Быть счастливым — в силах каждого.

Уметь противостоять стрессам — одно из усло­вий счастья. У многих это получается. Вы с этим тоже справитесь!

Общение — это искусство

Человек постоянно находится в водовороте кон­тактов с людьми близкими ему и совершенно не­знакомыми. Его успехи, достижения, а также ду­шевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство обще­ния. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опы­том, знающий особенности характера своего ма­лыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.

Пока круг общения ребенка ограничен близки­ми взрослыми, проблем обычно не возникает. По-





Справочник дошкольного психолога

степенно, с увеличением контактов со сверстника­ми и другими взрослыми, у ребенка могут возник­нуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и множества других факторов. О них мы поговорим далее. Для начала, чтобы более глубоко понять осо­бенности общения вашего малыша с другими людь­ми и ваше отношение к ним, проведем небольшое тестирование. Для этого постарайтесь вдумчиво и достаточно развернуто ответить на следующие воп­росы:

1. Много ли у вашего малыша знакомых-сверст­ников, детей старше его, детей младше его?

2. Проявляет ли малыш инициативу при зна­комстве с новым человеком?

3. Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, что в чем это проявляется?

4. Если вам случалось оставить малыша одно­го, как он себя вел?

5. Участвует ли ваш малыш в коллективных играх и забавах во дворе, когда к вам приходят гости?

6. Может ли ребенок занять себя сам?

7. Умеет ли ребенок придумывать игры и заба­вы для своих друзей, братьев или сестер?

8. Если вашему ребенку нравится другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его сим­патия?

9. Часто ли ваш малыш обижается?

10. Что будет делать ваш ребенок, если у него
отняли игрушку?

Приложения

11. Сможет ли малыш постоять за себя, если возникнет такая необходимость?

12. Что будет делать ваш малыш, если попадет в новый коллектив, в новую обстановку?

13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушка­ми?

14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?

15. Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?

16. Любит ли ваш малыш быть в центре внима­ния?

После тогокак вы закончите отвечать на вопро­сы, у вас получится своеобразный психологичес­кий портрет вашего ребенка. Если вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности об­щения ребенка, его коммуникативные предпочте­ния, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего малы­ша в ситуации общения с другими детьми, со взрос­лыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для размышлений.

Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным, коммуникабель­ным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя. Родители в недоуме­нии: что случилось с ребенком? Опять обратимся к житейской мудрости: «вдруг» и «просто так» ничего не случается. Это тоже факт. В жизни че­ловека, как и в природе, все взаимосвязано. И воз-




9. Справочник дошкольного психолога 257

Справочник дошкольного психолога

никшие у ребенка проблемы в общении не исклю­чение. Давайте рассмотрим ситуацию в динамике.

В среднем до 2—2,5, а то и 3-х лет круг обще­ния ребенка составляют взрослые — мама, папа, дедушка, бабушка и т. д. (помните, мы говорим о полной семье, в которой есть оба родителя; у детей в неполных семьях часто проблемы иного плана). Его любят, о нем заботятся, знают о его особенно­стях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы по­мочь, поддержать.

Но вот малыш вступает в новые контакты, вок­руг все непривычно: новые лица, новые характе­ры. И далеко не всегда эти люди готовы выпол­нить просьбу ребенка, согласиться с его желания­ми, дать ему то, что он хочет... И начинается не­понимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из причин такого поворота может быть ис­кусственное ограничение контактов ребенка роди­телями. Да, современная ситуация, характеризуе­мая как высоко криминальная, не располагает к расширению круга общения. Родителям гораздо спокойнее оставить малыша дома перед телевизо­ром, чем отпустить во двор, в котором может слу­читься все что угодно, а соседские дети жутко не­воспитанны. С другой стороны, в жизни могут сло­житься объективные обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественную по­требность в общении (занятость родителей, болезнь кого-то из родственников, проживающих вместе с ребенком, и т. д.). Конечно, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, но исходить в




Приложения

процессе воспитания нужно из интересов самого ребенка. Ведь он просто нуждается в разнообраз­ных впечатлениях, в разнообразном опыте, при­чем как позитивном; так и негативном.

