Программа психологической поддержки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Цель:оказать полноценную психологическую поддержку выпускникам и их родителям в период подготовки к экзаменам.

Задачи:

·​ Получить полную и чёткую информацию о сущности, процедуре и содержании Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации.

·​ Научиться работать с тестовыми заданиями.

·​ Выбрать оптимальную стратегию поведения во время подготовки и сдачи экзаменов.

·​ Снять предэкзаменационную и экзаменационную тревожность.

Целевая группа:учащиеся выпускных классов и их родители.

В реализации основных задач программы задействованы: педагог-психолог, классные руководители, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, родители.

Общий план работы по реализации программы

Этапы Мероприятия Сроки Участники
1. Подготовительный Сбор необходимых сведений о детях. Углубленная психологическая диагностика и анализ возможных трудностей, с которыми они могут столкнуться при сдаче ЕГЭ и ГИА. Подготовка характеристик и рекомендаций в письменном виде. октябрь- декабрь Педагог-психолог, учащиеся выпускных классов, классные руководители, учителя-предметники
Подготовка материалов для собрания (демонстрационные версии ЕГЭ и ГИА или задания прошлых лет). Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ». Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ГИА». январь февраль Педагог-психолог, классные руководители, зам.директора по УВР, родители выпускников
Формирующий Групповые занятия февраль Педагог-психолог, учащиеся выпускных классов
Психологические уроки март Педагог-психолог, учащиеся выпускных классов
Контрольный Проведение пробного экзамена апрель Зам.директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, учащиеся выпускных классов
Возможное продолжение развивающей работы Индивидуальная работа с ребенком апрель, май Учащиеся выпускных классов
Консультации апрель, май Родители выпускников, Учащиеся, Педагоги

Основные формы работы, используемые при реализации программы.

Родительские собрания

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Прежде всего сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ и ГИА, а недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре ЕГЭ и ГИА, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Психологические уроки

Каждому человеку на протяжении своей жизни приходится сдавать экзамены. Психологические уроки проводятся с целью практической помощи учащимся в организации их работы по подготовке и успешной сдачи экзаменов. Уроки проходят в форме практикума самовоспитания, т.е. ученики не просто заслушивают рекомендации, но и анализируют свой опыт подготовки и сдачи экзаменов, оценивая важность каждой рекомендации, а в ходе дальнейшей самостоятельной работы намечают пути улучшения своей деятельности и используют при подготовке и сдаче экзаменов.

Групповые занятия

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА является фронтальная подготовка детей, предоставляющая необходимую информацию и направленная на выработку индивидуального стиля работы и профилактику экзаменационной тревожности. Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к ЕГЭ или ГИА являются групповые занятия. Основное содержание занятий направлено на проживание, получение определённого опыта. Используются особые методы работы: мини-группы, групповая дискуссия, элементы аутотренинга, ролевое моделирование.

Задача 22. Молодой педагог начальных классов обратилась к психологу с вопросом: «Я очень заботливо отношусь к своим ученикам, всегда стараюсь каждому помочь. Я с ними как мама в школе. Но они меня не слушают, не уважают. Почему они не ценят мою заботу?». Как бы вы ответили на вопрос учителя? Какую работу с данным педагогом необходимо провести психологу?

Решение.

Проявление личностных особенностей в системе «педагог-ученик» влияет на характер общения учителя и ученика и управление воспитательным процессом, что связано с испытанием чувства эмоциональной стабильности. Педагог должен уметь противостоять влиянию эмоциональных факторов профессиональной среды и выполнять требования профессии, и получать удовлетворение от заботы об учениках. Для того, чтобы ученики вновь поверили учителю ему необходимо восстановаить эмоциональную, когнитивную и физическую энергию, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы (уместное заботливое отношение к ученикам и помощь им), что приведет к разрешению пртиворечий между педагогом и учениками и сведет на «нет» возникшее понятие «школьная мама». Но учитель – это не мама, и учащиеся должны воспринимать педагога как учительницу, уважать и ценить ее за доброту, понимание проблем ученика, умение объяснить и вовремя предоставить необходимую помощь «правильной» интонацией, увлечь интересным рассказом и «учитeльским духом». В стабильном поведeнии учителя ученики увидят «настоящего» помощника, умеющего объяснять спокойно новый материал, оказать помощь при непонимании.

Учитель - это человек, который учит детей знаниям из школьной программы, которые он сам знает и старается добавить к ним новые знания, чтобы ученики были с обширным кругозором. Чтобы больше знали и в какой-то ситуации могли это применить.

Поэтому учителю важно научиться ладить с учениками, чтобы их ученикам приятно было заниматься и получать от уроков новые познания.

