Характеризующая психологические особенности личности спортсмена

воля к победе безволие
смелость трусость
уверенность в себе неуверенность в себе
настойчивость отсутствие настойчивости
выдержанность отсутствие выдержки
хладнокровие отсутствие хладнокровия
находчивость растерянность
самостоятельность отсутствие самостоятельно­сти
инициативность безынициативность
отсутствие мнительности мнительность
сознательность несознательность
дисциплинированность недисциплинированность
трудолюбие леность
добросовестность недобросовестность
аккуратность неаккуратность
старательность небрежность
целеустремленность разбросанность
творческая активность отсутствие творчества в ра­боте
принципиальность беспринципность
коллективизм индивидуализм
моральность аморальность
самолюбие отсутствие самолюбия
чувство собственного достоинства отсутствие чувства собственного достоинства
скромность хвастливость
тактичность бестактность
откровенность скрытность
справедливость несправедливость
общительность замкнутость
требовательность к себе нетребовательность к себе
требовательность к другим нетребовательность к дру­гим
самокритичность несамокритичность
отношение к деловой критике — положительное отношение к деловой критике — отрицательное
отношение к слабым соперникам — положительное отношение к слабым соперникам — отрицатель­ное
отношение к сильным соперникам — положительное отношение к сильным соперникам — отрицательное
доброжелательность к людям недоброжелательность к людям
уважение к коллегам отсутствие уважения к кол­легам
ответственность перед коллективом безответственность перед коллективом
сообразительность несообразительность
любознательность нелюбознательность
начитанность неначитанность
тактическая хитрость тактическая незрелость
рассудительность безрассудство
остроумие неспособность острить
легкая возбуждаемость плохая возбудимость
сильная эмоциональная реакция слабая эмоциональная реакция
стабильное настроение изменчивость настроения
спортивная злость отсутствие спортивной зло­сти
есть чувство юмора нет чувства юмора


При заполнении анкеты надо зачер­кнуть одно из полярных качеств, не свойственное боксеру, на которого составляется характеристика, и подчеркнуть цифру, оценивающую степень развития противоположно­го качества. Если каждый спортсмен заполняет анкету на других, то полученный большой материал позволяет зна­чительно уменьшить процент случайных ответов и помо­гает тренеру составить характеристику свойств личности отдельных членов спортивного коллектива (составляя анкету, тренер может по усмотрению включать в нее те качества личности спортсмена, которые его больше всего интересуют).

Разумеется, что один анкетный материал не может охарактеризовать психологические особенности личнос­ти спортсмена, выявить его отношение к деятельности, определить его состояние. Анкетные данные должны быть обязательно дополнены беседами, большим количеством наблюдений, отзывами о спортсмене других людей и пр. Очень важно, чтобы сведения о психологических особен­ностях боксера были собраны в различных условиях его деятельности. Особенно важно провести больше наблю­дений в трудных условиях тренировки, подготовки к вы­ступлениям, во время тяжелых соревнований. В этих «экстремальных» условиях всегда наиболее ясно прояв­ляются черты характера спортсмена, особенности его эмо­ционально-волевого состояния.

Для анализа особенностей внимания, мышления, па­мяти и других психических процессов используются раз­личные задания, позволяющие оценить, например, сосредоточенность или распределение внимания, бы­строту мышления, умение делать умозаключения, запо­минать понятия или образы и т. д.

Используя описанные выше методы исследования, тренер может получить, данные, позволяющие ему составить психологическую характеристику спортсмена.

На что нужно обращать внимание тренеру при оценке психологической характеристики спортсмена? Исходя из практики работы со спортсменами различной специаль­ности, кафедра психологии Центрального института фи­зической культуры разработала разделы наблюдений за боксерами для составления их психологических характе­ристик.

Тренер прежде всего должен узнать, каковы убежде­ния и идеалы спортсмена, выяснить его жизненные по­требности и интересы, установить, какие мотивы застав­ляют ученика заниматься боксом и выступать на сорев­нованиях, какие цели ставит боксер на тренировках в настоящее и ближайшее время, т. е. охарактеризовать направленность его личности.

Важно познакомиться и с чертами характера зани­мающихся. Следует в первую очередь выявить черты, свя­занные с отношением боксера к повышению спортивного мастерства: увлеченность тренировкой, аккуратность и исполнительность при выполнении заданий тренера, тру­долюбие, стремление к приобретению опыта других спорт­сменов и др.

