Глава iii. формирование направленности личности советского боксера
В процессе жизни человека его личность не является неизменной. Она проходит сложный путь развития под влиянием материальных и культурных условий, взаимоотношения окружающих людей (производственных, правовых, идеологических, семейных, бытовых отношении), воспитания. Важным внутренним фактором развития личности служит самовоспитание человека. Под влиянием обстоятельств жизни и воспитания в ходе деятельности у человека формируются и развиваются сознание и самосознание. Человек начинает соотносить свои интересы и. потребности с обстоятельствами и требованиями общества и избирать нужный образ жизни и характер поведения, воспитывать себя сам (А. Г. Ковалев, 1963). Воздействие указанных факторов на личность происходит в ходе различных видов деятельности — в труде, учебе, занятиях искусством, в быту, развлечениях и т. д.
Как показывает практика, определенное воздействие на личность оказывает и спорт в том случае, если человек целеустремленно и серьезно занимается им. В этом и состоит основное воспитывающее влияние спорта. Но занятия спортом в воспитательном плане имеют свои существенные особенности. В процессе спортивной деятельности факторами, определяющими формирование личности занимающихся, являются специфическое воздействие условий тренировки, физических упражнений, влияние коллектива, воспитательное воздействие тренера и самовоспитание спортсмена. Наиболее важными факторами формирования и развития черт личности спортсмена является воздействие тренера и самовоспитание спортсмена. Действительно, спорт и физические упражнения, совершенствуя и развивая некоторые психические процессы — восприятие, внимание, мышление и др., — сами по себе могут оказывать (при систематических занятиях) двоякое (положительное или отрицательное) влияние на личность человека. Например, если в ходе занятий тренер мало обращает внимания на «не подающих надежды» учеников (что, к сожалению, бывает нередко), у них могут развиться отрицательные черты характера, ухудшиться некоторые психические процессы. Так, у спортсмена, который систематически избегает боксировать в парах с более сильными партнерами, а встречаясь с ними, не заставляет себя смело и решительно атаковать или контратаковать, привыкает пассивно вести вольные бои, отступает, поворачивается спиной к противнику, закрывает глаза и т. п., могут выработаться или усилиться нерешительность, безынициативность, трусость. В том случае, если спортсмен по вине тренера несколько раз окажется в нокауте или получит много ударов в вольных боях, то у него нередко развивается неуверенность.
Если боксер на каждом занятии в тренировочных боях обменивается сильными ударами, игнорируя защиты (что методически совершенно недопустимо), то с течением времени быстрота реакции у него ухудшается. В 1952— 1953 гг. нами были проведены исследования быстроты ударной реакции у боксеров, занимающихся в разных секциях Москвы. У некоторых спортсменов в результате неправильной методики преподавания были зафиксированы достоверные отрицательные сдвиги во времени реакции после 10—12 месяцев занятий (0,02—0,04 сек.).
Как верно замечает М. И. Перельман (1947), бокс сам по себе может «воспитать труса или истерика» или «кокетку от спорта»... Если обучение боксу и воспитание молодого боксера доверить малокультурному человеку, не знающему своего дела, не умеющему вести воспитательную работу, не пользующемуся авторитетом,— результаты могут оказаться плачевными.
Совсем другой эффект получается, если тренер продуманно подбирает упражнения для развития качеств, необходимых боксеру, следит за правильным выполнением упражнений и заданий, соответствующих «духу искусного бокса», делает соответствующие указания и замечания по методике выполнения упражнений.
При этих условиях система боксерских упражнений, как правило, способствует развитию волевых качеств, улучшению свойств нервной системы. Так, упражнения с партнером в условных и вольных боях будут содействовать развитию инициативности, смелости, уверенности, уменьшению времени реакции (М. И. Перельман, 1947; К. В. Градополов, 1948; Н. А. Худадов, 1955; В. М. Романов, 1959, и др.).
