Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи
ФИО____________ ,__________________________
Возраст_____________________________________
С кем проживает ребенок в одной квартире______
При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребенка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки.
Если бы я был(а) волшебником, то...
1. Я бы никогда не расставался(лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
2. Я бы ходил (а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
3. Я бы придумывал(а) сны, где всегда был(а) бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка).
4. Я бы поделился(лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
5. Я бы подарил(а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).
6. Я бы создал(а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
7. Я бы построил(а) самый красивый дворец для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
8. Я бы взял (а) с собой на необитаемый сказочный остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
9. Я бы испек(ла) самый вкусный пирог для
(мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
10. Я бы одел(а) в самый лучший наряд (маму,
папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
Справочник дошкольного психолога
После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчитайте общее количество выборок каждого члена семьи. Для простоты подсчета приравняйте одну выборку к одному баллу. Проранжируйте эти выборки. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является тем, к кому больше всего привязан ребенок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта ребенка в семье.
Например: из 10 возможных вариантов ответов ребенок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза — папе и ни одного раза — сестре.
Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, гораздо меньше — к папе, и явным источником дискомфорта его является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что лапа отдаёт предпочтение сестре.
Шкала степени отверженности ребенка всемье
Предлагаемая Вам шкала содержит перечень некоторых черт характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем поставьте знаки «+» перед порядковыми номерами тех черт характера и особенностей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка, еще до его рождения (графа I), а также перед порядко-
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
Таблица 22Шкала степени отверженности ребенка в семье
Каким я мечтал(а) видеть Каким я вижу своего ребенка в
________ своего ребенка________________ настоящее время_______
______________ ]_____________________________ 2______________
1. Умным 1. Умный
2. Сообразительным 2. Сообразительный
3. Все схватывающим на лету 3. Все схватывающий на лету
4. Одаренным 4. Одаренный
5. Талантливым 5. Талантливый
6. Глупым 6. Глупый
7. Тупым 7. Тупой
8. Целеустремленным 8. Целеустремленный
9. Серьезным 9. Серьезный
10. Настойчивым 10. Настойчивый
11. Трудолюбивым 11. Трудолюбивый
12. Деятельным 12. Деятельный
13. Активным 13. Активный
14. Легкомысленным 14. Легкомысленный
15. Ленивым 15. Ленивый
16. Бездеятельным 16. Бездеятельный
17. Сосредоточенным 17. Сосредоточенный
18. Добросовестным 18. Добросовестный
19. Старательным 19. Старательный
20. Скромным 20. Скромный
21. Послушным 21. Послушный
22. Рассеянным 22. Рассеянный
23. Недобросовестным 23. Недобросовестный
24. Нестарательным 24. Нестарательный
25. Заносчивым 25. Заносчивый
26. Непослушным 26. Непослушный
27. Добрым 27. Добрый
28. Отзывчивым 28. Отзывчивый
29. Справедливым 29. Справедливый
30. Мягким 30. Мягкий
31. Чувствительным 31. Чувствительный
32. Злым 32. Злой
33. Неотзывчивым 33. Неотзывчивый
34. Несправедливым 34. Несправедливый
35. Жестоким 35. Жестокий
36. Бесчувственным 36. Бесчувственный
37. Ласковым 37. Ласковый
38. Нежным 38. Нежный
39. Приветливым 39. Приветливый
40. Обаятельным 40. Обаятельный
41. Откровенным 41. Откровенный
42. Общительным 42. Общительный
43. Грубым 43. Грубый
44. Неприветливым 44. Неприветливый
45. Замкнутым 45. Замкнутый
46. Скрытным_________________ I 46. Скрытный_________________
Справочник дошкольного психолога
Окончание табл. 22
1 I 2
47. Ранимым 47. Ранимый
48. Обидчивым 48. Обидчивый
49. Бесхитростным 49. Бесхитростный
50. Мнительным 50. Мнительный
51. Грустным 51. Грустный
52. Тревожным 52. Тревожный
53. Хитрым 53. Хитрый
54. Веселым 54. Веселый
55. Жизнерадостным 55. Жизнерадостный
56. Фантазером 56. Фантазер
57. Хвастливым 57. Хвастливый
58. Болтливым 58. Болтливый
59. Застенчивым 59. Застенчивый
60. Молчаливым 60. Молчаливый
61. Честным 61. Честный
62. Решительным 62. Решительный
63. Сильным 63. Сильный
64. Выносливым .„ 64. Выносливый