Многое могут дать наблюдения за чертами характера, связанными с отношением боксера к коллективу, к самому себе; они позволят выяснить, насколько спортсмен об­щителен в коллективе, чуток и доброжелателен к людям, внимателен к товарищам,, искренен, откровенен, насколь­ко он самолюбив, самокритичен, требователен к окру­жающим и самому себе, как относится к тренерам, силь­ным и слабым противникам и т. д.

Чтобы правильно воспитывать волевые черты харак­тера спортсмена, тренер должен ясно представить, как развиты у обучаемых волевые качества — целеустрем­ленность, самостоятельность, решительность и др. и как проявляются у боксеров эмоциональные особенности — общая эмоциональность, интенсивность спортивных эмо­ций, отношение к неудачам, внушаемость, эмоциональные реакции в предстартовом состоянии и др.

Эмоционально-волевые черты характера спортсмена во многом определяются и теми трудностями, которые он преодолевает во время тренировки и выступления. При составлении психологической характеристики учеников тренеру нужно обязательно учитывать эти трудности, так как в ходе их преодоления обычно очень четко проявля­ются различные особенности личности спортсмена.

Большое значение для тактической и психологической подготовки имеет знание основных типологических свойств нервной системы боксера, так как от них во мно­гом зависит проявление различных реакций человека.

Известно, что характер проявления высшей нервной деятельности определяется сочетанием трех ее основных свойств: силой нервных процессов возбуждения и тормо­жения, соотношением их, т. е. уравновешенностью, или преобладанием одного из них и подвижностью, т. е. спо­собностью к быстрой смене одного нервного процесса другим.

Для характеристики проявления основных свойств высшей нервной деятельности человека обычно проводят­ся специальные врачебные и физиологические обследова­ния. Однако тренер может составить довольно четкое представление об этих свойствах и при помощи педагоги­ческих наблюдений.

Для определения свойств высшей нервной деятельнос­ти спортсменов можно использовать некоторые критерии. Так, для определения, силы нервной системы учитывают; работоспособность и умение преодолевать наступающее утомление; упорство в поддержании спортивного режима; проявление инициативы и настойчивости в тренировочных занятиях; отношение к более сильному противнику; спо­собность сдерживаться перед выходом на ринг, перед на­чалом раунда, при неблагоприятных реакциях зрителей; способность переносить физическую боль; отношение к предстоящему соревнованию, отношение к спортивной оценке, оценке своей деятельности; веру в собственные силы и др.

Для определения степени уравновешенности нервной системы учитывают: поведение боксера в течение дня пе­ред соревнованиями, сон перед соревнованиями, поведе­ние в раздевалке перёд выходом на ринг; устойчивость настроения; проявление нетерпения в состоянии ожида­ния; наличие или отсутствие импульсивных реакций в конфликтных ситуациях; реакции на критические заме­чания тренера, товарищей; стабильность спортивных ре­зультатов и др.

Подвижность нервной системы определяют быстротой и легкостью приспособления к новым условиям режима и тренировки, переучивания старой техники, исправления ошибок, овладения новыми приемами, приспособления к противникам разной манеры ведения боя и смен тактики, переключения внимания в специальных упражнениях с партнером; отношением к разнообразным упражнениям, используемым в тренировке, к чередованию занятий раз­ной направленности; подвижностью моторики и артику­ляции, быстротой засыпания и пробуждения и др.

Разумеется, что все свойства нервных процессов про­являются не изолированно, а во взаимной связи, взаимно компенсируя и дополняя друг друга.

Однако всегда можно выделить наиболее ярко выра­женные свойства нервной системы и подобрать средства и методы тренировки, которые будут способствовать их улучшению.

При проведении наблюдений за особенностями лич­ности боксеров используют записи, фиксируя относитель­ный уровень развития различных психических качеств и процессов по дифференцированной системе (например, отмечая уровень развития какого-либо волевого качества оценками «сильно», «средне» и «слабо» или «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» и т. д.).

Метод эксперимента

Важнейшее место в психологических исследованиях занимает эксперимент, позволяющий не только описы­вать качественные особенности психических явлений, но и объяснить их. Достоинство эксперимента состоит в том, что экспериментатор сам вызывает интересующие его яв­ления, а не ждет их, и поэтому имеет возможность прове­рять влияние на психику различных условий и факторов (нагрузок, систем упражнений, окружающих людей, эмо­ционального фактора, особенностей нервной системы и др.). Тренер может повторить опыт столько, сколько требуется; и получить количественные характеристики явлений при помощи точной измерительной аппаратуры.