Итак, очень условно можно сказать, что труд­ности в общении у ребенка вызываются двумя при­чинами.

Перваясвязана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок — эго­ист. Данное качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с бла­гими целями культивируется родителями.

Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желани­ям, идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает ве­сти себя так же, как и в семье. Это, в свою оче­редь, вызывает у сверстников, с одной стороны, недоумение, а с другой, провоцирует их агрессив­ное поведение по отношению к «маленькому Напо­леону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребенка.

Вторуюпричину можно связать с излишней за­стенчивостью малыша. Если в первом случае ро­дители ведут себя чересчур мягко, то родителей застенчивых малышей скорее можно охарактери-





Справочник дошкольного психолога

зовать как властных, авторитарных и не терпя­щих возражений. Эти родители больше всего пред­почитают крик, моральные унижения, давление и т. п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Малыш не мо­жет справиться с таким нажимом, он не в состоя­нии открыто противостоять ему. Мир начинает ка­заться ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ — это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым.

Итак, понимая свои ошибки и спровоцирован­ные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.

Невинные фантазии или?..

Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Они — ее неотъемлемая часть. Это одна из основных особенностей дошколят. Они ви­дят окружающую реальность другими глазами, а их ложь непреднамеренна.

Так продолжается примерно до 4-х лет, до мо­мента, когда ребенок начинает спрашивать себя, за что его наказали и как этого можно избежать. И тогда он интуитивно начинает искать способы обхода различных неприятностей вроде выговоров и наказаний.

Дети, в силу возрастных особенностей не обре­мененные моральными представлениями, обычно

Приложения

выбирают средства доступные и дающие возмож­ность быстрого достижения желаемого. Пример этому — детская драчливость и ложь. Зачем ждать, когда соседский малыш наиграется вели­колепной машинкой, когда можно «дать в лоб» и наслаждаться понравившейся игрушкой?.. Зачем мучиться от искушения, когда можно съесть кон­феты, а фантики засунуть в карман младшему брату?

Но часто все не так просто, и причины детской лживости могут крыться гораздо глубже. Рассмот­рим вышеприведенный пример. В ситуации с кон­фетами ребенок «убивает двух зайцев». Во-первых, получает внеплановое лакомство, а во-вторых, мстит брату за любовь и ласку, которую он, воз­можно, недополучает от вас. Задумайтесь, виноват ли ребенок в том, что вы, повсеместно насаждая запреты, оставили сладкое на столе, тем самым спровоцировав его (как известно, воля ребенка да­леко не настолько сильна, чтобы отказаться от чего-то привлекательного или вкусного при подхо­дящих обстоятельствах)? Что же касается отно­шений с братом, то вспомните, часто ли вы срав­ниваете ваших детей в разговорах с ними, нахва­ливая то одного, то другого, тем самым, опять же, провоцируя их ревность?

Размышления над истинными мотивами пове­дения ребенка дадут вам возможность проникнуть в сокровенные уголки души вашего малыша, так как его фантазии — это то, чего ему не хватает, своеобразный намек вам для превращения нере­ального в реальное.





Справочник дошкольного психолога

Еще одна из возможных причин лживости ма­лыша — ваши завышенные требования к нему, часто не соответствующие его реальным возмож­ностям и желаниям. И именно из любви к вам, не желая вас огорчать и, естественно, пытаясь огра­дить себя от ваших нравоучений, ребенок и начи­нает придумывать «вежливую» ложь. Обычно оп­равдания в своей невиновности заключаются в об­винении кого-либо другого, причем часто этот ктот то другой у вас не вызывал никогда симпатии, и ребенок об этом прекрасно знал.

Что же является основной движущей силой в данной ситуации? Страх! Страх потерять вашу любовь, ваше расположение, страх быть наказан­ным, униженным. И если сейчас, в 4-5 лет, ребе­нок еще не осознает до конца, что он делает, то дальше, в школе, ситуация двойной морали ста­нет типичной для него. Приученный ко лжи, он вряд ли сделает нравственный выбор...

