Психологические основы социальной работы
Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности, чтобы эффективнее выполнять свои профессиональные обязанности. Среди профессиональных функций социальных работников важнейшая — оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия со специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.). Поэтому психологическая подготовка социальных работников должна включать знание общих тенденций психических проявлений и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).
Социальному работнику приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми, а также с группами людей, считающих себя несправедливо обиженными (инвалидами, многодетными семьями, беженцами, безработными, одинокими престарелыми, правонарушителями, наркоманами, алкоголиками, беспризорными и др.). Работать с такими людьми сложно, и не всегда достигается должный эффект, поэтому владение психологическими техниками может помочь социальному работнику.
В повседневной социальной работе используются идеи 3. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и других, чтобы объяснить поступки человека, его поведение, эмоциональные реакции, метод, подходы к клиенту, на которые большое влияние оказали психодинамические, гуманистические, системные психологические концепции.
Например, в основе концепции личности 3. Фрейда лежит предположение о значении конфликтов как движущей силы развития. Концепция базируется на следующих положениях:
- поведение имеет психологическую обусловленность (психический детерминизм);
- неосознанные ментальные процессы определяют мысли и
человека больше, чем сознательные процессы, поэтому большинство истинных причин нашего поведения нам неизвестно.
Вследствие этого делаются следующие выводы.
1. Люди действуют таким образом, чтобы избежать боли и неприятности, что приводит к подавлению чувств и эмоций.
2. После долгого подавления чувств и эмоций либо происходит их выплеск, либо они маскируются определенным символическим образом.
3. Человек ищет в окружающей среде объекты для снятия напряжения или восстановления саморавновесия.
В соответствии с психодинамической теорией считается, что человек не просто продукт обстоятельств, пассивный объект социального воздействия, а субъект изменения отношений и обстоятельств. Поэтому социальные работники должны рассматривать клиента не как жертву, а как субъекта взаимодействия и способствовать развитию его самостоятельности в решении своих проблем.
Поведенческая терапия применяется к клиентам с особыми поведенческими реакциями (различными фобиями, высоким уровнем тревожности). В поведенческом подходе клиент рассматривается как индивид, у которого имеются проблемы с поведением. Для него моделируются различные жизненные ситуации — так происходит социальное обучение. Индивид пробует различные стили поведения, познает свои ошибки, закрепляет опыт продуктивного поведения, способствующего эффективной социальной адаптации.
Гуманистический подход в психологии опирается на такое понятие, как самоактуализация, введенное А. Маслоу. (Под самоактуализацией он понимал наиболее полное раскрытие способностей и реализацию потенциала человека.) А. Маслоу выделил характеристики самоактуализирующихся людей:
1) более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней;
2) принятие (себя, других, природы);
3) спонтанность, простота, естественность;
4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
5) некоторая отстраненность и потребность в уединении;
6) автономия, независимость от культуры и среды;
7) постоянная новизна в оценке;
8) мистичность и опыт высших состояний;
9) чувство сопричастности и единения с другими;
10) более глубокие и межличностные отношения;
11) демократичность структуры характера;
12) различение средств и целей, добра и зла;
13) философское, невраждебное чувство юмора;
14) самоактуализирующееся творчество;
15) сопротивление аккультурации (процессу заимствования, восприятию культуры другой группы).
А. Маслоу рассматривал самоактуализацию как процесс, состоящий из определенных поведенческих актов, наиболее важные из которых связаны с переживанием, решением задач в пользу личностного роста, обретением реальности, принятием ответственности за свои поступки и т.д.
В теории и практике социальной работы человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную я-концепцию и стремящаяся к самореализации: «Сталкиваясь с жизненными ситуациями, человек реализует свои способности индивидуального роста и развития, тем самым он обнаруживает умение принимать самостоятельные решения, обретать идентичность и систему ценностей»1. Социальный работник выступает в роли советчика, друга, партнера, «реального» человека.