65. Терпеливым 65. Терпеливый
66. Лживым 66. Лживый
67. Нерешительным 67. Нерешительный
68. Слабым 68. Слабый
69. Невыносливым 69. Невыносливый
70. Нетерпеливым 76. Нетерпеливый
71. Агрессивным 71. Агрессивный
72. Задиристым 72. Задиристый
73. Вспыльчивым 73. Вспыльчивый
74. Вредным 74. Вредный
75. Упрямым 75. Упрямый
76. Капризным 76. Капризный
77. Эгоистичным 77. Эгоистичный
78. Спокойным 78. Спокойный
79. Невредным 79. Невредный
80. Жадным 80. Жадный
81. Трусливым 81. Трусливый
82. Неуклюжим 82. Неуклюжий
83. Неряшливым 83. Неряшливый
84. Медлительным 84. Медлительный
85. Щедрым 85. Щедрый
86. Отважным В6. Отважный
87. Смелым 87. Смелый
88. Ловким 88. Ловкий
89. Опрятным 89. Опрятный
90. Подвижным 90. Подвижный
91. Красивым" 91. Красивый
92. Здоровым 92. Здоровый
93. Обычным, как все 93. Обычный, как все
94. Некрасивым 94. Некрасивый
95. Больным 95. Больной
96. Необычным___________ I 96. Необычный_______________
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
выми номерами тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по Вашему мнению, имеются у Вашего ребенка в настоящее время (графа II). В конце каждой графы подсчитайте общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+».
После подсчета общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах, необходимо вычислить процент совпавших черт характера и особенностей ребенка.
Для вычисления процента составляется пропорция, где общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в графе I берется за 100%, а общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах, за х.
Чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок в семье.
Когда этот процент варьирует от 0 до 20, ребенок практически отвержен и ситуация для него в семье крайне неблагоприятная. Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок чаще всего чувствует себя отвергнутым и ситуация для него в семье неблагоприятная. Когда этот процент варьирует от 41 до 70, ребенок может временами периодически немного раздражать вас, но ситуация для него в семье сред неблагоприятная. Когда этот процент колеблется от 71 до 100, ребенок чувствует себя любимым, нужным и необходимым и ситуация для него в семье благоприятная.
Справочник дошкольного психолога
Для более детальной оценки степени отверженности Вашего ребенка в семье подсчитайте общее количество знаков «+» в графе II, если они стояли перед следующими порядковыми номерами: 6, 7, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 33, 34, 35, 36, 37, 44, 45, 47, 54, 58, 59, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82, 83, 84, 95, 96.
Данные порядковые номера соответствуют, нежелательным и отрицательным чертам характера ребенка. Если некоторые из этих порядковых номеров совпали в графах I и II, их в расчет не принимать.
После окончания подсчета необходимо вычислить процент отрицательных и нежелательных черт характера и тех особенностей ребенка, которые беспокоят родителей в настоящее время. Для этого составляется пропорция, где общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в графе II равно 100 %, общее количество нежелательных и отрицательных черт характера и особенностей ребенка в графе II — х.
Чем выше процент нежелательных и отрицательных черт характера, по вашему мнению, у вашего ребенка, тем более отверженным он будет чувствовать себя в семье.
Когда этот процент варьирует от 0 до 20, у ребенка, в глазах родителей, практически не имеется нежелательных и отрицательных черт характера, которые бы раздражали вас, и ситуация для него в семье очень благоприятная. Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок также не чувствует себя отвергнутым и ситуация для него в се-
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
мье благоприятная. Когда этот процент варьирует от 41 до 70, у ребенка имеется целый ряд нежелательных для вас качеств, за которые вы нередко ругаете его, но тем не менее ситуация для вашего ребенка в семье среднеблагоприятная. И лишь когда этот процент превышает 70, ребенок не только ощущает себя ненужным, но и действительно отвергнут родителями.
Результаты подсчета свидетельствуют о том, что у' вашего ребенка, в ваших глазах, преобладают нежелательные и отрицательные черты характера, которые постоянно раздражают и волнуют вас. Ваше значительное недовольство ребенком приводит к тому, что ребенок все время ощущает себя нелюбимым, ненужным, отвергнутым.
Чаще всего результаты данных процента совпавших черт характера в двух графах и процента нежелательных и отрицательных черт характера в графе II коррелируют друг с другом.
Если корреляции нет, то о степени отверженности ребенка более точно можно судить по результатам второй пропорции (нежелательные и отрицательные черты).
