Профессиональная этика. Этика социальной работы
Профессиональная социальная работа — вид деятельности, в которой «профессионально-этическая компонента специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы»1. Практически в каждой профессии сформирована своя профессионально-этическая система. Профессиональная этика — одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, «представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология»1.
1 Коммуникация — передача информации от одного лица к другому. Коммуникабельность— социально-психологическая черта личности, способность к товарищескому общению с другими людьми. Коммуникабельность формируется в процессе жизни, но биологические и физиологические задатки и наклонности человека могут существенно влиять на ее формирование.
Первые упоминания об этических требованиях, определяющих отношение к профессии, труду, товарищам по работе, относятся к периоду возникновения ремесленных цехов XI —XII вв. Но необходимость этической регламентации своей деятельности первыми осознали представители профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества. Это профессии, связанные непосредственно с человеком, например врач, учитель. У врачей известен свой профессионально-этический кодекс — «клятва Гиппократа».
Профессия формирует у индивида профессиональные навыки, а также способствует выработке определенных черт личности, отношения к своей деятельности. Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной деятельности людей. Она представляет собой совокупность норм поведения специалистов. Профессиональная этика, воздействуя на сознание специалиста, совершенствует его как личность и как профессионала, а также содействует наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.
Социальная работа— это специализированная деятельность, содержащая в себе такие ситуации, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Этика в социальной работе — одна из составляющих повседневной деятельности. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное и творческое применение их в своей повседневной практике помогает социальному работнику устанавливать доброжелательные отношения с клиентами, сотрудничество с ними, а также с коллегами по работе и представителями общественных организаций, государственными и негосударственными организациями и учреждениями.
Поскольку социальный работник должен нести ответственность за свою профессиональную деятельность, возникает необходимость в создании единого подхода к установлению и однозначному пониманию моральных принципов и норм, выработке единой системы ценностей и идеалов.
Цель этики социальной работы — обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, задача — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.
Основные категории этики социальной работы: профессиональные этические отношения, этическое сознание, этическое поведение и профессиональный долг специалиста.
Отношения в социальной работе возникают у социальных работников между собой, с клиентами, с социальным окружением клиентов, с различными учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми они взаимодействуют в процессе оказания помощи клиенту. Также это отношения, возникающие между институтом социальной работы и другими государственными организациями, государством и обществом.
Этические отношения в социальной работе существуют в форме:
- требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга;
- нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность;
- моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности;
- постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.
Этическое сознание социального работника возникает в процессе профессиональных отношений и представляет собой субъективное отражение морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Поведение и деятельность социального работника рассматриваются не только с точки зрения их необходимости, но и их моральной ценности. В связи с этим профессиональная деятельность социального работника с нравственной точки зрения необходима не только обществу и клиентам, но и ему самому, поскольку дает ему возможность реализовать свои нравственные установки.
Этическое поведение социального работника обусловлено тем, что он живет в обществе, в котором существуют свои представления о добре и зле, и, следовательно, его действия оцениваются с точки зрения соответствия моральным нормам. В ценностно-ориенти рованном мире каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели получает оценку в соответствии с моральными нормами.
Цель, которую ставит перед собой социальный работник в своей деятельности, — способствовать решению проблем и улучшению жизнедеятельности клиента. Однако клиент может поставить перед социальным работником цель, которая не может быть достигнута из-за различных факторов (возможности системы социальной защиты и конкретной социальной службы, ценность конечного результата, этичность цели и т.п.). Социальный работник, оценив возможную ценность результата работы для клиента отрицательно, может не выполнять ее, но он должен аргументировать это и доказать правильность своего мнения клиенту.
Мотивация деятельности социального работника определяется тем, что он всегда воспринимает свою работу с точки зрения общечеловеческих и профессиональных ценностей, а также сообразуясь с собственной системой ценностей, собственными понятиями о морали и нравственности: стремлением делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиняться чувству долга (человеческого и профессионального), стремиться к достижению определенных идеалов.