Воздействие коллектива, если он недостаточно хорошо управляется и контролируется тренером, также может быть различным. Это зависит от того, каков состав коллектива, какие в нем преобладают традиции, какие взаимоотношения и связи создались между его членами, кто из них имеет наибольшее влияние на коллектив в целом, в чем оно состоит и т. д. Довольно часто даже без влияния тренера в коллективе преобладают положительные традиции: боксеры сами поддерживают дисциплину; серьезно относятся к тренировке, соблюдают режим, занимаются совместно общей физической подготовкой, активно интересуются спортивными успехами товарищей. Коллектив благотворно воздействует на формирование положительных свойств личности занимающихся: у них воспитывается ответственное отношение к обязанностям, развивается чувство дружбы и коллективизма, дисциплинированность и др.
Однако в коллективах, недостаточно хорошо руководимых тренером, нередко выделяются спортсмены, пользующиеся среди остальных авторитетом, но неустойчивые в моральном отношении. Они могут оказать дурное влияние на коллектив, создать нездоровые традиции, которые неблагоприятно скажутся на отношении боксеров к тренировке и спортивной деятельности, на формировании нравственных черт спортсменов. Так, в одном дружном заводском коллективе боксеров, в котором было немало спортсменов I и II разрядов, вместо старого опытного тренера, уехавшего из города, руководить секцией стал другой, тоже неплохой тренер. Он умело проводил тренировочные занятия, но сразу же после их окончания уходил. Разумеется, что влияние такого тренера на коллектив было минимальным.
Сплоченность коллектива постепенно уменьшалась, спортивная дисциплина становилась хуже. Кое-кто из боксеров начал курить. Потом появился обычай: проигравшие, чтобы не «переживать» поражение, после окончания боев собирались и выпивали, а рабочие завода так же стали чествовать «победителей» за столом. Некоторые спортсмены начали хуже относиться к тренировке, к своим обязанностям, наблюдались случаи распущенности в быту, в поведении на улице...
Формирование свойств личности и психических процессов боксера не будет происходить достаточно эффективно, если он сам не желает активно совершенствовать свою психику и не научится управлять ею. Он должен активно захотеть воспитывать свой характер, закалить свою волю, научиться регулировать свое психическое состояние в любых условиях, мобилизовать в любое время все силы для победы в бою, улучшить свое мышление, внимание, восприятие и т. д. Иными словами, боксер должен активно включиться в процесс самовоспитания. Жизнь показывает, что серьезно относящийся к тренировке, вдумчивый боксер, ставящий цель добиться высокого совершенствования, со временем становится более требовательным к себе. Он осознает те требования, которые предъявляются к нему как к спортсмену высокого класса со стороны государства, спортивных организаций, коллектива. В успешности самовоспитания большую роль играет тренер, от которого во многом зависит, сумеет или нет спортсмен настроиться в нужном направлении и сможет ли он продолжать самовоспитание при неудачах.
Одна из важных задач, стоящих перед тренером, занимающимся психологической подготовкой, состоит в том, чтобы содействовать формированию правильной направленности личности советского боксера, т. е. той стороны личности, которая определяет ее социальную и нравственную ценность (Направленность проявляется в потребностях, интересах, мировоззрении, убеждениях человека.).
В основу формирования направленности личности и нравственных черт характера должно быть положено идейное воспитание спортсмена, успех которого во многом определяет эффективность нравственного, волевого и эстетического воспитания.
Способствуя формированию мировоззрения спортсменов, тренер обязан содействовать тому, чтобы они «глубоко понимали ход и перспективы мирового развития, правильно разбирались в событиях внутри страны и на международной арене, сознательно строили жизнь по-коммунистически. В поведении каждого человека, в деятельности каждого коллектива и каждой организации коммунистические идеалы должны органически сочетаться с коммунистическими делами» (Программа и Устав КПСС. М., Политиздат, 1962),
Воспитывая нравственные черты характера спортсмена, тренер должен исходить из принципов морального кодекса строителей коммунизма, сформулированных в Программе КПСС.
Так, тренер обязан в процессе учебно-тренировочной работы содействовать воспитанию преданности делу коммунизма, мира и свободы народов, социалистической Родине, странам социализма, чувству дружбы с трудящимися всех стран, братской солидарности со всеми народами, непримиримости к врагам коммунизма, к национальной и расовой неприязни. Тренер должен стремиться воспитать у своих подопечных высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, любовь к труду, нетерпимое отношение к тунеядцам; социалистическое отношение к общественной собственности, сознательное отношение к дисциплине; чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи; честность и правдивость, простоту и скромность.