Часто мы, взрослые, собственным примером по­казываем, как можно избежать неприятностей: просим малыша сказать по телефону, что нас нет дома, рассказываем небылицы в гостях и т. д. Что можно сказать в оправдание? Жизнь неоднознач­на. Вас может порадовать то, что, согласно иссле­дованиям, тоньше и изворотливей лгут малыши с высокими интеллектуальными способностями.

Главный вывод, который можно сделать, за­ключается в том, что причина лживости вашего малыша часто кроется в особенностях ваших семейных взаимоотношений.

Что делать родителям?

Приложения

1. Проанализировать возможные причины и мотивы поведения ребенка.

2. Подумать, какова доля вашей вины.

3. Взглянуть на ваши взаимоотношения со сто­роны.

4. Определить реальный уровень возможностей вашего малыша и исходить из них.

5. Если вы уличили малыша во лжи, действуй­те опосредованно, через сказку, рассказ и т. д. Сказ­ка лучше поможет ребенку понять последствия, чем ваши пресные наставления.

6. Постоянно поддерживать в ребенке чувство собственного достоинства, так как человек, счита­ющий себя Личностью, не опустится до низких поступков.

Видеть, чтобы не болеть

Часто ли вы задумывались над тем, что причи­ной дискомфорта или плохого самочувствия мо­жет быть то, что мы видим вокруг?

Подтверждением этого факта является возник­новение науки визиологии, которая призвана за­щитить нашу нервную систему от «несъедобных» визуальных образов. А «несъедобными» являются интерьеры офисов, монотонные ландшафты, зда­ния-коробки и т. д.

Утверждение видеоэкологов, что замусоренность окружения приводит к понижению остроты зре­ния, затем к неврологическим расстройствам и поведенческим отклонениям, можно подвергнуть сомнению, но бесспорным остается факт снижения





Справочник дошкольного психолога

настроения и ухудшения эмоционального состоя­ния под воздействием однотипных картинок, а тем более так называемых «агрессивных визуальных полей». «Агрессивными визуальными полями» можно считать перепады освещенности, чередова­ние черных и белых полос, резко контрастирую­щие между собой прямые углы.

Обратите внимание на то, что однообразная ви­зуальная среда слепит человека, приводит к появ­лению нистагма (непроизвольное быстрое колеба­тельное движение глаз человека). В зимнее время число случаев появления нистагма резко возраста­ет: однотонность пейзажа, хмурость дней и т. д.

Как можно улучшить видеоэкологию вокруг себя?

1. Ограничьте влияние малозначительной навяз­чивой информации. Это каеается зрительного ряда телеэкрана, частого переключения каналов, заста­вок, рекламы и т. д.

2. Не выбирайте обои с четким чередованием элементов, то же касается и одежды.

3. Чаще экспериментируйте с освещением, за­навесками, переставляйте мебель.

4. Не оставляйте стены голыми, вешайте ков­ры, картины, цветы.

5. Выбирайте красивые места для прогулок, чаще бывайте на природе.

6. В свободное время рассматривайте красивые картинки, репродукции, предметы с мелкими мно­гоцветными деталями.

Приложения

Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге

Для приобщения ребенка к безопасному поведе­нию на дороге существует несколько принципов:

1. Последовательность. Во избежание ситуаций,
опасных для собственной жизни и жизни других
людей, необходимо формирование определенной
культуры мышления и поведения. Этот процесс
должен проходить систематически и последователь­
но — от знакомого к незнакомому, т. е. любая сту­
пень обучения опирается на уже освоенное в пре­
дыдущем опыте. Процесс должен начинаться с ро­
дителей. Обучать детей необходимо с раннего воз­
раста.

2. Воспитание собственным примером.Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ре­бенка следования правилам.

3. Соответствие формы обучения возрасту ребенка.Целесообразность того или иного поведе­ния на дорогах должна выступать в контексте по­требностей ребенка, а также его возрастных воз­можностей.

4. Включенность обучения в контекст повсед­невной жизни.Знания должны стать для ребенка основой его жизнедеятельности. Родители и воспи­татели обязаны закреплять эти знания на практи­ке, расширяя возможности их практического при­менения. Можно включать их в сюжетно-ролевые, дидактические игры, развлечения и т. д.

Наши рекомендации