Для социального работника главным результатом его деятельности становится благо клиента, решение его проблемы. Можно говорить о положительной мотивации к деятельности у социального работника, если он чувствует потребность быть нужным людям, если его волнует судьба слабых, обиженных и он искренне хочет помочь им, если он радуется благополучию своего клиента, гордится его успехами.
Легитимизация, т.е. правовое обоснование, на которое социальный работник или социальная служба официально опираются в своей деятельности — это законы Российской Федерации, касающиеся социальной работы, должностные инструкции для каждого социального работника, Положения об учреждении социального обслуживания.
Соотношение цели и средств ее достижения — ключевой вопрос этики. В своей деятельности социальный работник должен использовать легальные средства (материальные и духовные), руководствуясь принципом «Не навреди».
Социальный работник должен понимать, какую пользу его действия принесут клиенту и обществу. Разрабатывая план или программу помощи или реабилитации клиенту, он должен использовать этически приемлемые действия, осуществляемые на основе уважения к клиенту и его социальному окружению, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Специалист должен информировать клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснять их сущность, рассказывать о всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели.
Конечный результат может отличаться от запланированного. Социальный работник должен принимать все меры для мобилизации себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи.
Как уже говорилось, важнейшая категория профессиональной этики — долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста.
Должное поведение (поведение в соответствии с деонтологи-ческими принципами) имеет место, если личность выбирает объективную необходимость, а не субъективные потребности и активизируется для выполнения долга.
Введение понятия профессионального долга в социальной работе необходимо, поскольку от деятельности специалиста во многом зависит судьба его клиента, благополучие коллег, профессии, а опосредованно — судьбы общества и государства. Несмотря на то что не все обязанности социального работника могут быть ему приятны (общаться с кем-то, выполнять тот или иной вид работы), ни клиенты, ни коллеги по работе не должны страдать от этого. Иначе говоря, иногда специалисту приходится принуждать себя к деятельности.
Основа основ при общении с клиентами — уважение, которое проявляется в искреннем интересе к его склонностям и занятиям, его переживаниям и чувствам.
Особое внимание при общении с людьми имеют следующие элементы.
Взгляд. Он должен быть открытым, приветливым, располагающим и настраивающим на живое, доверительное отношение. Хмурый, недоверчивый взгляд отталкивает, настороженный — вызывает недоверие.
Слово. Необдуманное слово может стать источником глубоких переживаний человека и даже вызвать ятрогенное заболевание. Но словом можно и возродить, вселить надежду, придать уверенность клиенту. Социальному работнику важно найти подходящие слова для каждого подопечного. Грубое замечание, поспешные выводы о его будущем, серьезности его ситуации, невнимание или равнодушие к проблемам клиента больно ранят его душу.
Интонация. Она иногда значительнее слова и несет в себе радость и огорчение, может притягивать и отталкивать, ободрять и обижать. С ее помощью можно вселить в человека надежду, поддержку и уверенность. Интонация специалиста должна быть спокойной, уверенной, но не высокомерной. После общения с социальным работником клиент не должен чувствовать разочарования, неуверенности в успешном решении проблемы.
Жест. Он, подобно интонации и взгляду, может обидеть, унизить, возмутить или выразить расположение, участие. Важно положение рук специалиста, открытые ладони (ладошки вверх) показывают, что социальный работник настроен на работу, у.него хорошее настроение и он доброжелателен по отношению к клиенту.
Пластика тела и позы. Красивая осанка, подтянутость социального работника вместе с упомянутыми качествами выражают его уважительное отношение к собеседнику, дают уверенность клиенту.
От работника социальной сферы требуется особый такт в отношениях с пожилыми и престарелыми, которые хотят тепла и внимания.