Формирование этих и других нравственных качеств у занимающихся может быть успешно осуществлено лишь при совместном воспитательном воздействии на их психику семьи, школы, производственного и спортивного коллектива.
Преподаватель обязан использовать любой случай (бытовые эпизоды, тему занятия, события в общественной жизни страны, сообщения в газетах, поведение во время соревнований и т. д.), чтобы воздействовать на мировоззрение спортсменов, на их общественное самосознание, нравственность.
Содержание и методы формирования мировоззрения, потребностей, интересов спортсменов, воспитания их нравственных качеств довольно подробно освещены в педагогической и методической литературе по спорту (Г. Г. Шахвердов, 1949; П. А. Рудик, 1959; Г. И. Кукушкин, В. В. Белоусова, Н. А. Бутович, 1963; А. П. Родионов, 1966).
Поэтому мы приводим краткое изложение лишь отдельных вопросов, связанных с тем, как тренер во время тренировочных занятий, сборов и соревнований укрепляет интересы к спорту, создает правильную мотивацию занятий боксом, развивает стремление к самовоспитанию, используя в основном влияние коллектива, личное общение со спортсменами, теоретический и методический материал самого бокса.
* * *
Огромную роль в формировании системы взглядов, убеждений, интересов играет коллектив.
Занятия и тренировки боксеров обычно происходят в группах, организуемых при клубах, добровольных спортивных обществах, учебных заведениях, спортивных школах и т. д.
Эти группы, которые обычно подбираются с учетом возраста и квалификации спортсменов, состоят из людей разных профессий, уровня образования, культуры и жизненных интересов.
Так, обследование секций ДСО «Труд» в 1962—1963 гг. показало, что среди занимающихся спортсменов в возрасте от 16 до 28 лет 22% составляют рабочие, 14% — служащие, 62%—учащиеся, остальные — 2% — военнослужащие.
Однако, несмотря на неоднородность состава групп боксеров по упомянутым признакам, все группы не представляют собой какие-либо случайные, несвязанные объединения людей, а являются, как это видно из практики работы по боксу, в большинстве случаев сплоченными коллективами.
А. С. Макаренко считал, что создание коллектива возможно только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.
Бокс, хотя и является индивидуальным спортом и в нем нет совместных групповых действий (как, например, в спортивных играх), но эффект воспитательной работы и успешность выступления на ринге в большой степени зависят от того, как сплочен коллектив, какие взаимоотношения складываются между его членами. Из истории бокса известно, что из прочно объединенных коллективов боксеров, где создавались правильные традиции и высокая сознательность сочеталась с твердой спортивной дисциплиной, всегда выходило больше всего хорошо воспитанных, трудолюбивых боксеров высокого класса. Например, в столице такие коллективы были в обществах «Динамо» в период 1923—1928 гг. (тренер К. В. Градополов), «Строитель» в 1937—1941 гг. (тренер Б. С. Денисов), «Трудовые резервы» в 1943—1949 гг. (тренер В. С. Щербаков), «Крылья Советов» в 1948—1954 гг. (тренер В. И. Огуренков) и др.
Удачным выступлениям советских боксеров за рубежом в последнее десятилетие, несомненно, во многом помогло то, что благодаря усилиям тренерского совета сборной команды СССР во главе с В. И. Огуренковым в ней был создан дружный коллектив, обладающий большой сплоченностью и единомыслием.
Вот что пишет о роли коллектива заслуженный мастер спорта СССР К. В. Градополов: «Вся спортивная жизнь советского боксера проходит в коллективе, и традиции, которые складываются в организованном и дисциплинированном советском спортивном коллективе при активной руководящей роли тренера, положительно влияют на развитие каждого боксера.
Коллектив требует от него мужества, активности и скромности, решительно осуждает эгоизм, грубость, самолюбование. В спортивном коллективе и с его помощью тренер может осуществлять самые различные воспитательные задачи».
