Поощрение ребенка к принятию ответствен-





Справочник дошкольного психолога

ности за свою безопасность и безопасность ок­ружающих.Необходимо приучать ребенка к са­мостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ре­бенком. Содействовать такому навыку может обя­занность нести ответственность за другое живое су­щество.

Естественно, без сухих правил обойтись нельзя. Но надо помнить, что ребенок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.

ЭСКИЗЫ БУДУЩЕГО

Педагоги и психологи сходятся во мнении, что в первые 6—7 лет жизни ребенок проходит гораздо больший путь, чем за всю остальную жизнь. То, что будет сформировано в эти годы, станет базой для всей жизни. Половое самосознание является такой Же стороной жизни ребенка, как и все ос­тальные. Что же так пугает взрослых, когда ребе­нок начинает интересоваться вопросами пола?

Необходимо помнить, что смысл, вкладываемый взрослыми и детьми в понятие пола, абсолютно различен. Для ребенка это — осознание себя как личности, как человека, принадлежащего к тому или иному полу, отделение себя от окружающих. Как мы видим, детей интересует совсем другое и, самое главное, это абсолютно нормально.

Важным аспектом является тот факт, что поло­вое воспитание неотъемлемо связано с нравствен­ным. То есть, объясняя ребенку отличия его пола

Приложения

от другого, необходимо мягко напоминать о том, что это очень лично и не выставляется на общее обозрение.

Обычно родители сводят половое воспитание до уровня развития гигиенических навыков, смуща­ясь от откровенных вопросов их детей. Дорогие родители! Для детей эта тема такая же, как и мно­гие другие, спросить «Откуда берутся дети?» для ребенка так же естественно, как спросить «Поче­му дует ветер?»

Интересно и вот еще что. Пока ребенок изучает свои руки, ноги, лицо — родители спокойны. Но когда ребенок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие родители приходят в растерянность и начинают подозревать в своем ребенке распущенность и извращенность. Родите­лей интересует: как относиться к сексуальным иг­рам детей?

Дети гораздо наблюдательнее, чем нам кажется. Они очень быстро составляют себе представление о роли каждого из родителей в семье, о лидере, о том, кого можно слушать, а кого и не обязательно. От них нельзя скрыть и еще одну сторону жизни — интимную. Тем более, что с развитием СМИ у ре­бенка расширяется возможность доступа к такого рода информации. Но в сознании ребенка эта ин­формация обычно не приобретает эротического ха­рактера. Итак, по мере поступления информации начинаются сексуальные игры детей, чаще всего фрагменты игры в семью. Иногда дети могут ими­тировать действия взрослых, изображая любую фор­му половой активности. Обнаружив такие игры,







Справочник дошкольного психолога

взрослые приходят в смятение. Но это не повод ни для шуток, ни для возмущения. Сексуальные игры у здорового ребенка (подчеркиваем — у здорового?) не вызывают полового возбуждения, и пока нет не­корректного вмешательств взрослого, он играет нео­сознанно, воспринимая эту сторону жизни как впол­не естественную и неотъемлемую (каковой она, в принципе, и является).

Однако стоит взрослому начать расспрашивать, как все было, выпытывать детали, стыдить, как восприятие ребенка меняется и он начинает пони­мать, что вступил в какую-то особую область, жгу­че интересную и очень запретную. Помните, ува­жаемые родители: детские сексуальные игры не приносят такого вреда, как наказание за них!

Ребенку часто непонятен смысл наказания, но всегда остается ощущение, 'что если его поступок плох, то значит и близкие ему взрослые, которых он копировал, делают что-то недозволенное, гряз­ное и непристойное. Это создает психологический барьер между ребенком и родителями, может явить­ся основой для развития комплексов, стать источ­ником тайных переживаний и всяческих догадок.

Если не фиксировать внимание ребенка на сек­суальных играх, отвлечь его, чем-то заинтересо­вать, игры эти обычно проходят как краткий эпи­зод и к периоду полового созревания остаются лишь смутными воспоминаниями. Внимание родителей должно привлечь другое: очень важно, чтобы маль­чик имел мальчишеские интересы иувлечения, а девочке не было чуждо ничто девичье. Но все дол­жно иметь свою «золотую середину».




Приложения

Как надо вести себя родителям,осуществляя половоевоспитание?

— пытаться помочь ребенку осознать его истин­ное половое «Я»; !