Эксперимент может быть лабораторным и естествен­ным. Лабораторный эксперимент проводится в специаль­ном помещении в несколько искусственных условиях, естественный — в обычной для испытуемого обстановке тренировки, отдыха, подготовки к выступлениям и т. д.

Проводя эксперимент, необходимо добиваться, чтобы испытуемые боксеры понимали важность полученных данных для их дальнейшего совершенствования, испыты­вали интерес к результатам эксперимента и стремились их улучшить.

Для составления психологических характеристик боксеров тренер должен учитывать и объективные данные о развитии у них ряда важных психических функций, всег­да проявляющихся в бою на ринге. К ним относятся некоторые виды ощущений и восприятий, особенности внимания, двигательная активность спортсмена, эмоциональ­ные реакции, двигательная память, мышление и др. Ис­следование этих психических функций проводится при по­мощи разработанных и апробированных психологических методик. Более подробное описание этих методик дано в учебниках по общей психологии. Приводим некоторые наиболее простые и удобные для исследований методики в условиях спортивной практики (применяемая аппарату­ра портативна и работает на батарейном питании).

Кафедра психологии спорта Центрального института физической культуры предложила следующую програм­му-минимум измерения психических функций у спорт­сменов:

I. Двигательная активность:

  1. Быстрота реакции.
  2. Двигательный темп.

II. Ощущения и восприятия:

1. Точность мышечно-двигательных ощущений.

2. Возбудимость вестибулярного аппарата.

3. Глубинное зрение.

4. Объем поля зрения.

III. Особенности внимания:

  1. Объем внимания.
  2. Интенсивность внимания.
  3. Сосредоточенность внимания.
  4. Распределение внимания.
  5. Переключение внимания.

IV. Эмоциональные реакции:

  1. По данным измерения статического тремора.
  2. По данным измерения динамического тремора.
  3. По частоте пульса.
  4. По особенностям предстартовых состояний (на ос­новании систематических психолого-педагогических наблюдений).

Быстрота реакции, как известно, определяется време­нем от момента начала восприятия раздражителя до на­чала ответного движения.

Для измерения времени реакции применяются специ­альные приборы-реакциомеры. Испытуемый, пользуясь реакциомером, реагирует на раздражитель (лампочка, падающая стрелка, звонок) нажатием руки на ключ, и секундомер фиксирует время реакции. При помощи реакциомера измеряется время простой реакции, реакции выбора и переключения.

Например, при измерении простой реакции боксер в ответ на зажигание красной лампочки нажимает посто­янно на один ключ. В случае измерения реакции выбора (спортсмен реагирует на зажигание красной лампочки на­жиманием на правый ключ, а на зажигание зеленой — на левый ключ.

При измерении реакции переключения испытуемый меняет программу на противоположную: в ответ на за­жигание красной лампочки он нажимает на левый ключ, а зеленой — на правый.

Для изучения умения управлять двигательным тем­пом применяется прибор «Теппинг». Испытуемый в тече­ние определенного времени проводит постукивание рукой по одной или нескольким пластинам, при этом количество движений фиксируется при помощи электросчетчика.

Например, можно провести следующее исследование управления двигательным темпом (методика О. А. Чер­никовой).

В одном опыте проводится 5 серий постукиваний про­должительностью 10 сек. каждая, но в различном темпе: в первой серии испытуемому предлагается производить постукивание в удобном, нормальном для него темпе; во второй — делать движения в замедленном темпе; в третьей — снова в нормальном темпе; в четвертой — в максимальном темпе; в пятой серии — в нормальном темпе. Разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа. Разница между данными первой и второй, первой и чет­вертой серий служит показателем подвижности темпа. Результаты измерений двигательного темпа в разных ус­ловиях могут служить показателями стартового состоя­ния спортсмена, степени его утомления, эмоциональной устойчивости, подвижности и уравновешенности его нерв­ной системы и др.

Точность мышечно-двигательных ощущений определя­ется при помощи кинематометрических и динамометриче­ских исследований.

В первом случае определяют умение спортсмена вос­производить заданные положения тела и его частей. Например, в простейшем случае измеряют точность вос­произведения заданной амплитуды движений руки с по-мощьюспециальной шкалы. Шкалу, состоящую из обыч­ной ленты с делением в сантиметрах, укрепляют на сте­не, а испытуемый становится боком или спиной к стене и воспроизводит предварительно заданные ему положения руки, ноги, туловища.