Правила разговора и поведения с инвалидами
Инвалиды очень чувствительны к словам, усугубляющим их положение. Корректный язык помогает формировать позитивный образ инвалидов, а некоторые привычные слова, понятия и фразы представляют собой ярлыки и оскорбительные стереотипы. Российская общественная организация инвалидов «Перспектива» г. Москвы в своей брошюре «Инвалиды: язык и этикет» предлагает использовать слова, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Используйте слова и понятия, не создающие стереотипов | Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы |
Инвалид, человек с инвалидностью, с ограниченными возможностями (функциями), человек, имеющий инвалидность | Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный |
Не инвалид, обычный, типичный человек | Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом) |
Человек, использующий инвалидную коляску | Прикованный к инвалидной коляске |
Врожденная инвалидность, инвалид с детства | Врожденный дефект, несчастье |
Имеет Д ЦП (или другое) | Страдает Д ЦП |
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита, человек, который перенес (пережил) болезнь, стал инвалидом в результате | Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита (болезни) |
Умственно отсталый человек (только для взрослых) | Отсталый, умственно неполноценный |
Ребенок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребенок, человек с задержкой в развитии | «Тормоз», слабоумный, дефективный, дебил, идиот |
Человек (ребенок) с синдромом Дауна | «Даун», «монголоид», дауненок |
Человек с эпилепсией, человек, подверженный (эпилептическим) припадкам | Эпилептик, припадочный |
Душевнобольные люди, люди с психиатрическими проблемами, люди с душевным или эмоциональным расстройством | Сумасшедший, псих, шизофреник, шизик |
Слепой, незрячий, невидящий человек, слабовидящий человек | Слепой, как крот, совершенно слепой |
Глухой человек, человек с нарушением слуха, слабослышащий | Глухонемой, глухой, как пень, тугоухий |
Человек с трудностями в общении | Немой |
Часто в литературе можно прочитать слово «больной» по отношению к человеку с инвалидностью. Это не совсем правильно: всех людей с ограниченными возможностями, конечно же, нельзя считать больными, так же как не все больные — люди с ограниченными возможностями. Больного надо лечить, далеко не всем инвалидам необходимо медицинское лечение.
Слова «инвалид», «слепой», «глухой» вызывают много споров, но в целом их считают в нашей стране вполне приемлемыми. Сами инвалиды, общаясь между собой, пользуются сленгом: «опорник», «спинальник», «шейник», «колясочник». Даже применяя корректные выражения, можно себя и собеседника поставить в неловкое положение, если не знать некоторых особенностей, связанных с его инвалидностью.
Внимание! К инвалиду на улице не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие, как будто он вышел за милостыней. Этим можно обидеть его, так как, по его мнению, мы не видим в нем равного себе. Лучше спросить его, не нуждается ли он в помощи.
Десять общих правил этикета
Эти правила составлены Национальным центром доступности США.
1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез) .
3.Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или не видит совсем, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
4.Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5.Обращайтесь с взрослыми инвалидами, как с взрослыми. Обращаться по имени и на «ты» можно, только если хорошо знакомы.
6.Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться на нее или повисать на ней нельзя.
7.При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении,
его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фра зы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам понять его.
8.При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.
9.Чтобы привлечь внимание плохо слышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, чтобы при необходимости он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно.
10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом?..» тому, кто не может видеть или слышать.
Для семей, имеющих детей-инвалидов, жизненно необходимо налаживание контактов, общения, что помогает им уйти от социальной изоляции; поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения требуют особого рассмотрения. Работник социальной сферы должен хорошо понимать состояние родителей ребенка с ограниченными возможностями. Основа основ при общении с матерью — уважение, которое проявляется в искреннем интересе к ее склонностям и занятиям, уважение за то, что она — мать.
От работника социальной сферы требуется особый такт в отношениях с родителями и особенно с матерями. При анкетировании родители отмечают черствость, бюрократизм чиновников, безразличие врачей, педагогов. Все это усиливает чувство вины, о котором говорилось ранее, и способствует еще большей изоляции семьи от микросоциума. Для того чтобы сложились хорошие отношения с мамой, необходимо общение с ней как с равноправным партнером, следует избегать назидательности, находить положительное в динамике состояния ребенка и укреплять веру матери в эффективности реабилитационных мер. Разговор с родителями любого проблемного ребенка лучше всего начинать с констатации всех его положительных качеств и поступков. Правильно построенные взаимоотношения с родителями позволят получить надежных помощников и партнеров в реабилитации их детей.