Эта же мысль более полно выражена у М. И. Перельмана (1948). Когда коллективные связи окрепнут, взаимное влияние боксеров внутри коллектива станет охватывать все более разнообразные стороны жизни и поведения физкультурников. В своих спортивных выступлениях и тренировке боксер начинает опираться на поддержку коллектива, считаться с его интересами. С другой стороны, каждый стремится воздействовать на товарища с тем, чтобы он дал наилучший спортивный результат для коллектива, для спортивного общества. Взаимное влияние начинает пронизывать все стороны тренировки. Присутствие коллектива заставляет боксера подтягиваться, обостряет проявление положительных эмоций и черт характера. Так, например, естественное чувство стыда перед товарищами заставляет боксера преодолевать страх и боль во время вольного боя, продуктивнее и с лучшим спортивным результатом выступать за коллектив в командном соревновании. Дружный коллектив подстегивает ленивых, заставляет их перебороть то или иное затруднение. Например, новичок не хочет прыгать со скакалкой, так как он плохо усвоил технику и ему трудно. Но в присутствии товарищей он постесняется показать, что ему трудно. В итоге новичок освоит технику упражнения и научится волевым усилием преодолевать трудности.
Как показывают наблюдения, сплоченность боксерского коллектива во многом зависит от создавшейся системы отношений между членами группы, составляющими ее костяк, общих интересов, единой деятельности, связанной с преодолением трудностей в тренировках и соревнованиях.
В процессе совместной тренировки между спортсменами устанавливаются товарищеские отношения. Эти отношения проявляются лишь при контакте на тренировке и соревнованиях, а также вне занятий.
Какие наиболее важные и характерные отношения между боксерами складываются в хорошо организованном коллективе?
Это, прежде всего товарищеская взаимопомощь, которая проявляется в советах, указаниях, исправлениях ошибок во время специально-подготовительных упражнений, упражнений в условном бою, на снаряде и т. д., в виде психологической поддержки перед выступлением в соревнованиях, при сгонке веса, в секундировании, массаже и т. д.
Взаимное доверие позволяет спортсменам быстрее овладеть техникой и тактикой в упражнениях в перчатках. Например, доверяя партнеру и зная, что он при изучении отдельных элементов техники не нанесет удара (или не нанесет сильного удара), боксер может более дифференцированно осознать ощущения и восприятия в различных боевых положениях. Доверие к партнеру позволяет более слабому спортсмену спокойно, без скованности и напряжения боксировать в парах.
Большое воспитательное значение имеют отношения взаимной требовательности: боксеры следят за тем, чтобы товарищи соблюдали распорядок, установленный на занятиях, дисциплину, правила санитарии и гигиены, режим дня, выполняли задания и указания тренера. Отношения высокой требовательности ценятся в коллективе лишь в том случае, если они основываются на высокой требовательности каждого члена коллектива к самому себе.
К сожалению, на практике требовательность к другим и требовательность к себе у некоторых людей не всегда бывает одинаковой. Иногда спортсмен, очень требовательный во всем к себе, спокойно созерцает, как его близкий товарищ развязно и грубо обращается с окружающими, участвует в выпивке, недостойно ведет себя в общественных местах. Бывает и наоборот: боксер, повинный в нередких нарушениях режима и из-за плохих качеств характера портящий отношения с людьми, проявляет чрезмерно большую требовательность к другим членам коллектива.
Обычно в сложившемся коллективе боксеров помимо взаимопонимания между его членами в целом создаются более тесные отношения между отдельными спортсменами.
В тех случаях, когда боксеры выполняют какую-либо единую групповую деятельность (спортивные игры, трудовые работы), всегда можно выделить спортсменов, претендующих на лидерство, и других, удовлетворяющихся отношениями подчинения. Однако в условиях обычной спортивной деятельности в боксерском коллективе — в ходе тренировки, подготовки к соревнованиям, в обстановке боев — не отмечается особых тенденций выделения лидеров, которые стремились бы руководить этой деятельностью. Интересно, что ведущие советские боксеры, как правило, совершенно не проявляют такого стремления.
