Уровни психологической поддержки субъекта труда

Вопрос уровней взаимодействия в системе «субъект-субъект» («учитель-ученик», «тренер-спортсмен», «инструктор-курсант», «врач-пациент», «психолог-клиент») — один из сложнейших в современных гуманитарных науках. Он является одним из центральных для педагогической психологии, акмеологии, адрогогнки. В современной психологии он прямо связан с методологическими принципами науки, с объективной ситуацией de facto: мощное влияние положений гуманистической психологии, активное использование герменевтического метода, хорошо разработанных техник психотерапии (ге-штальт-терапия, НЛП, роджерианский подход, понимающая психология Ф. Е. Василюка и др.), изменение статуса психологии, расшгь рение сферы ее использования [127].

В практическом плане многое определяется профессионализмом, этическими позициями и активным арсеналом самого психолога, Н. С. Пряжников [107, 108], выделяет следующие концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

1. Адаптационно-производственный (адаптационно-технологический). Главная цель — помочь человеку вписаться в данную производственную структуру для повышения ее эффективности. При этом часто интересы самого человека находятся на втором плане (хотя учитываются его способности и другие психологические характеристики).

232 Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности

2. Социально-адаптационный. Цель — помочь человеку построить привлекательный образ жизни (добиться жизненного успеха) с помощью удачного выбора профессии или места работы. Интересы человека учитываются в большей степени, но пути к успеху могут быть и неадекватными (в частности, в этическом плане). При этом могут оставаться нерешенными проблемы смысловой сферы личности.

3. Ценностно-смысловой. Цель — помочь человеку обрести смысл в профессиональном и личностном самоопределении (профессиональное самоопределение неизбежно рассматривается в контексте жизненного и личностного самоопределения). Именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека, поэтому именно этот уровень с полным правом можно считать личностно ориентированным [108, с. 9].

Понятно, что реализация задач третьего уровня сопряжена с объективными трудностями (неготовность клиента принимать ответственность за обстоятельства своей жизни, рассматривать свои проблемы на сложном — ценностно-нравственном и смысловом уровне; готовность и способность психолога решать сложные проблемы профессионального самоопределения человека в масштабе его жизнедеятельности; несхожесть позиций, интересов и запросов «клиента», «заказчика», например руководителя организации, в которой работает психолог).

Таким образом, вопросы профессионального и нравственного самоопределения, готовность принять позицию активного субъекта своей жизнедеятельности имеют отношение не только к другим лицам («клиентам» и пр.) — это прежде всего актуальные вопросы для самого психолога на протяжении всей его профессиональной карьеры.

Парадигмы психологии трула

За минувшее столетие изменилось понимание механизма адаптации человека к профессиональной деятельности. Если первоначально в системе «субъект - объект труда» ставились задачи подбора стандартных или «идеальных» исполнителей (Ф. У. Тейлор и др.), то поэтапно в решение задачи адаптации стали входить поиски закономерностей профессиональной карьеры, профессионального самоопределения, жизненного пути человека как субъекта труда. В круг задач психологии труда все более входит изучение закономерностей

Контрольные вопросы 233

функционирования работника не только как индивида, как обезличенного субъекта, но и как личности (мотивационная сфера, смысловая, ценностная). Все более последовательно обозначается вектор изучения человека как индивидуальности — в настоящем пока еще лишь в отношении отдельных профессий, лишь как общая постановка проблемы полноценной самореализации человека в труде без ущерба для других сфер его жизнедеятельности (акмеология, психология профессионализма, профессиональная психология и т. п.).

Отечественная психология постепенно отказывается от восторженного цитирования все объясняющего тезиса «труд создал человека» и начинает движение по пути научного изучения генезиса этого сложного и неоднозначного феномена. Следовательно, она все более обретает признаки истинной науки, а не совокупности учений пророков и мыслителей. Психология шаг за шагом приходит к признанию проблематичности путей становления человека как субъекта труда, как профессионала, интегрирующих в конкретной судьбе как общие, так и специфически профессионально-трудовые закономерности; к признанию симбиоза разнонаправленных процессов развития профессионализма и одновременно — депрофессионализации человека. Все менее стандартными и однозначными становятся задачи практической психологии. Все более расширяется изучаемое «пространство профессиональной карьеры» — как системы «переменных», каждая из которых обретает свои «положительные» и «отрицательные» полюса.

Контрольные вопросы

1. Какие явления, процессы, закономерности относятся к психологическим механизмам адаптации человека к трудовой деятельности в организации?

2. Назовите позитивные условия становления профессионализма субъекта труда.

3. Назовите негативные условия становления профессионализма субъекта труда.

4. Назовите механизмы и условия, способствующие полноценному формированию и развитию профессионального самосознания субъекта.

5. Назовите механизмы и условия; осложняющие полноценное формирование и развитие профессионального самосознания субъекта.

234 Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности

Практические заданий

1. Составьте три плана (комплекса задач) помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении согласно трем концептуальным уровням помощи (по Н. С. Пряжникову).

2. Составьте программу действий по психологическому сопровождению молодого специалиста (с учетом особенностей рабочего места и конкретной организации — государственное производственное предприятие, транспортная организация, частная коммерческая фирма).

Литература

Дружинин В. Н. Структура и логика научного исследования. М., 1994.

Зеер Е. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.

Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.

Китов Е. А., Носкова О. Г. История труда в России. М., 1992.

Левехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: Уч. пос. М.; Воронеж, 1997.

Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Уч. пос. М, 2001.

Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.

Томочек В. А. Организационная психология и стили нрофессионачьной деятельности государственных служащих. М., 2002.

Шиихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.

Глава 9

Наши рекомендации