2.Общие требования к личности специалиста социальной сферы
С введения в 1991 г. профессии специалиста социальной работы в Российской Федерации начала формироваться система социальной работы. Ранее эти функции исполняли специалисты и представители здравоохранения, Красного Креста, образования, культуры, социального обеспечения, правоохранительных органов, которые слабо взаимодействовали, не ставя перед собой цель — социальную помощь, поддержку человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
Представителям любой профессии свойственны определенные качества. Специалист социальной сферы обучает людей решать проблемы самостоятельно, используя внутренние резервы, он предлагает свои профессиональные знания и личностные качества для раскрытия потенциала клиентов, способствует росту их самосознания.
Профессионализм работника характеризуется прежде всего высокой продуктивностью, или эффективностью, деятельности. Становление настоящего профессионала сопровождается личностно-профессиональным развитием.
Личностные качества социального работника можно условно разделить на три группы:
1) эмоциональные и волевые характеристики, внимание как состояние сознания;
2) самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями;
3) коммуникативность, эмпатийность, внешняя привлекательность, коммуникабельность и т.д.
Существует шесть основных квалификационных требований к деятельности социального работника:
- коммуникация и вовлечение в деятельность;
- поддержка и активизация;
- обследование, диагностирование и планирование;
- воздействие и оказание услуг;
- работа в организации;
- повышение профессиональной компетентности.
В США, например, Совет по обучению социальной работе считает обязательными для социальных работников следующие качества:
- знания, необходимые для оказания профессиональной по мощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу;
- навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих спосо бов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее;
- поддержка таких ценностей, как гуманизм, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности;
- сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;
- признание и принятие того факта, что часто один человек брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех;
- глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними;
- настрой на работу в трудных условиях и решение сложных
социальных проблем.
Психологический профиль специалиста социальной сферы включает в себя ряд подсистем.
Мотивационно-смысловая подструктура:
- стремление пополнять профессиональные знания;
- совершенствовать умения и навыки в профессиональной сфере;
- удовлетворенность трудом;
- самореализация.
Организационно-коммуникативная подструктура:
- способность к осознанному усвоению нормативов, передаче их другим людям, пересмотру и обновлению результатов, относительная самостоятельность в пределах регламента;
- осознание оптимальных способов координации;
- обязательность;
- четкая, выразительная речь;
- способность передавать другим людям волевой и эмоциональный заряд;
- настойчивость;
- способность принимать на себя ответственность;
- умение при принятии решений учитывать мнения коллег и подчиненных; налаживать контакты с вышестоящими руководителями, коллегами и подчиненными; способность к сотрудничеству;
- терпимость к другим людям, их мнениям; настрой на деловое сотрудничество с другими, партнерство. Умение создать положи тельный имидж организации; нести ответственность за ее престиж;
- способность к бесконфликтному общению, установлению доверительных отношений. Владение навыками общения (умение слушать, понимать, разъяснять);
- умение делегировать полномочия;
- способность к разумному контролю за выполнением решений. Умение провести коллективный анализ хода и результатов деятельности.
Операционально-технологическая подструктура:
- способность конструировать деятельность в ситуации неопределенности, в условиях проблемности (сложных, особых, чрезвычайных ситуаций);
- владение методами социального проектирования (включая -психологические аспекты);
- способность внести коррективы или реконструировать деятельность в процессе ее протекания, умение провести анализ, дать оценку результативности профессиональной деятельности;
- наличие творческого потенциала как совокупность возможностей и внутренних резервов.
Типы нежелательных подходов социальных работников.
1. «Вы думаете, что это у вас проблема? Я вам расскажу о своей».
2. «Я скажу вам, что нужно делать».