— подчеркивать в нужных ситуациях естествен­ность физических отличий;

— ни под каким предлогом не журить своего ребенка его телесными отличиями от ребенка дру­гого пола;

— не проповедовать бесполое воспитание и не перегибать палку;

— не акцентировать внимание ребенка на не­пристойности этой темы.

Шесть рецептов избавления от гнева

1. Наладьте взаимоотношениясо своим ребен­
ком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и
уверенно:

— слушайте своего ребенка;

— проводите вместе с ним как можно больше времени;

— делитесь с ним своим опытом;

— рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.

2. Следите за собой,особенно в те минуты, когда
вы находитесь под воздействием стресса и вас лег­
ко вывести из равновесия:

— отложите или отмените совместные дела с ре­бенком;

— старайтесь не прикасаться к ребенку в мину­ты раздражения;





Справочник дошкольного психолога

— выйдите из комнаты, в которой находится
ребенок.

3. Если вы расстроены, дети должны знать об
этом, говорите детям прямоо своих чувствах, же­
ланиях и потребностях. В те минуты, когда вы
расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-
нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:

— примите теплую ванну или душ;

— выпейте чаю;

— позвоните друзьям;

— потанцуйте под громкую музыку расслабь­тесь на диване;

— спойте что-нибудь;

— сделайте самомассаж;

— найдите свой способ.

4. Старайтесь предвидетьи предотвращать воз­
можные неприятности, которые могут вызвать ваш
гнев:

— не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

— не позволяйте выводить себя из равновесия;

— учитесь предчувствовать наступление срыва.

5. К некоторым особо важным событиям следу­
ет готовиться заранее.Постарайтесь предусмот­
реть возможные нюансы и подготовить ребенка к
предстоящим событиям:

— изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может сконцентрировать внимание);

— если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ре­бенку необходимость данного визита.

Приложения

Дети многому учатся у взрослых и, к сожале­нию, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.

Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой

Каждый взрослый иногда сталкивается с детс­кой истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопро­вождаются. В такой ситуации, когда на Вас смот­рят посторонние люди, легко растеряться или вый­ти из себя. Как быть?

Вот что советуют психологи:

1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

— ребенку не хватает вашего внимания и он та­ким способом стремится завоевать его (такая при­вычка очень быстро закрепляется и часто исполь­зуется и во взрослой жизни);

— ребенок манипулирует вами, он привык та­ким образом добывать все, что он хочет.

Отличить манипуляцию нелегко, но понаблю­дайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться,

Если вы поняли, что вами манипулируют, дай­те ребенку понять, что вы не одобряете его дей­ствия.





Справочник дошкольного психолога .

— ребенок устал, хочет спать, он голоден: иско­рените причину, и истерика пройдет.

2. Если истерика в самом разгаре, улучите мо­мент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огла­сить окрестности новыми криками, и очень выра­зительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь захватывающую ситорию.

3. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к еебе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.

4. Главное средство от истерик, не впадать в та­кое же неистовство, пытаяеь сохранять спокой­ствие, выразить свое сочувствие ребенку:

«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому

что мы не можем купить тебе.......... », «Я знаю, как

это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».

Ребенок не услышит вас с первого раза, но по­вторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договори­те с ребенком, выясните причины его поведения.

5. Дети 3—5-ти лет вполне способны понять ло­
гичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка
переживать и проживать неприятности, а не де­
лать вид, что ничего не произошло.

Конечно, объяснить что-либо громко кричаще­му ребенку очень трудно.

6. До возможности забудьте, что на вас смот­
рят: эти люди и сами не раз попадали в такую си­
туацию.

Приложения

7. Когда буря грянула, не корите себя, не обви­няйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер.

Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязаннос­тях.

Ваш лучший помощник

Способность родителей участвовать в жизни де­тей проявляется в отношении к играм. В играх от­ражается личность ребенка, они — показатель пе­дагогического уровня родителей. Часто игра — это первая фаза более серьезной деятельности. Неред­ки случаи, когда к детским играм и увлечениям ро­дители относятся всерьез, помогают детям. Боль­шинство родителей способны развлекать детей, осо­бенно малышей. Но уметь играть с детьми всерьез умеют далеко не все. А тем временем в руках у ро­дителей имеется лучший козырь — детская игра, то есть занятие, которое ребенок любит больше все­го на свете. Итак, большой секрет: как одну из самых больных тем для родителей — уборку игру­шек — превратить в увлекательное занятие !