Одним из важнейших этапов психологической подготовки спортсмена является создание определенной направленности коллектива и нужных отношений в нем.
Тренер, ведущий работу с группой боксеров и поставивший цель сформировать сплоченный коллектив, должен в первую очередь выяснить, чем интересуются боксеры, что побуждает заниматься их боксом, каковы взаимоотношения спортсменов между собой, как относятся они к тренировке, соблюдению режима. Тренеру следует уточнить, кто из группы стремится к личной гегемонии, кто имеет тенденцию к обособлению, подражанию, подопечности и т. д.
Очень важно, чтобы в коллективе были боксеры, пользующиеся авторитетом. На таких спортсменов необходимо опираться в работе по сплочению группы.
Для того чтобы создать дружный коллектив, надо добиться общности интересов у всех занимающихся. Эта общность появляется на основе растущего у каждого спортсмена интереса к боксу, совместных тренировок, участия в соревнованиях.
Сплочению коллектива помогает хорошая дисциплина.
Повышению дисциплинированности способствует знание боксерами своих спортивных обязанностей, ясное представление цели и содержания как каждого занятия, так и определенного периода обучения и тренировки, продуманное преподавание бокса, разнообразное построение тренировочного процесса, строгое выполнение требований преподавателя, правил бокса, личной гигиены и т. д.
Во время занятий тренер должен тщательно проверять, как выполняются задания, внимательно относиться ко всем спортсменам и не оказывать предпочтения кому-либо из них. Недостаточное внимание к спортсмену обычно снижает его дисциплинированность и требовательность к самому себе.
Тренеру необходимо вести борьбу с пропусками тренировочных занятий и с опозданиями без уважительных причин. Ему следует требовать от спортсменов вежливого, тактичного поведения, запрещать жаргонные слова, грубые выражения и т. п.
В сплочении коллектива большую роль играет создание ряда полезных традиций: чествование победителей соревнований, проведение показательных тренировок с приглашением зрителей, организация занятий за городом, поздравления боксеров с торжественными днями в их жизни, выпуск бюллетеней в предпраздничные дни и т. д.
Опытный тренер стремится к тому, чтобы сами занимающиеся воспитывали у отдельных спортсменов такие моральные чувства, как чувство коллективизма, чувство дружбы и товарищества.
Весь коллектив должен следить за взаимоотношениями, складывающимися между боксерами во время занятий, пресекая всякие проявления грубости, нетактичности по отношению к товарищам. Необходимо самым строгим образом бороться с несвойственными советским спортсменам настроениями и поведением: нежеланием считаться с мнением коллектива, стремлением обособиться от товарищей, недоброжелательностью к ним или полным равнодушием к их спортивному росту и участию в соревнованиях, зазнайством, самовлюбленностью.
Важно добиться, чтобы боксеры доверяли и постоянно оказывали помощь друг другу во время упражнений в парах или тренировочных боев.
Систематическое воспитание у спортсменов чувств коллективизма, дружбы и товарищества, неуклонное соблюдение товарищеской этики в занятиях способствуют тому, что у боксеров постепенно развиваются такие черты характера, как общительность, чуткость, откровенность, доброжелательность и т. д.
Воспитание любви к спортивному коллективу, активного желания выступать за него и содействовать успехам всех остальных его членов служит одним из условий развития и укрепления у спортсмена патриотических чувств.
Коллектив спортсменов высокого класса должен защищать всеми силами спортивную честь нашей Родины на международных соревнованиях. Об этом обязан помнить каждый спортсмен. Достигнуть большого успеха в крупных соревнованиях — его патриотический долг.
Идея советского патриотизма должна быть положена в основу бесед, пояснений тренера в ходе учебно-тренировочных занятий.
Воспитанию чувства советского патриотизма способствуют систематические рассказы о выдающихся поединках советских мастеров бокса на международном ринге, фактах из их биографии и тренировки, подвигах наших боксеров во время Великой Отечественной войны, беседы о преимуществе стиля советской школы бокса над школами силового любительского и профессионального бокса в капиталистических странах, о нравах профессионального бокса, анализ современной техники и тактики искусного бокса на примерах лучших советских боксеров — чемпионов Европы и олимпийских игр, встречи и беседы с ними и их тренерами и т. д.
