Типичные технические ошибки

Допускаемые в процессе консультирования,

Способы их устранения

В силу самых разных причин, иногда заранее не предвидимых и трудно устранимых, в процессе проведения психологического кон­сультирования могут возникать ошибки, снижающие его результа­тивность. Знание сути и источников этих ошибок, способов их предупреждения и устранения позволяет свести данные ошибки к минимуму, хотя, вероятно, полностью исключить их из практики проведения психологического консультирования невозможно.

Ошибки, часто появляющиеся в процессе консультирования, мо­гут быть следующих основных типов (в каждом из перечисляемых ниже типов ошибок указывается также и их вероятная причина):

1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути пробле­мы клиента.

Это тот случай, при котором психолог-консультант или не ви­дит реальной проблемы у клиента (хотя на самом деле такая пробле­ма существует), или приписывает клиенту проблему, которой у не­го в действительности нет.

2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-кон­сультантом клиенту.

В данном случае психолог-консультант может, в общем, правиль­но воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного не даст клиенту.

3. Неправильные действия клиента по выполнению рекоменда­ций, полученных от психолога-консультанта.

Это тот тип ошибок в психологическом консультировании, ко­торый обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей пробле­мы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

Заметим, что каждый из названных выше основных типов оши­бок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это пред­упредит психолога-консультанта от возникновения подобных и дру­гих ошибок в его деятельности.

Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультиро­вании можно, в свою очередь, разделить на подгруппы. Ошибки пер­вого типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:

1,а. Ошибки, совершаемые психологом-консультантом к силу не­достаточно точной информации, получаемой им от клиента в про­цессе проведения консультирования, особенно на стадии диагности­ки и исповеди.

В данном случае бывает так, что, полностью доверяя клиенту, пси­холог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщае­мых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточно­сти их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе невер­ной информации, которой его снабдил клиент.

Данный тип ошибок невозможно ни полностью исключить из практики психологического консультирования, ни стопроцентно за­ранее предупредить. Единственное, что здесь можно сделать, — это постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о том, что он дол­жен сообщать психологу-консультанту «правду и только правду», то есть только такие данные и факты о себе и о сноси проблеме, и достоверности которых он сам абсолютно уверен. Консультант со своей стороны время от времени может проверять клиента, повтор­но прося его сообщить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало со­мнение.

1,б. Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой кли­ент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант — даже не подозревать о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также не­возможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться свести эту ошибку к ми­нимуму с помощью следующего, например, технического приема: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

1,в. Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причи­не его собственной склонности делать преждевременные выводы еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

Психолог-консультант это обыкновенный живой человек, ко­торому присущи многие, в том числе не всегда положительные, черты характера. Среди них, например, могут оказаться такие, как повышенное самомнение, нетерпение, спешка и другие, которые не­редко приводят к возникновению подобной ошибки.

Заметить и предупредить ее можно по реакции клиента. Если он сомневается в правильности выводов и решений, предлагаемых пси­хологом-консультантом, значит, консультант, по-видимому, пото­ропился, не приняв во внимание всего того, что уже сказал, а быть может, еще не досказал, клиент. Если клиент не выговорился полностью и продолжает свой рассказ после того, как психолог-консуль­тант уже пришел к определенному решению, это значит, что психо­лог-консультант поспешил, и ему следует отложить принятие свое­го решения и продолжать внимательно слушать клиента.

1,г. Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообще­ны клиентом.

Основная причина этих ошибок — недостаточность практическо­го опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда — просто забыва­ние) того, что ему говорил клиент во время исповеди. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, — единствен­ный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

Есть некоторые типичные разновидности ошибок, входящие в об­суждаемую подгруппу ошибок. Рассмотрим их:

• ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подго­товленностью психолога-консультанта,

• ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант личностно идентифицирует себя с клиентом, начинает, сам того не заме­чая, судить о клиенте по образу и подобию себя самого,

• ошибки, связанные с предвзятым, субъективным, слишком положительным или, напротив, явно выраженным отрицательным лич­ным отношением психолога-консультанта к клиенту.