При динамометрических исследованиях применяются различные динамометры — для определения силы кисти, становой силы, силы мышц бедра и т. д. Боксер выполняет определенное усилие, которое затем он должен точно воспроизводить или изменять на заданную величину.

Для определения возбудимости вестибулярного аппа­рата измеряют длительность сохранения статической ус­тойчивости (в сек.) при пробе с помощью вращения голо­вой. Спортсмен принимает положение основной стойки, затем ставит ступни ног параллельно и вплотную друг к другу. По сигналу он начинает вращать голову в одну сторону, выполняя одно круговое движение в 1 сек. При этом отмечается время от начала вращения головой до момента первого нарушения спортсменом статической устойчивости (отклонение тела).

Глубинное зрение, осуществляющее восприятие бли­зости или удаленности предметов, исследуют при помощи аппарата Говарда. Он представляет собой ящик с окном в передней стенке и освещенным экраном на задней. Внутри вдоль ящика помещены два стержня, один из ко­торых двигается в направлении зрения. Испытуемый дол­жен установить момент, когда, оба стержня находятся рядом.

Объем поля зрения определяется границами восприя­тия предметов, находящихся в зоне видения при не­подвижном глазе. Объем поля зрения измеряют при по­мощи специального прибора — периметра. Испытуемый при фиксированном глазе определяет наружную, внут­реннюю, верхнюю и нижнюю границу видения метки, двигающейся по горизонтальной и вертикальной дугам прибора.

Для определения объема внимания, т. е. количества объектов, которые могут быть восприняты одновременно в весьма ограниченный отрезок времени, применяют тахистоскоп. Этот прибор имеет разделенный на 25 клеток экран. При освещении этого экрана на нем появляются (при экспозиции 0,1 сек.) пять различных фигурок. Их местонахождение и форму испытуемый должен отметить сразу после появления их на специально вычерченной схеме экрана.

Интенсивность, сосредоточенность, распределение и переключение внимания исследуются с помощью, коррек­турной пробы. Корректурная проба представляет собой лист бумаги, на котором напечатан стандартный текст. Он состоит из сочетаний ряда букв (или цифр), объеди­ненных в определенные группы. Испытуемому предлагается сконцентрировать внимание на тексте и в течение заданного времени вычеркивать предложенные сочетания букв. Так, для исследования интенсивности внимания ис­пытуемый (в течение 1 мин.) зачеркивает одно и то же сочетание двух букв, например ВС. Большее количество зачеркнутых букв свидетельствует о большей интенсивно­сти внимания.

Для определения сосредоточенности внимания спорт­смену дается то же задание, что и при определении интен­сивности внимания, но во время выполнения задания через каждые 5 сек. вспыхивает и тухнет электрическая лампочка. Чем меньше влияние оказывает она на ре­зультат опыта, тем больше сосредоточенность внимания.

Для оценки распределения внимания испытуемому предлагают в течение 2 мин. зачеркивать одно сочетание букв, например ВС, а другое — АИ — подчеркивать. Большее количество зачеркнутых букв и меньшее коли­чество ошибок свидетельствуют о лучшем распределении внимания.

Для исследования переключения внимания боксер должен в течение 30 сек. сначала зачеркивать одно сочетание букв, например СХ, а затем после сигнала дру­гое — ВС, потом снова первое — СХ — и под конец опять второе — ВС. Чем продуктивнее работа и меньше оши­бок, тем лучше умеет спортсмен переключать вни­мание.

Для точного определения свойств внимания по кор­ректурным пробам применяют формулы, позволяющие получить точные количественные оценки этих свойств.

Для исследования эмоционального состояния боксера нередко используют наблюдения за его непроизвольным дрожанием рук, пальцев (тремор). Прибором для изме­рения тремора обычно служит портативный тремометр. На тремометре можно изучать статический тремор, т. е. дрожание рук в неподвижном состоянии, и динамический тремор — дрожание рук при выполнении какого-либо за­данного движения.

Для определения тремора в пластине прибора имеет­ся ряд отверстий и прорезей, в которые испытуемый вставляет специальный штифт (при определении статиче­ского тремора он держит штифт неподвижно в отвер­стии; а при определении динамического он водит его по прорези). Прикосновения штифта к пластине фиксируют­ся электросчетчиком.

