Характеризующая психологические особенности личности спортсмена
воля к победе | безволие | |
смелость | трусость | |
уверенность в себе | неуверенность в себе | |
настойчивость | отсутствие настойчивости | |
выдержанность | отсутствие выдержки | |
хладнокровие | отсутствие хладнокровия | |
находчивость | растерянность | |
самостоятельность | отсутствие самостоятельности | |
инициативность | безынициативность | |
отсутствие мнительности | мнительность | |
сознательность | несознательность | |
дисциплинированность | недисциплинированность | |
трудолюбие | леность | |
добросовестность | недобросовестность | |
аккуратность | неаккуратность | |
старательность | небрежность | |
целеустремленность | разбросанность | |
творческая активность | отсутствие творчества в работе | |
принципиальность | беспринципность | |
коллективизм | индивидуализм | |
моральность | аморальность | |
самолюбие | отсутствие самолюбия | |
чувство собственного достоинства | отсутствие чувства собственного достоинства | |
скромность | хвастливость | |
тактичность | бестактность | |
откровенность | скрытность | |
справедливость | несправедливость | |
общительность | замкнутость | |
требовательность к себе | нетребовательность к себе | |
требовательность к другим | нетребовательность к другим | |
самокритичность | несамокритичность | |
отношение к деловой критике — положительное | отношение к деловой критике — отрицательное | |
отношение к слабым соперникам — положительное | отношение к слабым соперникам — отрицательное | |
отношение к сильным соперникам — положительное | отношение к сильным соперникам — отрицательное | |
доброжелательность к людям | недоброжелательность к людям | |
уважение к коллегам | отсутствие уважения к коллегам | |
ответственность перед коллективом | безответственность перед коллективом | |
сообразительность | несообразительность | |
любознательность | нелюбознательность | |
начитанность | неначитанность | |
тактическая хитрость | тактическая незрелость | |
рассудительность | безрассудство | |
остроумие | неспособность острить | |
легкая возбуждаемость | плохая возбудимость | |
сильная эмоциональная реакция | слабая эмоциональная реакция | |
стабильное настроение | изменчивость настроения | |
спортивная злость | отсутствие спортивной злости | |
есть чувство юмора | нет чувства юмора |
При заполнении анкеты надо зачеркнуть одно из полярных качеств, не свойственное боксеру, на которого составляется характеристика, и подчеркнуть цифру, оценивающую степень развития противоположного качества. Если каждый спортсмен заполняет анкету на других, то полученный большой материал позволяет значительно уменьшить процент случайных ответов и помогает тренеру составить характеристику свойств личности отдельных членов спортивного коллектива (составляя анкету, тренер может по усмотрению включать в нее те качества личности спортсмена, которые его больше всего интересуют).
Разумеется, что один анкетный материал не может охарактеризовать психологические особенности личности спортсмена, выявить его отношение к деятельности, определить его состояние. Анкетные данные должны быть обязательно дополнены беседами, большим количеством наблюдений, отзывами о спортсмене других людей и пр. Очень важно, чтобы сведения о психологических особенностях боксера были собраны в различных условиях его деятельности. Особенно важно провести больше наблюдений в трудных условиях тренировки, подготовки к выступлениям, во время тяжелых соревнований. В этих «экстремальных» условиях всегда наиболее ясно проявляются черты характера спортсмена, особенности его эмоционально-волевого состояния.
Для анализа особенностей внимания, мышления, памяти и других психических процессов используются различные задания, позволяющие оценить, например, сосредоточенность или распределение внимания, быстроту мышления, умение делать умозаключения, запоминать понятия или образы и т. д.
Используя описанные выше методы исследования, тренер может получить, данные, позволяющие ему составить психологическую характеристику спортсмена.
На что нужно обращать внимание тренеру при оценке психологической характеристики спортсмена? Исходя из практики работы со спортсменами различной специальности, кафедра психологии Центрального института физической культуры разработала разделы наблюдений за боксерами для составления их психологических характеристик.
Тренер прежде всего должен узнать, каковы убеждения и идеалы спортсмена, выяснить его жизненные потребности и интересы, установить, какие мотивы заставляют ученика заниматься боксом и выступать на соревнованиях, какие цели ставит боксер на тренировках в настоящее и ближайшее время, т. е. охарактеризовать направленность его личности.