Регулярные обсуждения и разбор выступлений советских боксеров в международных встречах заставляют тренирующихся еще больше переживать успехи и неуспехи наших команд, проявлять и формировать свои патриотические чувства в оценке результатов соревнований.
Правильно воспитанный коллектив играет немалую роль в формировании у спортсменов положительных мотивов занятий боксом и участия в соревнованиях. Под мотивами в психологии понимаются мысли, стремления и чувства человека, связанные с сознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к деятельности.
Побуждения, заставляющие заниматься боксом (как и другими видами спорта), никогда не бывают постоянными, окончательно установившимися. Чаще всего спортом начинают заниматься в подростковом и юношеском возрасте, когда еще недостаточно определились направленность личности спортсмена, его интеллект, не сформировалось отношение к окружающему и самому себе, а поведение определяют чисто эмоциональные, не всегда осознанные побуждения (к числу таких, в частности, относятся и мотивы занятия спортом).
Даже у взрослых людей, еще мало знакомых с данным видом спорта, могут появиться мотивы, которые являются результатом неправильных представлений о своей будущей деятельности, способностях и перспективах. В дальнейшем, в ходе обучения и тренировки, эти мотивы значительно изменяются, а в период спортивной зрелости они становятся качественно совсем иными.
Практика бокса вполне подтверждает ту классификацию мотивов, которая предусматривает деление их на непосредственные и опосредствованные.
Наши многолетние наблюдения, анкетные опросы и беседы со спортсменами и тренерами свидетельствуют о том, что подростки и юноши в возрасте от 14 до 18 лет, впервые поступая в секцию бокса или в ДСШ, обнаруживают сходные мотивы занятий боксом. Наиболее активные и значимые мотивы состоят в том, чтобы: получить удовольствие от «драки» в перчатках; получить .удовлетворение от преимущества в единоборстве над другими ребятами; получить среди сверстников репутацию «боксера», т. е. спортсмена, олицетворяющего собой сильного и смелого человека; добиться «спортивной славы», которая заставит всех окружающих относиться к тебе по-особенному, вызовет всеобщее почитание, положительные отзывы родных и знакомых; научиться «драться», чтобы отомстить обидчикам; научиться «драться», чтобы в случае необходимости уметь себя защитить.
Менее активные мотивы заключаются в том, чтобы: разносторонне развить себя физически; развить отдельные физические качества, которые формируются в занятиях боксом: например, ловкость и быстроту, силу, выносливость и т. д.; воспитать в себе смелость, уверенность и решительность, сделаться похожим на кого-нибудь из известных боксеров, товарищей, родственников, занимающихся боксом; занять свободное время и использовать тренировку для развлечения; не отставать от друзей и товарищей по школе или местожительству, уже посещающих занятия по боксу.
Таким образом, наиболее активные мотивы занятий боксом в подростковом и юношеском возрасте носят эмоциональный характер, а менее активные (и значимые) имеют в большей степени рациональную направленность.
У взрослых-новичков стремление получить непосредственное удовольствие в тренировке от самого единоборства и его результатов проявляется значительно меньше, так же как стремление добиться репутации «боксера», спортивной славы или стремление свести с кем-то счеты, использовать бокс для развлечения, подражания кому-либо и т. д.
Однако нередко боксом начинают заниматься для самозащиты. Значительно чаще наблюдается активное стремление заняться боксом для всестороннего физического развития, воспитания важных для жизни физических и волевых качеств. Некоторые собираются изучать бокс как интересную и опасную игру, требующую большой сообразительности, риска и самообладания и т. д.
В течение тренировки, в ходе более глубокого знакомства с боксом происходит изменение мотивов занятий боксом — они становятся более осознанными, конкретными и определенными.
На ранних этапах обучения и тренировки (новички, боксеры III разряда) обнаруживаются стремления: изучать технику бокса (преимущественно ударных действий); «подраться» и получить преимущество в вольных боях; развить качества, необходимые для постановки резких «нокаутирующих» ударов; выступить в соревнованиях для получения более высокого разряда; попасть в сборную команду клуба.