Обратитесь однажды к своему ребенку с вопро­сом: «Давай проверим, есть ли у тебя игрушки

... цвета! (квадратной формы, из меха и т. д.). У

детей постарше можно вызвать познавательный ин­терес: «Л ты знаешь, чего у тебя больше: грузо­виков или легковушек!» Другими словами, исполь­зуйте любую возможность для общения с ребен­ком, для его развития, экономьте свое время.





Справочник дошкольного психолога

Игра может оказать хорошую услугу и в другой проблеме — капризах за едой. Здесь как никогда необходима ваша фантазия: из обыкновенного пю­ре можно сделать целую сказку (к тебе в гости пришел картофельный гном, посмотри, какая у него замечательная шляпа из помидораХ). Вол­шебными свойствами можно наделить любую пищу (кто ест эту кашу, становится сильнее и взрос­лее). Можно привлечь самого ребенка к приготов­лению еды, если это, конечно, возможно!

Дети еще любят фантазировать, вселяя своих кумиров (Бэтмен, Золушка и т. д.) в свою жизнь и становясь ими. Вы можете использовать этот мо­мент в воспитательных целях, стоит только при­нять игру ребенка. Главное — найти в кумире по­ложительные качества.

«Ребенок поступает в детский сад (групповая консультация для родителей)

Цель: Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 2—2,6 лет.

2. Расширить знания родителей о процессе адап­тации детей к условиям детского сада.

3. Помочь родителям облегчить ребенку процесс адаптации к условиям ДОУ.

Оформляя ребенка в детский сад, родители пе­реживают: как его встретят? будет ли ему хоро­шо?

Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя неком-

Приложения

фортно. Каково же тогда приходится 2-летним малышам?

В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированнсить элементарных культур­но-гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

В период адаптации, дорогие родители, вы мо­жете помочь своему ребенку:

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед не­знакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вы­зывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: ис­пользовать показ действий с ними, сюжетный по­каз, совместные действия, вовлекать ребенка в со­вместную игру.

3. Развивать подражательность в действиях ре­бенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, де­литься игрушкой, жалеть плачущего и т. д.

5. Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять
попытки самостоятельных действий.





Справочник дошкольного психолога

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

• самостоятельно садиться на стул;

• самостоятельно пить из чашки;

• есть с хлебом;

• пользоваться ложкой;

• после еды задвигать свой стул;

• активно участвовать в одевании, умывании. Наглядным примером должны выступают,

прежде всего, сами родители. Требования к ребен­ку должны быть последовательны и доступны. Важ­но также постоянно упражнять ребенка в осваива­емых действиях, поощрять ребенка, давать поло­жительную оценку хотя бы за попытку выполне­ния.

Почему он не хочет учиться?

Именно этим вопросом начинают задаваться родители первоклассников, еще подгода назад рвав­шихся в школу.

Попытаемся разобраться в причинах столь пе­чального явления. Одна из них — это резкое изме­нение отношений ребенка с окружающим миром. До недавнего времени в жизни вашего ребенка ца­рила Ее Величество игра, которая по сути своей была непосредственной и импульсивной. А учеба требует от малыша так называемого произвольно­го поведения, т.е. умения управлять своими дей­ствиями и поступками. Именно его чато и не хва­тает младшим школьникам. Почему?

Во-первых, потому что дети этого возраста час­то еще не могут предвидеть последствия своих по-

Приложения

ступков. Поэтому первым условием формирования произвольного поведения является воспитание у ребенка умения видеть последствия своих поступ­ков. Как это сделать?' Постараться объяснить ре­бенку, к чему может привести тот или иной его поступок. Однако это не все. В регулировании про­извольного поведения огромную роль играет еще и способность стоить цель и добиваться ее. Помоги­те ребенку: не ругайте его за несделанное. Подбод­рите его и предложите принять новое решение, но с учетом его реальных возможностей. Важно со­здать такие условия, при которых ваш ребенок дей­ствительно сможет добиться успеха. Чтобы выпол­нение уроков не казалось ребенку непосильной за­дачей, разбейте все домашнее задание на порции, за выполнение каждой из них ребенок будет полу­чать оценку.

Необходимо всячески поддерживать интерес ре­бенка к школе. Оберегайте авторитет свой и шко­лы. Не запрещате друзьям ваших детей собирать­ся у вас дома (пока они хотят этого) и деликатно вмешивайтесь в процесс формирования ценностей детского коллектива, не упускайте возможности использовать эти минуты в благих целях !

