Внимание. Внимание как процесс организации психической деятельности. Функции внимания, механизмы их реализации.

Внимание – это направленность психики, сознания на определенный объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышение функционирования сенсорики, памяти, интеллекта. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри нас и на предметы окружающего мира. Внимание обеспечивает положительную задержку активности на том или ином предмете. Установка определяет выбор тех или иных впечатлений, событий, концентрацию на них психической энергии. Таким образом, внимание – специфическая человеческая психическая деятельность, которая служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения. Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов. Сущность внимания заключается в направленности, которая определяет селекцию информации, предполагающую произвольный и непроизвольный выбор объектов и более длительную обработку, сохраняющуюся в сознании. Сущность также заключается в сосредоточенности субъекта на объекте.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь). По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах - прежде всего в нем, в его свойствах и качествах.

Внимание - это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую - нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

Функции внимания:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

· определяет точность и детализацию восприятия,

· определяет прочность, и избирательность памяти,

· определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

· является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.

· выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

· для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

· в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

· о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

· внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Наши рекомендации