На этапе более высокого совершенствования (II— I разряд) для боксеров характерны стремления: изучать и совершенствовать технику и тактику боя на всех дистанциях; совершенствовать индивидуальную манеру боя; совершенствовать специальные физические качества, необходимые для ведения соревновательных боев; выступать в турнирных соревнованиях для выполнения нормы боксера I разряда и мастера спорта; показать хорошие результаты на городских, республиканских и всесоюзных соревнованиях.
Наиболее значительна мотивация боксеров, находящихся на высшем уровне мастерства. Им присущи следующие стремления: глубже изучить научные основы тренировки и спортивного совершенствования; тщательно отрабатывать известные приемы Техники и тактики; достичь высокого уровня физической работоспособности; овладеть тонкостями искусного боксирования; попасть в сборную команду страны; добиться высоких спортивных результатов во всесоюзных и международных соревнованиях; защищать честь Родины за рубежом; передать опыт другим боксерам.
Все приведенные выше мотивы далеко не исчерпывают тех стремлений, которые побуждают спортсменов тренироваться и совершенствовать свое мастерство.
Для того чтобы овладеть совершенной техникой и тактикой, достигнуть высокого уровня развития физических качеств, спортсмен должен ежедневно посвящать тренировке значительное время и затрачивать огромное количество энергии, которое должно быть обеспечено определенными материальными затратами. Естественно, что запросы материального характера не могут быть исключены из сферы потребностей представителей «большого спорта», и поэтому нередко потребность в компенсации затраченного времени и сил на тренировку становится одним из побочных мотивов деятельности спортсменов высокого класса.
Знание мотивов занятий спортом тренером имеет большое практическое значение, так как позволяет оценить некоторые свойства личности спортсмена, проявляющиеся в этих мотивах (тщеславие, любознательность, коллективизм, целенаправленность и т. д.), дает возможность использовать мотивы для повышения активности спортсмена во время- обучения и тренировок; для совершенствования некоторых моральных и волевых качеств, а наиболее значимые мотивы -— для успешного выступления в соревнованиях.
В связи с тем, что мотивы, побудившие спортсмена заняться боксом, непосредственно влияют на отношение к тренировке, к предстоящему состязанию, режиму, определяют цель занятий спортом, воздействуют на степень и характер волевых проявлений, очень важно формировать у них те мотивы, которые вызывают наибольшую активность спортсмена в тренировке, максимально мобилизуют силы на преодоление трудностей.
Как показал Ю. Палайма (1966), активность спортсмена зависит от положительных эмоциональных переживаний, которые вызывают занятия физическими упражнениями. Кроме того, она обусловлена мыслями и представлениями о большой образовательной и общественной ценности спорта.
При всех вариантах мотивации, для того, чтобы ее активизировать, следует улучшать качество занятий и увеличивать общественную значимость мотивов, которую должны осознать спортсмены.
Формирование общих, педагогически оправданных мотивов всегда способствует созданию более крепких отношений в коллективе.
Особенно положительную роль в преодолении трудностей тренировки, создании правильного отношения к соревнованиям играют общественные мотивы, основанные на чувстве долга, коллективизма, патриотизма (Г. М. Гагаева, П. А. Рудик, О. А. Черникова, А. Ц. Пуни). Эти мотивы и должен формировать тренер у боксеров, используя влияние спортивного коллектива.
Формируя положительные мотивы занятий, связанные, например, со стремлением боксера совершенствовать спортивное мастерство или добиться успеха в соревнованиях, тренеру следует стремиться укрепить их общественную основу. Тренер на занятиях должен пользоваться любым случаем, чтобы подчеркнуть роль современного спорта в жизни людей, большое агитационное значение выступления спортсменов в соревнованиях, его общественную значимость для коллектива, где тренируются боксеры, ,и др. Одновременно с этим тренер и коллектив должны воздействовать на спортсменов, которые руководствуются в своем поведении и отношении к тренировке и соревнованиям мотивами, имеющими узко личную направленность (болезненное самолюбие, гипертрофированное честолюбие и тщеславие, меркантильные соображения и др.).
