;
- плохой сон.
Причины стресс а:
- давление со стороны начальства;
- давление со стороны клиентов, их родственников;
- положительный результат работы чаще всего не виден (если решение проблем клиентов затруднительно);
- недостаточное умение справляться с агрессивностью клиентов, их родственников;
- отсутствие четких целей и средств их достижения;
- отсутствие системы поддержки внутри учреждения;
- недостаточный опыт переживания подобной проблемы;
- слабая теоретическая подготовка.
Профессиональные деформации— специфические, негативные изменения личности, происходящие в результате профессиональной деятельности социального работника:
- черствость, жестокость;
- равнодушие, нежелание принимать чужую боль на себя;
- ненависть к людям;
- отсутствие милосердия и гуманизма;
- низкая коммуникабельность;
- нежелание и неумение понять другого человека;
- отсутствие гибкости и тактичности;
- нетерпимость к чужому мнению;
- хамство, грубость, злоба.
Все эти проявления не считаются нарушениями социальных норм, но они неприятны, нежелательны в социуме и нетерпимы со стороны социальных работников.
В работе социального работника можно выделить особые трудности.
Синдром эмоционального сгорания. Это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки; профессиональное заболевание, свойственное специалистам системы «человек—человек», вовлеченным по роду своей деятельности в длительное напряженное общение с другими людьми. Объясняется оно тем, что социальный работник помимо профессиональных знаний, умений и навыков, использует резервы своей личности, выступая своего рода «эмоциональным донором», что может приводить к эмоциональному перенапряжению, сказываться на психологическом состоянии и на качестве его работы. Желание помочь не всегда подкрепляется внутренними ресурсами социального работника.
К. Кондо определяет синдром эмоционального сгорания как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому синдрому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Эмоционально напряженная работа
сопровождается чрезмерной тратой психической энергии и приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию).
В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна, как правило, возникновение семейных проблем.
Основные признаки синдрома сгорания:
- ощущение эмоционального истощения;
- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;
- негативная самооценка.
Учеными обнаружилась прямая связь между сгоранием:
- и неудовлетворенностью профессиональным ростом;
- недостатком самостоятельности;
- сверхконтролем со стороны руководства.
Любопытно, что от уровня зарплаты синдром сгорания не зависит. Если человек доволен своей профессиональной деятельностью, понимает нужность и ценность того дела, которым он занимается, свою значимость и необходимость, то и, получая не очень высокую плату за свой труд, он будет творчески работать. На развитие синдрома сгорания оказывает воздействие организационный фактор: работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, характер руководства может не соответствовать содержанию работы.
Причинами синдрома сгорания можно считать:
- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- невозможность профессионального, личностного и карьерного роста;
- отсутствие творческой автономии, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
- сверхконтроль со стороны руководства;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- несовершенство управления;
- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям специалиста помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишняя критичность;
- неразрешенные личностные конфликты самого специалиста.
Особое внимание следует уделять созданию системы профилактики и психогигиене работника социальной сферы. Ему важно научиться выявлять, распознавать и преодолевать профессиональные затруднения и деформации в процессе деятельности. Специалист социальной сферы должен быть готов к психологическим нагрузкам, владеть техниками психологической защиты, уметь снимать внутреннее напряжение.
Возможные направления профилактики возникновения синдрома сгорания:
1) обучение, чтобы расти профессионально. Социальный работник должен:
- точно понимать свою роль и функции;
- знать социально-психологические и возрастные особенности, с которым работает;
- владеть смежными процедурами и вопросами (консультирование, тестирование, знание нормативно-правовых документов);
- владеть навыками собеседования, поведения в критической ситуации;
- уметь снимать напряжение, проводить аутогенную тренировку, справляться с кризисом.
Обучение может проходить на курсах повышения квалификации. Очень полезно участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми, обменяться опытом. Большую пользу приносит участие в работе профессиональной группы, позволяющее обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой;
2) помощь на уровне организации. Здесь многое зависит от руководителя, он должен:
- уметь видеть положительное в работе специалиста, отмечая его заслуги;
- давать возможность творчески работать, больше доверять, не контролировать по мелочам;
- оказывать поддержку и помощь в работе;
- четко организовывать работу;
- организовать кабинет психологической разгрузки;
3) умение работника снимать напряженность. Владение своим душевным состоянием, настроением, эмоциями помогает работать с высокой отдачей и без устали. Человек имеет предел ресурсов психического здоровья, и чтобы прожить рабочий год, он должен мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить, восстановить. Очень важно уметь подпитывать положительные эмоции.
Неумение разделить собственное и профессиональное Я. Некоторые социальные работники, в первую очередь ведущие консультативные приемы, не могут разделить собственное и профессиональное Я. Специалист должен оставаться безоценочным, на его отношения к клиенту не должны влиять личные принципы и ценности. В противном случае может произойти контрперенос. Он опасен тем, что может вызвать агрессию по отношению к клиенту или идентификацию социального работника с клиентом. Это, в свою очередь, негативно скажется на работе и психическом состоянии социального работника. Между социальным работником и клиентом должно существовать доверие, но не выходящее за рамки профессиональной необходимости.
Неразделенная ответственность. Так называется явление, когда социальный работник принимает на себя всю ответственность за решение, что противоречит одной из основных нравственных ценностей социальной работы: принципу взаимной ответственности клиента и социального работника. В случае неудачи неразделенная ответственность — большая эмоциональная нагрузка.
Социальные работники всеми силами стремятся помочь людям и улучшить их жизнь. Их клиенты доверяют им, считая, что они — сильные личности, которые способны поддержать их и себя в любой критической жизненной ситуации. Но порой они ставят перед собой слишком высокие планки, и когда понимают, что не могут достичь их, доходят до истощения сил. Признаться самим себе и окружающим, что они не могут справиться с теми или иными жизненными обстоятельствами, значит признаться, по их мнению, в собственной некомпетентности.
Физическая опасность. Социальному работнику приходится контактировать с людьми девиантного поведения: пожилыми и престарелыми, инвалидами, детьми-инвалидами и их родителями. В некоторых случаях он может быть подвержен физическому насилию.
Юридическая незащищенность. В России пока еще не создана правовая база для деятельности социального работника, не определены границы его юридической ответственности. Следовательно, ему приходится сталкиваться с противоречием между понятиями профессионального долга и реальной бесправностью в вопросах его осуществления.
Таким образом, в данной сфере выявлены актуальные проблемы. Одна из них — психологическое здоровье социального работника, умение справляться с задачами своей профессиональной деятельности.
По мнению Мегги Комли, человеку, собирающемуся работать в сфере заботы о других, необходимо исследовать причины, по которым он желает выполнять данную работу. И здесь возможно несколько ситуаций. К примеру, человек:
- ощущает потребность просто помогать другим;
- хочет поднять собственный статус, если чувствует некоторую неуверенность;
- считает, что его обязанность — советовать другим и направлять людей на путь истины.