Ошибки второго типа делятся на следующие подгруппы:

2,а. Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Возможных причин возникновения этой ошибки может быть до­вольно много. В ее основе может лежать практически любая другая ошибка, совершенная психологом-консультантом, и следствием та­кой ошибки будет то, что рекомендации, полученные клиентом, не принесут ему никакой пользы и даже пойдут во вред.

Для того, чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудни­честву и работать вместе с другими психологами-консультантами и, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций.

2,б. Односторонние рекомендации, данные психологом-консуль­тантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:

• в силу неполноты информации, полученной психологом-кон­сультантом от клиента,

• по причине невнимания психолога-консультанта к деталям то­го, о чем ему говорит клиент,

• вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах от­носительно проблемы клиента,

• из-за недостаточной теоретической подготовки и односторон­ней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерп­ретации исповеди клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Иг­норирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

2,в. В целом правильные, но практически полностью не выпол­нимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-кон­сультанта клиенту.

Причина совершения данной ошибки чаще всего состоит в том, что, предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учи­тывает индивидуальные особенности клиента или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным пре­пятствием на пути практической реализации полученных от кон­сультанта рекомендаций.

Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

Наконец, ошибки третьего типа можно разделить на следующие подгруппы:

3,а. Неправильные действия клиента, порождаемые его неверны» пониманием или недопониманием того, что ему советует делать психолог-консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по решению его проблемы, психолог консультант недостаточно учитывает индивидуальные особенность клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуаль­ного развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстать­ся с клиентом, убедиться в том, что клиент все правильно понял из того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что ему гово­рит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться за счет постановки перед клиентом продуманных и правильно сфор­мулированных вопросов.

3,б. Неправильные действия клиента, порожденные его нежела­нием поступать именно так, как ему рекомендует поступать психо­лог-консультант.

Эту ошибку можно предупредить следующим способом. Внима­тельно наблюдая за клиентом в тот момент времени, когда он полу­чает практические рекомендации по решению его проблемы, по ре­зультатам наблюдения установить, как клиент на самом деле к этим рекомендациям относится. Если отношение клиента отрицательное, то лучше отказаться от этих рекомендаций и далее выяснить, поче­му клиент их не принимает, и в конечном счете предложить ему что-то иное, более подходящее для него.

3,в. Неправильные действия клиента, вызванные объективной не­возможностью вести себя так, как ему советует вести себя психо­лог-консультант, в силу, например, изменившихся условий жизни или каких-либо других, объективных жизненных обстоятельств.

Данная ошибка может быть исключена из практики психологи­ческого консультирования, если консультант, прежде чем давать ре­комендации клиенту, поинтересуется его условиями жизни и лич­ным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнить полученные рекомендации.

Каждый из перечисленных типов ошибок способен существенно снизить эффективность психологического консультирования, по­этому их следует всячески избегать.

Для того чтобы исключить или свести к минимуму большинство названных ошибок, психологу-консультанту рекомендуется придерживался следующих общих правил ведения психологического консультирования:

1. Психолог-консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и жизни.

2. Психологу-консультанту не следует давать клиенту никаких практических рекомендаций до тех пор, пока не будут оцене­ны его индивидуальные поведенческие особенности и пока достоверно не будет установлена возможность практической реализации клиентом рекомендаций консультанта.

3. Проводя психологическое консультирование и ставя психо­логический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-кон­сультант не должен рассматривать клиента как объект бесстра­стного изучения или как-то пытаться манипулировать или экс­периментировать с ним.

4. Психолог-консультант не должен рассматривать клиента так, как, например, следователь рассматривает своего под­следственного, то есть пытаться его «расколоть» или «пе­реиграть».

5. В психологическом консультировании за редким исключени­ем не должно быть места личным воспоминаниям и собствен­но исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.

6. Психологу-консультанту не следует стремиться понимать кли­ента только по аналогии с самим собой. Его задача иная — по­стараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникаль­ную личность, отличную от него самого.

7. Занимаясь толкованием исповеди клиента, психолог-консуль­тант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме н предположительной, но не в безапелляционно-утвердитель­ной форме. Правильным будет высказывать их клиенту в ви­де гипотез, которые со своей стороны должен подтвердить или опровергнуть клиент.