3. «Мне это очень понятно, так как у меня была такая же проблема».
4. «Не волнуйтесь, я все заботы возьму на себя».
При четвертом подходе у клиента не развиваются навыки выхода из кризисной ситуации, и в будущем он не сможет самостоятельно справиться с ней.
В своей деятельности социальный работник исполняет функции:
диагностические— изучает особенности личности и ближайшего окружения клиента; особенности его поведения и деятельности; возможности и перспективы трудоустройства (ставит социально-трудовой диагноз);
организаторские — содействует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, способствует организации поиска работы и формы занятости;
прогностические— прогнозирует варианты развития событий, связанных с поиском работы, моделирует формы социального поведения и последствий незанятости;
предупредительно-профилактические — приводит в действие различные механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, вызванных затруднениями в трудоустройстве инвалидов и лиц старшего возраста;
социально-педагогические — выявляет профессиональные интересы и потребности людей в разных видах трудовой деятельности; содействует развитию профессиональной направленности взрослого человека;
организационно-коммуникативные — устанавливает контакт с клиентом, организует обмен информацией, вырабатывает стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека;
организационно-защитные — использует законы и правовые акты, направленные на оказание содействия и поддержки граждан, ищущих работу в зрелом возрасте.
В связи с этим социальным работникам необходимы следующие профессиональные качества:
- профессиональная компетентность — высокий уровень образования и культуры, компетентность в социально-трудовой сфере;
- доброжелательное отношение к людям — чуткость, чувство, желание помочь, симпатия к другим, терпимость;
- организаторско-коммуникативные способности — высокая коммуникабельность, общительность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие, поддерживать людей в трудную минуту;
- нервно-психическая выносливость — работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении целей;
- отношение к себе — адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, уважение к себе (самооценка, самокритичность, самоидентификация и др.);
- высокий морально-этический уровень — бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.
Для специалиста социальной сферы, непосредственно работающего с клиентами, необходимы такие личностные качества, как самоопределение, уважение к личности клиента, вера в способность человека к изменению, духовному росту и совершенствованию, поддержка прав клиента на самостоятельные решения и выбор (с этим связан и запрет давать советы), честность и справедливость. Необходимы также индивидуальный подход, умение выражать чувства, контролировать эмоциональное включение, принимать клиента и ориентироваться на его ценности и нормы, отношение к клиенту должно быть безоценочным и доброжелательным.
Социальный работник должен формировать в себе умения, необходимые для эффективного общения:
- речевые — грамотно и ясно формулировать мысль, достигать желаемой коммуникативной цели, говорить выразительно, прояснять смысловую ценность высказывания, говорить содержатель
но, логично, связно;
- социально-психологические — вступать в общение, поддерживать контакт, стимулировать активность партнеров, прогнозировать пути развития коммуникативной ситуации, предвидеть ре
акции партнеров, удерживать инициативу в общении, формировать позитивный настрой на общение;
- психологические — преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, выбирать адекватные ситуации, жесты, позы, ритмы поведения, расширять усилия в
общении, использовать эмоции;
- умение использовать речевой этикет — ситуативные нормы приветствия, корректно высказывать советы, пожелания, упреки или сочувствие;
- умение использовать невербальные средства общения — интонации, паузы, мимику, жесты, позы, движения, дистанции.
По мнению людей, обращающихся за услугами в социальные службы, социальным работникам должны быть присущи следующие качества:
личностные качества — доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность;
навыки общения — внимание к людям, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям;
отношение к работе — добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Неприемлемыми качествами для социальных работников считаются:
личностные особенности — нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;
навыки общения — грубость, неуважение к людям (особенно старшего возраста), брезгливость, злость, невежливость, дерзость;
отношение к работе — безразличие к клиентам, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.
Для более четкой и эффективной коммуникации социальному работнику необходимо овладение консультативными навыками. Клиенты должны иметь право говорить о том, что они сами считают своими нуждами, и при этом быть услышанными, понятыми и воспринятыми с уважением.