Существует еще и другой тремометр (конструкции В. М. Писаренко), состоящий из сейсмодатчика, вмонти­рованного в цилиндрическую свинцовую гирю, которую подвешивают на кисть спортсмена, сидящего в расслаб­ленном состоянии на стуле (положив одну руку на бедро и опустив другую вниз), и устройства, фиксирующего на счетчике малейшие колебания опущенной руки испыту­емого.

Небольшие изменения эмоционального состояния спортсмена немедленно отражаются на треморе рук и отмечаются тотчас на счетчике.

Пользуясь прибором, можно исследовать умение спортсмена (с помощью представлений) создавать со­стояния максимальной возбудимости и отключаться — снимать эмоциональное возбуждение.

Для этого боксеру дается задание полностью рассла­биться и ни о чем не думать. Когда он почувствует, что достиг этого состояния, нужно поднять палец руки, ле­жащей на бедре. После этого экспериментатор включает на 10 сек. тремометр, счетчик прибора подсчитывает чис­ло импульсов, вызванных тремором. Затем испытуемому дается задание при полном расслаблении мышц предста­вить зрительно эпизод боя, в котором надо максимально мобилизоваться для победы. Состояние максимального возбуждения фиксируется также в течение 10 сек., после чего первое задание повторяют. Сравнение показателей тремора при максимальном возбуждении и отключении дает возможность определить умение спортсмена регули­ровать свое эмоциональное состояние.

Критериями эмоционального состояния служат также частота пульса (измеряемая при положении «стоя») и артериальное давление.

Цифровые показатели, полученные с помощью опи­санных методик, статистически обрабатываются. Выве­денные средние величины (средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, или дисперсия, ко­эффициент вариации, значимость различия средних ве­личин и др.) дают картину состояния психических про­цессов у спортсменов и их динамики во время трениров­ки, соревнований.

Кроме некоторых упомянутых простых и портативных приборов, позволяющих определить уровень развития ряда общих психических процессов боксера и удобных для работы в условиях тренировки и соревнований, в на­стоящее время получает все большее распространение специализированная аппаратура. Она позволяет опреде­лить показатели, которые характеризуют уровень разви­тия специализированных психических процессов боксера и влияние на них его психического состояния. При помо­щи этой аппаратуры можно моделировать (с некоторым ограничением) основные действия боксера: передвиже­ния, удары и защиты.

Существуют приборы, по которым одновременно или раздельно определяют время простой и сложной реакции боксера при ударе, среднюю скорость ударного движе­ния руки на разных дистанциях, силу, резкость и точ­ность одиночных ударов. Пользуясь этими приборами, можно определить, насколько развиты у спортсменов быстрота реакции, умение дифференцировать время, ско­рость, точность, резкость, силу движений, сознательно управлять этими свойствами движений и др.

Динамограф конструкции В. М. Абалакова позволяет записывать силу и темп серийных движений и определять умение управлять резкостью отдельных ударов, а при­боры конструкции Ю. Никифорова — исследовать чувст­во дистанции боксера, во время условных и вольных боев, при нанесении ударов по мешку. При помощи при­бора конструкции В. С. Фарфеля, А. Лясоты, А. Карабанова устанавливают несколько программ ударных дейст­вий боксера и следят за формированием, серий, за спо­собностью боксера переключаться от заученных действий к другим, неосвоенным.

Сконструированы приборы, определяющие точность ударов в серии: например, прибор, позволяющий изме­рять быстроту реакции при выполнении различных дви­жений— ударов всех типов, а также уклонов, нырков, подставок, уходов и др.

Применяя большинство упомянутых приборов, боксе­ры могут выполнять естественные маневренные, атакую­щие и защитные действия.

Все специализированные приборы помимо их «иссле­довательского» назначения одновременно служат и для тренировки боксеров, так как дают им срочную инфор­мацию о различных параметрах движения.

Использование приборов для тренировки вызывает у боксеров интерес к экспериментам, вырабатывает к ним положительное отношение и способствует достижению лучших результатов, что очень важно для получения однородных данных исследования.

С помощью приборов и тестов можно установить ди­намику развития психических процессов боксеров, полу­чить дополнительные сведения об уровне их тренирован­ности, проследить влияние различных «психогенных фак­торов» на проявление психических процессов и умение управлять специальными движениями и др.

Приборы и тесты для определения психических про­цессов боксеров могут быть использованы в различных условиях тренировки: перед началом тренировочных занятий, в разных частях занятий, после их окончания, перед выступлениями на ринге, на различных этапах тренировки и т. д. При этом обязательно должна соблю­даться идентичность условий проведения эксперимента.

Наши рекомендации