8. Опровержение толкования исповеди, предложенного психо­логом-консультантом, со стороны клиента не всегда есть до­статочное основание для того, чтобы консультант полностью отказался от такого толкования. Нередко опровержение или протест со стороны клиента по поводу заключений консуль­танта является не более чем защитной реакцией и признаком того, что психолог-консультант думает правильно, что на са­мом деле предложенное им толкование верное.

9. Чем меньше профессионального опыта у психолога-консуль­танта, тем больше времени он должен уделять внимательно­му выслушиванию исповеди клиента и тем осторожнее фор­мулировать свои выводы.

10. Даже достаточно опытному психологу-консультанту полез­но во время беседы с клиентом производить кое-какие запи­си, чтобы затем вернуться к ним и спокойно, не торопясь, по­размышлять над ними.

11. «Задача консультанта — помочь клиенту с готовностью при­нять на себя социальную ответственность, ...освободиться от... чувства неполноценности, направить его стремление в соци­ально полезное русло».

12. «Задача консультанта — помочь клиенту обрести свое истин­ное "Я" и найти в себе мужество стать этим "Я"».

13. Иногда весьма полезно вести и затем анализировать видеоза­писи хода психологической консультации. Объяснить их не­обходимость клиенту можно, сославшись, например, на то, что и он сам сможет лучше себя понять и успешнее решить свои проблемы, если увидит себя на экране как бы со стороны.

14. Задача психолога-консультанта на стадии исповеди заклю­чается в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента не только к осознанию, но и к правильному решению своей проб­лемы.

15. «Задача консультанта — подвести клиента к принятию ответ­ственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни»2. Эта мысль известного консультанта определенно указывает на то, что гуманистически ориентированное пси­хологическое консультирование направлено на оказание кли­енту помощи в самостоятельном решении своей проблемы.

16. Профессия психолога-консультанта требует известного само­отречения, временного отказа от собственной личности (ког­да идет процесс консультирования), «чтобы обрести ее в дру­гом человеке стократно обогащенной».

17. «На стадии исповеди консультант должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово».

18. Психолог-консультант — это не советчик. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.

Упражнения

1. Проиграйте полностью с кем-либо сцену встречи клиента в психологической консультации, взяв на себя роль психолога-консультанта.

2. Обратитесь к кому-либо как к потенциальному клиенту с ти­пичными фразами речевого этикета, уместными в момент встречи клиента в психологической консультации.

3. Проиграйте с кем-либо сцену, в которой вы будете исполнять роль психолога-консультанта, а другой человек — роль клиента. При этом потенциальный клиент должен будет вам возражать и выражать недовольство тем, как проводится психологическая консультация. Ва­ша задача — успокоить клиента, использовав для этого рекомендованные в данной главе приемы.

Практические задания

1. Поупражняйтесь с несколькими людьми в использовании при­ема зеркализации во время разговора с ними.

2. Используйте прием парафразы в общении с несколькими людьми.

3. Попробуйте на практике в разговоре с людьми прием обобщения.

4. Попытайтесь в общении с разными людьми практически ис­пользовать особенности их речи, а также скопировать их манеру и

стиль общения.

5. Выучите наизусть те слова, которые следует употреблять пси­хологу-консультанту в момент расставания с клиентом по оконча­нии консультации.

6. Взяв на себя роль психолога-консультанта, начните беседу с потенциальным клиентом, который только что пришел в психоло­гическую консультацию.

7. Снимите психологическую напряженность у клиента при по­мощи тех приемов, которые рекомендованы в этой главе.

8. Разговаривая с кем-либо из знакомых людей, открыто вырази­те ему вербальную поддержку, продемонстрировав на практике со­ответствующую процедуру психологического консультирования.

9. Выслушав клиента, оцените его проблему, предложив ему не­сколько вариантов ее решения. Обоснуйте каждый из предложен­ных вариантов, рассмотрев его достоинства и недостатки.

10. Ведя разговоры с разными людьми и рассматривая их как по­тенциальных клиентов, постарайтесь оценить этих людей психоло­гически, как личностей, воспользовавшись для этого теми призна­ками, которые были указаны в данной главе.

11. Понаблюдайте за работой какого-либо психолога-консультан­та или за своей собственной работой в роли психолога-консультанта. Выявите и опишите ошибки, которые в процессе проведения консультирования совершил этот психолог-консультант или вы сами в роли консультанта.

Наши рекомендации