Важно познакомиться и с чертами характера занимающихся. Следует в первую очередь выявить черты, связанные с отношением боксера к повышению спортивного мастерства: увлеченность тренировкой, аккуратность и исполнительность при выполнении заданий тренера, трудолюбие, стремление к приобретению опыта других спортсменов и др.
Многое могут дать наблюдения за чертами характера, связанными с отношением боксера к коллективу, к самому себе; они позволят выяснить, насколько спортсмен общителен в коллективе, чуток и доброжелателен к людям, внимателен к товарищам,, искренен, откровенен, насколько он самолюбив, самокритичен, требователен к окружающим и самому себе, как относится к тренерам, сильным и слабым противникам и т. д.
Чтобы правильно воспитывать волевые черты характера спортсмена, тренер должен ясно представить, как развиты у обучаемых волевые качества — целеустремленность, самостоятельность, решительность и др. и как проявляются у боксеров эмоциональные особенности — общая эмоциональность, интенсивность спортивных эмоций, отношение к неудачам, внушаемость, эмоциональные реакции в предстартовом состоянии и др.
Эмоционально-волевые черты характера спортсмена во многом определяются и теми трудностями, которые он преодолевает во время тренировки и выступления. При составлении психологической характеристики учеников тренеру нужно обязательно учитывать эти трудности, так как в ходе их преодоления обычно очень четко проявляются различные особенности личности спортсмена.
Большое значение для тактической и психологической подготовки имеет знание основных типологических свойств нервной системы боксера, так как от них во многом зависит проявление различных реакций человека.
Известно, что характер проявления высшей нервной деятельности определяется сочетанием трех ее основных свойств: силой нервных процессов возбуждения и торможения, соотношением их, т. е. уравновешенностью, или преобладанием одного из них и подвижностью, т. е. способностью к быстрой смене одного нервного процесса другим.
Для характеристики проявления основных свойств высшей нервной деятельности человека обычно проводятся специальные врачебные и физиологические обследования. Однако тренер может составить довольно четкое представление об этих свойствах и при помощи педагогических наблюдений.
Для определения свойств высшей нервной деятельности спортсменов можно использовать некоторые критерии. Так, для определения, силы нервной системы учитывают; работоспособность и умение преодолевать наступающее утомление; упорство в поддержании спортивного режима; проявление инициативы и настойчивости в тренировочных занятиях; отношение к более сильному противнику; способность сдерживаться перед выходом на ринг, перед началом раунда, при неблагоприятных реакциях зрителей; способность переносить физическую боль; отношение к предстоящему соревнованию, отношение к спортивной оценке, оценке своей деятельности; веру в собственные силы и др.
Для определения степени уравновешенности нервной системы учитывают: поведение боксера в течение дня перед соревнованиями, сон перед соревнованиями, поведение в раздевалке перёд выходом на ринг; устойчивость настроения; проявление нетерпения в состоянии ожидания; наличие или отсутствие импульсивных реакций в конфликтных ситуациях; реакции на критические замечания тренера, товарищей; стабильность спортивных результатов и др.
Подвижность нервной системы определяют быстротой и легкостью приспособления к новым условиям режима и тренировки, переучивания старой техники, исправления ошибок, овладения новыми приемами, приспособления к противникам разной манеры ведения боя и смен тактики, переключения внимания в специальных упражнениях с партнером; отношением к разнообразным упражнениям, используемым в тренировке, к чередованию занятий разной направленности; подвижностью моторики и артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения и др.
Разумеется, что все свойства нервных процессов проявляются не изолированно, а во взаимной связи, взаимно компенсируя и дополняя друг друга.
Однако всегда можно выделить наиболее ярко выраженные свойства нервной системы и подобрать средства и методы тренировки, которые будут способствовать их улучшению.
При проведении наблюдений за особенностями личности боксеров используют записи, фиксируя относительный уровень развития различных психических качеств и процессов по дифференцированной системе (например, отмечая уровень развития какого-либо волевого качества оценками «сильно», «средне» и «слабо» или «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» и т. д.).
Метод эксперимента
Важнейшее место в психологических исследованиях занимает эксперимент, позволяющий не только описывать качественные особенности психических явлений, но и объяснить их. Достоинство эксперимента состоит в том, что экспериментатор сам вызывает интересующие его явления, а не ждет их, и поэтому имеет возможность проверять влияние на психику различных условий и факторов (нагрузок, систем упражнений, окружающих людей, эмоционального фактора, особенностей нервной системы и др.). Тренер может повторить опыт столько, сколько требуется; и получить количественные характеристики явлений при помощи точной измерительной аппаратуры.
