Понятие о способностях. Структура способностей. Природные предпосылки способностей и таланта.
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Именно они определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б.Гиппенрейтер). Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые имеют психологическую природу, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, но к собственно способностям эти функции не относятся: первая – по причине непсихологичности, вторая – по причине общности. Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Т.О., в способности не попадают свойства темперамента или характера, хотя они являются и психологическими и индивидуально- варьирующими. Слово «готовность» (к освоению и осуществлению деятельности) еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за его пределами знания, умения, навыки. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Известны феноменальные «счетчики» - лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, но при этом обладают весьма средними математическими способностями. Итак, понятие способность включает в себя три основных признака:
1. под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, воли и пр.
2. способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности. Такие свойства как вспыльчивость, вялость, безразличие, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями, обычно не называются способностями, т.к. не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.
3. под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к ЗУН, но которые могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Нельзя быть просто «способным», или «способным ко всему», безотносительно к какому-либо определенному занятию.
Всякая способность обязательно является способностью к чему-либо, к какой- либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успешность в выполнении этой деятельности. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей. Задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Задатки – лишь предпосылки развития способностей они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют пробуждению задатков. Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для развития способностей нового, более высокого уровня (С.Л.Рубинштейн). Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.