Рекомендации родителям по взаимодействию

С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

В самом начале пути родителям и педагогам не­обходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.

Общаться с таким ребенком необходимо мягко





Справочник дошкольного психолога

и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попусти­тельский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипу­лировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо, помнить о том, что делать это. надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкции гиперак­тивному ребенку. Указания должны быть немно­гословными и содержать не более 10-тй слов. Не давайте, инструкции сразу: пойти в комнату, уб­рать игрушки, помыть руки и прийти в столо­вую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено пре­дыдущее. Их выполнение необходимо контроли­ровать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперак­тивным ребенком взрослому необходимо быть осо­бенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулироваными, продуманными. Ребенок дол­жен четко знать, какие санкции последуют за на­рушением запрета.

Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его лю­бимую песенку, постепенно снижая громкость го-

Приложения

лоса. Можно предлагать ребенку несколько дей­ствий на выбор.

Гиперактивному ребенку трудно переключить­ся с одного действия на другое. Поэтому необхо­димо заранее предупредить ребенка о начале но­вой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный тай­мер. В случае выполнения просьбы родителей ре­бенка необходимо поощрить (не обязательно ма­териально).

Усталость этих детей выражается в двигатель­ном беспокойстве, часто принимаемом окружаю­щими за активность. Утомление приводит к сни­жению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важнейших условий успешного взаимо­действия с гиперактивным ребенком — соблюде­ние режима дня. Все процедуры и виды деятельно­сти должны быть зараннее известны ребенку.

Желательно выработать с ребенком систему по­ощрений. Например, за каждое хорошо и своевре­менно выполненное действие ребенок получает же­тоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во вре­мя обеда, совместное чтение, в зависимости от ин­тересов ребенка.

Важно помнить, что в общении с гиперактив­ным ребенком взрослому необходимо сохранять-спокойствие, т. к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.





Справочник дошкольного психолога

При подборе игр следует учитывать особеннос­ти гиперактивных детей: неумение длительное вре­мя подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидать­ся своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятель­ность о 2—3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой. .

Гиперактивный ребенок требует особо бережно­го отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитив­ное русло. Например, родители могут обучить де­тей играть в пальчиковые игры. Кроме своего пря­мого назначения, эти игры способствуют налажи­ванию отношений с ребенком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенно­сти нервной системы таковы, что порог чувстви­тельности к отрицательным стимулам очень ни­зок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую по­хвалу.

Среди психолого-педагогических методов коррек-

Приложения

ции СДВГ особо выделяют поведенческую психо­терапию. Ее цель — изменение отношения окру­жающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход — необходимое условие ус­пеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:

— постоянный обмен информацией;

— выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и под­держка взрослых, участие в совместной деятель­ности.

Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:

1. Каждый день перед ребенком ставится опре­деленная цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.

5. При значительном улучшении в поведении ре­бенок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребенка-дошкольника могут быть следующие: помощь ро­дителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, ак­тивное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почув­ствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него





Справочник дошкольного психолога

не сможет выполнить то или иное поручение. Ста­райтесь избегать одергиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов сво­его ребенка. Примеры: вечерний просмотр телеви­зора на полчаса дольше положенного времени, при­готовление любимого десерта, поездка, посеще­ние каких-либо мероприятий, покупка долго ожида­емой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении рекомен­дуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодоб­рение, временная изоляция от общения, лишение «привелегий»).

Рекомендуется написать список того, что роди­тели ожидают от ребенка в плане поведения. Мож­но его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже ис­пользовать частицу «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка ро­дители и педагоги следят за неукоснительным вы­полнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического на­казания следует отказаться.

И родителям, и ребенку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как ви­зуализация, медитация, аутогенная тренировка;

1. Визуализация:мысленное слияние с вообра­жаемым предметом, картиной или процессом. Это

Приложения

создает эффект для восстановления умственного и физического равновесия.

2. Медитация:погружение в состояние спокой­ной сосредоточенности.'

3. Аутогенная тренировка:сознательное управ­ление некоторыми функциями организма. Дости­жение — мышечное расслабление. Саморасслабле­ние для гиперактивного ребенка — это позитив­ный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребен­ка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком

1. Проконсультироваться с врачом, правильно
выполнять все его предписания и дозировать ле­
карства.

2. Убрать из поля зрения все лекарственные сред­ства и предметы, которые могут причинить ребен­ку вред.