Эксперимент может быть лабораторным и естественным. Лабораторный эксперимент проводится в специальном помещении в несколько искусственных условиях, естественный — в обычной для испытуемого обстановке тренировки, отдыха, подготовки к выступлениям и т. д.
Проводя эксперимент, необходимо добиваться, чтобы испытуемые боксеры понимали важность полученных данных для их дальнейшего совершенствования, испытывали интерес к результатам эксперимента и стремились их улучшить.
Для составления психологических характеристик боксеров тренер должен учитывать и объективные данные о развитии у них ряда важных психических функций, всегда проявляющихся в бою на ринге. К ним относятся некоторые виды ощущений и восприятий, особенности внимания, двигательная активность спортсмена, эмоциональные реакции, двигательная память, мышление и др. Исследование этих психических функций проводится при помощи разработанных и апробированных психологических методик. Более подробное описание этих методик дано в учебниках по общей психологии. Приводим некоторые наиболее простые и удобные для исследований методики в условиях спортивной практики (применяемая аппаратура портативна и работает на батарейном питании).
Кафедра психологии спорта Центрального института физической культуры предложила следующую программу-минимум измерения психических функций у спортсменов:
I. Двигательная активность:
- Быстрота реакции.
- Двигательный темп.
II. Ощущения и восприятия:
1. Точность мышечно-двигательных ощущений.
2. Возбудимость вестибулярного аппарата.
3. Глубинное зрение.
4. Объем поля зрения.
III. Особенности внимания:
- Объем внимания.
- Интенсивность внимания.
- Сосредоточенность внимания.
- Распределение внимания.
- Переключение внимания.
IV. Эмоциональные реакции:
- По данным измерения статического тремора.
- По данным измерения динамического тремора.
- По частоте пульса.
- По особенностям предстартовых состояний (на основании систематических психолого-педагогических наблюдений).
Быстрота реакции, как известно, определяется временем от момента начала восприятия раздражителя до начала ответного движения.
Для измерения времени реакции применяются специальные приборы-реакциомеры. Испытуемый, пользуясь реакциомером, реагирует на раздражитель (лампочка, падающая стрелка, звонок) нажатием руки на ключ, и секундомер фиксирует время реакции. При помощи реакциомера измеряется время простой реакции, реакции выбора и переключения.
Например, при измерении простой реакции боксер в ответ на зажигание красной лампочки нажимает постоянно на один ключ. В случае измерения реакции выбора (спортсмен реагирует на зажигание красной лампочки нажиманием на правый ключ, а на зажигание зеленой — на левый ключ.
При измерении реакции переключения испытуемый меняет программу на противоположную: в ответ на зажигание красной лампочки он нажимает на левый ключ, а зеленой — на правый.
Для изучения умения управлять двигательным темпом применяется прибор «Теппинг». Испытуемый в течение определенного времени проводит постукивание рукой по одной или нескольким пластинам, при этом количество движений фиксируется при помощи электросчетчика.
Например, можно провести следующее исследование управления двигательным темпом (методика О. А. Черниковой).
В одном опыте проводится 5 серий постукиваний продолжительностью 10 сек. каждая, но в различном темпе: в первой серии испытуемому предлагается производить постукивание в удобном, нормальном для него темпе; во второй — делать движения в замедленном темпе; в третьей — снова в нормальном темпе; в четвертой — в максимальном темпе; в пятой серии — в нормальном темпе. Разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа. Разница между данными первой и второй, первой и четвертой серий служит показателем подвижности темпа. Результаты измерений двигательного темпа в разных условиях могут служить показателями стартового состояния спортсмена, степени его утомления, эмоциональной устойчивости, подвижности и уравновешенности его нервной системы и др.
Точность мышечно-двигательных ощущений определяется при помощи кинематометрических и динамометрических исследований.
В первом случае определяют умение спортсмена воспроизводить заданные положения тела и его частей. Например, в простейшем случае измеряют точность воспроизведения заданной амплитуды движений руки с по-мощьюспециальной шкалы. Шкалу, состоящую из обычной ленты с делением в сантиметрах, укрепляют на стене, а испытуемый становится боком или спиной к стене и воспроизводит предварительно заданные ему положения руки, ноги, туловища.
