Диалог и монолог – формы устной речи педагогического общения

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диа-логической формах устной речи.

Монолог – это форма речи, образуемая в результате ак-



тивной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с ре-чью собеседника ни в содержательном, ни в структурном от-ношении.

Основные коммуникативные ситуации употребления моноло-га в профессионально-педагогическом общении – это речь учи-теля в учебно-воспитательном процессе. Монологическая фор-ма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного по содержанию или большого по объему материала. Данная форма требует от педагога соблюдения логики, убеди-тельных доказательств, обобщений, использования всех воз-можностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминаю-щие сравнения, исторические экскурсии).

По классификации В. В. Виноградова, разработанной на ос-нове признака – цели высказывания, все монологи делятся на:

– монолог сообщающего типа, который подразделяется на монолог-рассуждение и монолог-сообщение;

– монолог убеждающей окраски – примитивная форма ора-торской речи;

– монолог лирический – речевая форма изъявления пережи-ваний и эмоций;

– монолог драматический – сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психического обнаружения36.

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение активных форм обучения и воспитания спо-собствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалогом (от греч. «dialogos» – разговор, беседа) называетсяформа речи, состоящая из обмена высказываниями-реплика-ми, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от об-становки разговора), интеллектуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог обычно противопоставляется монологу. Подвидом диа-лога является полилог, возникающий при числе участников ре-чевого общения больше двух.

В педагогическом общении диалог рассматривается как по-переменный обмен рациональной и эмоциональной информаци-ей, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельно-

36 Виноградов, В. В. О языке художественной прозы / В. В. Виногра-

Диалог и монолог – формы устной речи педагогического общения - student2.ru

дов. – М., 1980. – С. 253.



го человека, она рождается между людьми, совместно ищущими в процессе их диалогического общения.

Диалог является первичной естественной формой языкового общения. Информационная полнота диалогической речи в зна-чительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и же-стами ситуативной обусловленности.

Традиционно выделяются следующие виды диалога. Информативный диалог состоит из вопросно-ответных пар,

его целью является получение информации.

Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обе-щание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение.

Диалог-обмен мнениями – это обычно спор, дискуссия. Обасобеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах собеседников на проблему.

Диалог, ведущийся с целью установления, регулирования межличностных отношений.

Праздноречивый диалог направлен на эмоциональное обще-ние (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх).

В профессионально-педагогическом общении диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно-вос-питательных целей и предполагает выявление (в беседе, дискус-сии, дебатах, на заседаниях круглого стола) отношения школь-ников к обсуждаемой проблеме, людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопо-нимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

Чтобы сделать общение диалогичным, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанни-ков, свое отношение к ним, опираться на положительное в со-беседниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой интерес к обмену информацией.

В диалоге важно умение формулировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы – есть важный признак ума и прони-цательности» (И. Кант).

Большое внимание к педагогическому диалогу придавал

В. А. Сухомлинский. Показателем особого профессионализма, «важнейшей чертой педагогической культуры», «подлинным бо-гатством» учителя Сухомлинский считал владение диалогиче-ской речью, когда «изложение материала выливается как бы в



рассуждения, обращенные к собеседнику – ученику»37. Педагогический, воспитательный диалог возможен только

при условии, что между педагогом и ребенком возникают духов-ная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжела-тельность. Обе стороны диалога (если мы действительно имеем место с диалогом) ведут себя естественно, искренне стремясь понять друг друга. Педагог избегает прямых оценочных суж-дений, давления собственным авторитетом. В диалоге каналы влияния открыты, в том смысле, что учитель тоже меняется под воздействием общения с ребенком.

Педагогический диалог – когда из двух позиций постепенно выкристаллизовывается одна, имеет место своего рода «кон-вергенция», согласование, взаимообогащение точек зрения субъектов диалога. Педагогический диалог развивает у его участников уверенность в собственных силах, критичность, же-лание совместно с другим человеком искать истину.

Н. Ильин также большое внимание уделял умениям педагога организовать диалогическое взаимодействие, при этом он вы-делил следующие условия:

1. Если задаете вопрос, дождитесь, когда ваш собеседник на него ответит.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика, чтобы он высказал свое отношение к ней.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряй-те поиск таковых самим учеником.

4. Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все «коммуникативное пространство».

5. Чаще смотрите в лицо своему собеседнику.

6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты мочишь?», «Докажи, что

я не прав»38.

Наши рекомендации