3. Главное лекарство ребенка — это ваше пол­ноценное общение с ним. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.

4. Любое разногласие усиливает у малыша не­гативные проявления.

5. Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в

Справочник дошкольного психолога

детском саду. Прежде всего, самим родителям чет­ко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.

6. Используйте возможности игры в полной мере:

• дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научить­ся сосредотачиваться и быть внимательным;

• подвижные и спортивные игры помогут ребен­ку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок зани­мался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт;

• сюжетные игры помогут вашему ребенку на­учиться налаживать контакт со сверстниками.

7. Займитесь с ребенком рисованием. Начинай­те с листа большого формата с постепенным пере­ходом к маленькому.

8. Читайте вместе с ребенком его любимые сказ­ки.

9. Лучше ограничить пребывание ребенка в боль­ших и шумных компаниях взрослых и детей. Ин­тенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.

10. Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внима­ния.

11. Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телес­ная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

Приложения

12. Не замыкайтесь в себе, поговорите об осо­бенностях своего малыша с воспитателями груп­пы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ре­бенку.

13. Поручите ребенку часть посильных домаш­них дел, которые ему необходимо выполнять ежед­невно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

, 14. Заведите дневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, ко­торая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.

15. Введите балльную или знаковую систему воз­
награждения, с помощью которой вы сможете каж­
дый хороший поступок отметить.

16. Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или зани­женных требований.

17. Четко определите для ребенка рамки дозво­ленного. -

18. Не навязывайте жестких правил, ваши ука­зания должны быть именно указаниями, а не при­казами.

19. Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему по­зитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

20. Оберегайте ребенка от переутомления, кото­рое приводит к снижению самоконтроля.

21. Старайтесь дома создать спокойную атмо­сферу.





Справочник дошкольного психолога

22. Следите за сном ребенка, он должен высы­паться.

23. Развивайте у ребенка осознанное торможе­ние. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

24. Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

25. Используйте физическую нагрузку для рас­ходования физической избыточной энергии,.но не переутомляйте ребенка.

26. Найдите занятие, в котором бы ребенок хо­рошо разбирался. Это увлечение должно стать «по­лигоном успеха», в котором у него будет повышать­ся уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.

Анкета для родителей по изучению

социально-эмоциональной сферы личности ребенка

(автор — Матвеева Л. Г.)

1. Часты ли подъемы и спады настроения у ре­бенка в течение дня?

2. Можно ли назвать его живым и веселым?

3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?

4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?

5. Обидчив ли ваш ребенок?

6. Смущается ли он при разговоре с незнако­мым человеком?

7. Бывает ли ребенок так возбужден, что не мо­жет усидеть на месте?

8. Любит ли он мечтать?

Приложения

9. Можно ли его назвать раздражительным?

10. Спокойно ли спит ваш ребенок?

11. Доводит ли он до конца дело, игру?

12. Часто ли его терзает чувство вины?

13. Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?

14. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?

15. Долго ли ребенок переживает после случив­шегося конфликта?

16. Быстро ли ему надоедает однообразная ра­
бота?

17. Самостоятельно ли он преодолевает затрудне­ния в работе?

18. Часто ли ребенок «дуется»?

19. Можно ли назвать ребенка нервным?

20. Беспокоят ли его боли без всякой причины?

21. Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?

22. Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?

23. Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?

24. Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?

25. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмо­циональные реакции с плачем, неподчинением, ког­да его ожидания не сбываются?

26. Успевает ли он выполнить работу (задание) в срок?

27. Застенчив ли он в присутствии старших?

28. Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное? -





Справочник дошкольного психолога

29. Вступает ли ребенок в конфликты, потасов­ки со сверстниками по разным случаям?

30. Ведет ли он себя так же со взрослыми?

Вы можете попросить взрослых, которые его хо­рошо знают, оценить поведение вашего ребенка и сделать выводы о его настойчивости, воле, эмо­циональной уравновешенности или неуравновешен­ности, возбудимости.

Приложение 2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ПЕДАГОГАМИ

Консультация для педагогов «условия поло-ролевого воспитания ребенка»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах полового воспитания детей.

Половое воспитание — важная часть нравствен­ного воспитания, требующая от взрослых особого такта и внимания.

В этом процессе ошибочными является наибо­лее распространенные подходы:

—- подача ложных представлений;

— подавление проявлений сексуального развития.