При динамометрических исследованиях применяются различные динамометры — для определения силы кисти, становой силы, силы мышц бедра и т. д. Боксер выполняет определенное усилие, которое затем он должен точно воспроизводить или изменять на заданную величину.
Для определения возбудимости вестибулярного аппарата измеряют длительность сохранения статической устойчивости (в сек.) при пробе с помощью вращения головой. Спортсмен принимает положение основной стойки, затем ставит ступни ног параллельно и вплотную друг к другу. По сигналу он начинает вращать голову в одну сторону, выполняя одно круговое движение в 1 сек. При этом отмечается время от начала вращения головой до момента первого нарушения спортсменом статической устойчивости (отклонение тела).
Глубинное зрение, осуществляющее восприятие близости или удаленности предметов, исследуют при помощи аппарата Говарда. Он представляет собой ящик с окном в передней стенке и освещенным экраном на задней. Внутри вдоль ящика помещены два стержня, один из которых двигается в направлении зрения. Испытуемый должен установить момент, когда, оба стержня находятся рядом.
Объем поля зрения определяется границами восприятия предметов, находящихся в зоне видения при неподвижном глазе. Объем поля зрения измеряют при помощи специального прибора — периметра. Испытуемый при фиксированном глазе определяет наружную, внутреннюю, верхнюю и нижнюю границу видения метки, двигающейся по горизонтальной и вертикальной дугам прибора.
Для определения объема внимания, т. е. количества объектов, которые могут быть восприняты одновременно в весьма ограниченный отрезок времени, применяют тахистоскоп. Этот прибор имеет разделенный на 25 клеток экран. При освещении этого экрана на нем появляются (при экспозиции 0,1 сек.) пять различных фигурок. Их местонахождение и форму испытуемый должен отметить сразу после появления их на специально вычерченной схеме экрана.
Интенсивность, сосредоточенность, распределение и переключение внимания исследуются с помощью, корректурной пробы. Корректурная проба представляет собой лист бумаги, на котором напечатан стандартный текст. Он состоит из сочетаний ряда букв (или цифр), объединенных в определенные группы. Испытуемому предлагается сконцентрировать внимание на тексте и в течение заданного времени вычеркивать предложенные сочетания букв. Так, для исследования интенсивности внимания испытуемый (в течение 1 мин.) зачеркивает одно и то же сочетание двух букв, например ВС. Большее количество зачеркнутых букв свидетельствует о большей интенсивности внимания.
Для определения сосредоточенности внимания спортсмену дается то же задание, что и при определении интенсивности внимания, но во время выполнения задания через каждые 5 сек. вспыхивает и тухнет электрическая лампочка. Чем меньше влияние оказывает она на результат опыта, тем больше сосредоточенность внимания.
Для оценки распределения внимания испытуемому предлагают в течение 2 мин. зачеркивать одно сочетание букв, например ВС, а другое — АИ — подчеркивать. Большее количество зачеркнутых букв и меньшее количество ошибок свидетельствуют о лучшем распределении внимания.
Для исследования переключения внимания боксер должен в течение 30 сек. сначала зачеркивать одно сочетание букв, например СХ, а затем после сигнала другое — ВС, потом снова первое — СХ — и под конец опять второе — ВС. Чем продуктивнее работа и меньше ошибок, тем лучше умеет спортсмен переключать внимание.
Для точного определения свойств внимания по корректурным пробам применяют формулы, позволяющие получить точные количественные оценки этих свойств.
Для исследования эмоционального состояния боксера нередко используют наблюдения за его непроизвольным дрожанием рук, пальцев (тремор). Прибором для измерения тремора обычно служит портативный тремометр. На тремометре можно изучать статический тремор, т. е. дрожание рук в неподвижном состоянии, и динамический тремор — дрожание рук при выполнении какого-либо заданного движения.
Для определения тремора в пластине прибора имеется ряд отверстий и прорезей, в которые испытуемый вставляет специальный штифт (при определении статического тремора он держит штифт неподвижно в отверстии; а при определении динамического он водит его по прорези). Прикосновения штифта к пластине фиксируются электросчетчиком.