Следовательно, эмоциональная устойчивость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностное, но «неповсеместное», присутствие в делах ученика, приветствие индивидуальных особенностей учеников окажет сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Поэтому так важно восстановить интерес к ученику как к личности, принятие его таким, какой он есть, «упростить» эмоциональную сторону профессионального общения. Учителю важно «отстранить»в профессиональной деятельности «ненужные»психические состояния, стабилизировать личностную тревожность, навязчивость и стремительность в оказании помощи ученику, дать ученику свободу в действиях и мыслях, «отпустить» их в творчество, не впадать в уныние и подавленность, апатию и разочарование, не передавать ученикам хроническую усталость от заботы о них. Ученики почувствуют это и начнут ценить заботу педагога.

ЗАДАЧА 25. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах второго и третьего года жизни, отметила:

Сережа (1 год 1 месяц), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катает, тащит, сжимает их и т. д.;

Катя (2 года 1 месяц), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу качает, машинку везет, карандашом рисует и т. д.

Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? В чем их различие? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?

Решение.

Действия Сережи называются манипуляцией, при которой ребенок использует лишь внешние свойства предметов, независимо от их назначения.
У Кати отмечаются предметные действия, то есть использование предметов по назначению. Этими действиями дети овладевают только под руководством взрослого, подражая ему.
На втором году жизни ребенок усваивает информацию о назначении простых предметов, окружающих его, воспринимая ее буквально и соответствующе: куклу укачивает, расческой причесывается, из чашки пьет и т. д.
К третьему году жизни связь действия с предметом становится более свободной, опосредованной: ребенок знает, для чего нужен предмет, но может использовать его и по–другому: причесываться палочкой и т. д. Такие действия служат началом для возникновения игры.

Задача 24.

В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек. Правомерен ли такой акцент в воспитании маленького ребенка?


Нет, не правомерен. Не меньшее значение для маленького ребенка имеет хорошее эмоциональное самочувствие. Необходимым условием является любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение. К сожалению, не все родители могут это осуществить в силу разных причин.

Задача №30.

Каждый студент во время сдачи устных экзаменов испытывает стресс. Особенно он силен при недостаточной подготовке, если экзаменующийся не уверен в своих силах. Предложите свои методы решения проблемы эмоционального стресса у студентов во время экзамена.

Студент должен хорошо подготовиться по всем вопросам, сделать для себя записи по каждому вопросу и проговаривать каждый ответ.

1. перестать себя «накручивать», думая о возможном провале как о конце света. Скорее всего, последствия неудачи не так фатальны, как кажется, и другие варианты развития событий всех тоже устроят. В таких случаях, неплохо действует девиз: «Что ни делается – все к лучшему».

2. Подготовьте заранее все, что может пригодиться в день экзамена – документы, одежду, сумку, водичку, шоколадку для поднятия настроения – чтобы в последний момент не пришлось искать глаженую рубашку, паспорт или зачетку. Так студент будет спокойнее, зная, что он идет на экзамен в полной боевой готовности, не забыв ничего важного.

3. Студенты могут обучиться дыхательной гимнастике. Аутогенная тренировка и дыхательная гимнастика способствуют расслаблению скелетных мышц и вызывают ощущения тепла в коже рук. Затем непосредственно перед экзаменом студенты должны проводить сеанс аутогенного расслабления, вызывая ощущение тепла в руках.

1.Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.

2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

3.Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

4. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

задача №31
Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить - в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

На приеме ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные - невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «голова- нога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин - с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1.Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

В данном случае это олигофрения, поскольку превалируют явления общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Как известно, основу дефекта составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется, прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы. Всё это присутствует в данном случае.

Налицо слабость логического мышления, замедленность темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточность восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом – всё это характеризуют олигофренический тип нарушения психического развития.

В пользу данного типа говорят следующие факты

1. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно.

2. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.

3. Речь недоразвита и недостаточна

4. Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом.

5. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен.

6. Общая косность психики, слабая психическая активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Иерархичность выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

2.Возможно ли обучение в обычной школе?

Нет, обучение необходимо в специализированной школе- интернате

3.К какому специалисту следует направить ребенка?

Ребёнка следует направить к психотерапевту.

Задача №33.

Наташа С., 3 года, обследуется в условиях психиатри­ческого стационара с целью установления места дальнейшего пре­бывания. Из истории болезни известно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обсле­довании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз, хро­нический тонзиллит. В настоящее время девочка должна быть пе­реведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятель­но ест, использует фразы из двух-трех слов.

При патопсихологическом обследовании Наташа доступна кон­такту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возмож­но повторение фразы из 4 — 5 слов. Составление рассказа по кар­тинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне кара­куль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

1.Какое нарушение развития можно предположить?

2.В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Наши рекомендации