Такие ошибки являются, как правило, следстви­ем некомпетентности взрослых, которая может проявляться в следующих моментах:

1) незнание особенностей психосексуального раз­вития ребенка;

2) неадекватная реакция на проявления психо­сексуального развития;

3) неадекватные установки взрослого на взаи­
моотношения полов.

В процессе полового воспитания взрослые мо­гут совершать следующие ошибки:

а) зажим естественных реакций, не только по­ловых, но и непосредственно эмоциональных, что



(0. Справочник дошкольного психолога



Справочник дошкольного психолога

приводит к развитию холодности и излишней рас­судочности;

б) излишне строгое, предполагающее изоляцию
от лиц противоположного пола воспитание, что пре­
пятствует приобретению необходимых навыков об­
щения;

в) подавление интереса к противоположному
полу;

г) сглаживание половых различий, сокрытие ис­
тинной информации.

Для осуществления психологически правильно­го воспитания необходимо знать возрастные осо­бенности психосексуального развития ребенка-до­школьника.

К 3—4-м годам ребенок усваивает свою поло­вую принадлежность. Он знает, кто он, но еще не четко осознает, каким содержанием наполняются эти понятия. Это понимание приходит к нему под непосредственным и косвенным воздействием взрослых. Мальчикам чаще прощаются проявле­ния агрессии, а девочкам — открытое проявле­ние слабости. Половая роль обусловливает и,вы­бор игр, интересы, мечты, манеру поведения. В норме идентификация идет с родителем того же пола, что и ребенок. В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер развития маль­чика, особенно если в круг его близкого общения не входит никто из взрослых мужчин: брат, дядя, дедушка. Типичное поведение представителей сво­его пола ребенок усваивает через непосредствен­ные поведенческие проявления в поведении муж­чин и женщин. Ребенок начинает подражать все-

Приложения

му, как полезному, так и вредному, перенося это в свои игры.

В дошкольном возрасте начинается дифферен­циация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых действий. Именно в игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки легче приспосабливаются к создавшейся ситуации и легче входят в нее. Мальчики более подвижны, их игры шумнее. Интересы мальчиков сосредото­чены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать потребность в лидер­стве, интересы же девочек сосредоточены в боль­шей степени на межличностных отношениях.

Особое место в психологии половой идентифи­кации занимает формирование образа тела, кото­рый возникает в связи с общими познавательны­ми интересами ребенка, когда он начинает актив­но интересоваться телесной организацией людей в общем и своей в частности. Осознание своей поло­вой принадлежности включается в структуру об­раза своего «Я». Маленький ребенок непосредстве­нен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обна­жаться перед представителями другого пола. Стыд­ливость — естественный результат воспитательно­го воздействия цивилизации.

Как таковое сексуальное развитие ребенка взаи­мосвязано с развитием телесного образа или чув­ства тела.





Справочник дошкольного психолога

Приложения



Проблема детского онанизма

Главное сразу понять, что детский онанизм и взрослый — явления абсолютно разного характе­ра. Практически все дети так или иначе проходят через это. Первые проявления начинаются в 5—6 месяцев, когда ребенок неожиданно напрягается, краснеет, а потом обмякает и расслабляется. В бо­лее старшем возрасте такие проблемы бывают у детей, страдающих запорами, когда напряжение передается половым органам, дальше следует ес­тественная разрядка и ребенок начинает искать способ достижения приятных ощущений. Само по себе такое обследование тела не является патоло­гичным. Чаще проблема во взрослом, в его отно­шении к этому. Проявляя испуг при виде занятий онанизмом и давая понять это ребенку, взрослый тем самым дает понять ребенку, что он занимает­ся чем-то плохим, следовательно, он сам плохой.

В основном такие реакции, как детский онанизм, чаще встречаются у детей, у которых нарушена эмоциональная связь с родителями, которые ощу­щают недостаток тактильного контакта с родите­лями. И тогда малыш начинает искать способ удов­летворения своей потребности в ласке: в навязчи­вых движениях, в сосании пальцев, кручении во­лос, онанизме. Таким образом ребенок находит спо­соб успокоения.

Существует взаимосвязь, особенно у девочек, меж­ду принуждением в еде, уговорами и онанизмом.

Лучшее, что, можно посоветовать родителям, у детей которых наблюдается онанизм, — более ак­тивно проявлять свою любовь к детям, чаще обни­мать их, гладить по голове.

Обращения к специалисту необходимы, есл

Наши рекомендации