Существует еще и другой тремометр (конструкции В. М. Писаренко), состоящий из сейсмодатчика, вмонтированного в цилиндрическую свинцовую гирю, которую подвешивают на кисть спортсмена, сидящего в расслабленном состоянии на стуле (положив одну руку на бедро и опустив другую вниз), и устройства, фиксирующего на счетчике малейшие колебания опущенной руки испытуемого.
Небольшие изменения эмоционального состояния спортсмена немедленно отражаются на треморе рук и отмечаются тотчас на счетчике.
Пользуясь прибором, можно исследовать умение спортсмена (с помощью представлений) создавать состояния максимальной возбудимости и отключаться — снимать эмоциональное возбуждение.
Для этого боксеру дается задание полностью расслабиться и ни о чем не думать. Когда он почувствует, что достиг этого состояния, нужно поднять палец руки, лежащей на бедре. После этого экспериментатор включает на 10 сек. тремометр, счетчик прибора подсчитывает число импульсов, вызванных тремором. Затем испытуемому дается задание при полном расслаблении мышц представить зрительно эпизод боя, в котором надо максимально мобилизоваться для победы. Состояние максимального возбуждения фиксируется также в течение 10 сек., после чего первое задание повторяют. Сравнение показателей тремора при максимальном возбуждении и отключении дает возможность определить умение спортсмена регулировать свое эмоциональное состояние.
Критериями эмоционального состояния служат также частота пульса (измеряемая при положении «стоя») и артериальное давление.
Цифровые показатели, полученные с помощью описанных методик, статистически обрабатываются. Выведенные средние величины (средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, или дисперсия, коэффициент вариации, значимость различия средних величин и др.) дают картину состояния психических процессов у спортсменов и их динамики во время тренировки, соревнований.
Кроме некоторых упомянутых простых и портативных приборов, позволяющих определить уровень развития ряда общих психических процессов боксера и удобных для работы в условиях тренировки и соревнований, в настоящее время получает все большее распространение специализированная аппаратура. Она позволяет определить показатели, которые характеризуют уровень развития специализированных психических процессов боксера и влияние на них его психического состояния. При помощи этой аппаратуры можно моделировать (с некоторым ограничением) основные действия боксера: передвижения, удары и защиты.
Существуют приборы, по которым одновременно или раздельно определяют время простой и сложной реакции боксера при ударе, среднюю скорость ударного движения руки на разных дистанциях, силу, резкость и точность одиночных ударов. Пользуясь этими приборами, можно определить, насколько развиты у спортсменов быстрота реакции, умение дифференцировать время, скорость, точность, резкость, силу движений, сознательно управлять этими свойствами движений и др.
Динамограф конструкции В. М. Абалакова позволяет записывать силу и темп серийных движений и определять умение управлять резкостью отдельных ударов, а приборы конструкции Ю. Никифорова — исследовать чувство дистанции боксера, во время условных и вольных боев, при нанесении ударов по мешку. При помощи прибора конструкции В. С. Фарфеля, А. Лясоты, А. Карабанова устанавливают несколько программ ударных действий боксера и следят за формированием, серий, за способностью боксера переключаться от заученных действий к другим, неосвоенным.
Сконструированы приборы, определяющие точность ударов в серии: например, прибор, позволяющий измерять быстроту реакции при выполнении различных движений— ударов всех типов, а также уклонов, нырков, подставок, уходов и др.
Применяя большинство упомянутых приборов, боксеры могут выполнять естественные маневренные, атакующие и защитные действия.
Все специализированные приборы помимо их «исследовательского» назначения одновременно служат и для тренировки боксеров, так как дают им срочную информацию о различных параметрах движения.
Использование приборов для тренировки вызывает у боксеров интерес к экспериментам, вырабатывает к ним положительное отношение и способствует достижению лучших результатов, что очень важно для получения однородных данных исследования.
С помощью приборов и тестов можно установить динамику развития психических процессов боксеров, получить дополнительные сведения об уровне их тренированности, проследить влияние различных «психогенных факторов» на проявление психических процессов и умение управлять специальными движениями и др.
Приборы и тесты для определения психических процессов боксеров могут быть использованы в различных условиях тренировки: перед началом тренировочных занятий, в разных частях занятий, после их окончания, перед выступлениями на ринге, на различных этапах тренировки и т. д. При этом обязательно должна соблюдаться идентичность условий проведения эксперимента.