Во время тренировки и соревнований ярко раскрываются физические и психические возможности боксера, определяются его способности и перспективы дальнейшего развития. Со временем каждый, хотя бы немного мыслящий спортсмен, начинает, естественно, задумываться над тем, что он представляет собой в физическом и духовном отношении, в чем его сильные и слабые стороны, какими «резервами» он обладает, что ему не хватает, как дальше совершенствовать себя. В результате этого у спортсмена развивается стремление к дальнейшему самопознанию, к самоусовершенствованию или самовоспитанию.
Если рассматривать понятие самовоспитания широко, то в него включаются и самопознание, и самоусовершенствование способности сознательно управлять своими действиями, поступками, мыслями и чувствами (К.П.Жаров, 1963).
Самовоспитание воли является частью общего самовоспитания. К сожалению, стремление к самовоспитанию, которое должно сделаться одним из основных мотивов спортивной деятельности, недостаточно стимулируется в спортивной работе и ответственность за решение всех воспитательных проблем ложится на «няньку» — тренера, а иногда, в чрезвычайных случаях, на общественные спортивные организации. В результате не используется тот могучий потенциал внутренних сил, который служит мощным фактором самоусовершенствования.
В своей работе тренер обязан всячески развивать стремление спортсмена к самовоспитанию и стимулировать его самостоятельность в решении задач тренировки и подготовки к соревнованиям.
Значение самовоспитания в деятельности человека хорошо видно на примерах жизни многих знаменитых людей (М. В. Ломоносова, Д. Лондона, А. М. Горького, К. Э. Циолковского и др.), достигших больших успехов в науке и творчестве благодаря огромному труду по самовоспитанию интеллекта, характера, волевых качеств; выдающихся спортсменов, много уделявших внимания Самовоспитанию; участников Великой Отечественной войны, возвратившихся с фронта калеками, но сумевших, упорно работая над собой, преодолеть свои недуги; гипнотизеров и «угадывателей» мыслей, которые развили у себя самостоятельно некоторые качества психики, и т. д.
Основу самовоспитания составляет самопознание — анализ и самооценка своих сил, возможностей, поведения. Чтобы воздействовать на себя в определенном направлении, необходимо прежде всего знать самого себя, уметь хорошо разбираться в совершаемых поступках, видеть свои положительные и отрицательные стороны, критически оценивать свое поведение, исходя из общественных интересов, быть политически грамотным (К. П. Жаров, 1963). А. Я. Арет предлагает использовать в процессе подготовки спортсмена различные средства, пути и методы самопознания. К ним относятся:
информация, получаемая спортсменом от окружающих, об особенностях своих движений, стиля, тактики, морального поведения, волевых качеств, особенностях организма и психики и т. д.;
самонаблюдение как составная часть самоконтроля о своем физическом и психическом состоянии;
самоанализ спортсменом своей деятельности, поступков, обусловивших их факторов, выявление причин успехов и поражений;
самоучет — учет результатов тренировок и соревнований;
самоотчет о выполненной деятельности;
критика и самокритика;
самооценка работы по самоусовершенствованию физических, моральных, волевых, интеллектуальных и других качеств спортсмена;
ведение личного дневника, где не только фиксируются внешние факты, события, данные, но анали зируются и описываются переживания, мысли, стремления спортсмена и пр. (А. Я. Арет, 1967).
В подготовке боксера ряд этих средств и методов самопознания и самовоспитания может быть с успехом использован для решения задач самовоспитания. При этом тренер должен систематически контролировать проделанную спортсменом работу по самопознанию и самовоспитанию, знакомиться с его дневником, откровенно и задушевно беседовать наедине о всевозможных трудностях, мешающих самоусовершенствованию.
Правильно контролируемая система самовоспитания спортсмена способствует развитию положительных черт его личности, выражающих отношение к самому себе: самокритичности, скромности и т. д.
Большое значение в формировании личности боксера, в его спортивных успехах имеют правильно .выработанные интересы. На их содержание и акт<