Чтобы уточнить, почему ребенок отвержен, необходимо собрать дополнительные сведения.
1. Ваш ребенок был долгожданным? Да, нет.
2. Ваш ребенок не был долгожданным? Да, нет.
После ответа на эти вопросы сообщите дополнительную информацию для граф I и II основной шкалы.
Иногда несоответствие между ожидаемым будущим ребенком и ребенком в настоящее время имен-
Справочник дошкольного психолога
но по этим ответам и является главным пусковым механизмом к неприятию родителем своего ребенка и его отверженности в семье. Особенно большое значение для выявления причины неприятия имеет тот факт, если родитель очень сильно желал ребенка одного пола, а родился ребенок другого пола или когда ребенок похож на родителя другого пола и взял от него те черты характера, которые не приемлет данный родитель.
Методика «Лесенка»
Как показывает ряд исследований, стремление родителей подчинить себе, поставить в зависимое положение своего ребенка, даже в случае преследования благородных целей, влечет за собой снижение самооценки ребенка.
С целью выявления представлений ребенка об отношении к нему других людей (в особенности близких), выявления его самооценки, а также характера и степени осознанности этого отношения необходимо использовать методику В. Г. Щур «Лесенка»1.
Стимулъный материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка, она может быть выполнена из бумаги.
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значе-
1 Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей / Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
ние ступенек. Важно проследить, правильно ли ребенок понял ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальное™ у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не .могут быть хороши-
Справочник дошкольного психолога
ми постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитатель. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из взрослых) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитатель-
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
ница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Еще одна методика, которая может помочь в выяснении отношений ребенка к членам своей семьи — методика Е. А. Бондаренко1.В ходе исследования предлагается выполнить рисунок на тему «Кого я больше всего люблю в нашей семье». На оборотной стороне рисунка фиксируется содержание и словесная интерпретация изображаемого. В зависимости от содержания рисунки распределяют на 5 групп: портрет, совместная деятельность и общение ребенка с самым любимым человеком, бытовой труд родителей, отдых и развлечения. Данная методика дает представление не только о личностных предпочтениях ребенка, но и о характере взаимоотношений в семье. Задача психолога — грамотно выстроить вопросы и проанализировать возможные нюансы.
Данный комплекс далеко не исчерпывает широкого диапазона диагностических средств, предназначенных для детско-родительских отношений. Достаточно широко в практике консультативной работы используются такие методики, как тест-
1 Бондаренко Е. А. Выражение отношения к людям в рисунках дошкольников // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
Справочник дошкольного психолога
опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я.
Варга, В. В. Столин), методика АСВ Э. Г. Эйде-
ми ллера, методика «Портрет моего ребенка». Су
ществует также целый ряд проективных рисуноч
ных методик, предлагаемых детям: «Моя семья»,
«Семья, которую хочу», «Семья животных», «Ба
рашек в бутылочке», «Тест-фильм» Р. Жиля и др.
В ходе практической работы у психолога склады
ваются свои предпочтения в выборе тех или иных
методических средств. Главное, чтобы выбранный
диагностический комплекс соответствовал постав
ленным целям и давал возможность достаточно бы
стро собрать и качественно проанализировать ин
формацию, необходимую для оказания квалифи
цированной психологической помощи. -
ПРИЛОЖЕНИЯ
' Приложение 1
СТЕНДОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Игрушка в жизни ребенка
Давайте вспомним наше детство... Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. — у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.
Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца .из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребенка, так как иг-
Справочник дошкольного психолога
рушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6—9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые позволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9—12 месяцев можно порадовать ребенка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10—12 месяцев ребенку уже нужны пирамидки из 3—5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребенка таким же средством познания, как и руки, и глаза. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игрушек. .
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу — проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам — уберите их с глаз ребенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
Приложения
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а едят с Тарелки? Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.
К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, должны увеличиться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно — матрешки не будут неразлучными сестрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.
К 4—5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный мате-
Справочник дошкольного психолога
риал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки — кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа — предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор. Но для ребенка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.
Введение этих предметов целесообразно с 2—3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»)). Вы ска-
Приложения
жете: «Все это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками — и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию — и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель; смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для нее, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться еще на одном моменте — выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:
1) безопасной (просмотрите качество изготовления, материал, из которого она сделана);
2) эстетичной на вид;
3) соответствующей возрасту;
4) многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше. Естественно, это правило не касается погремушек для малышей).
В заключение необходимо напомнить вам, доро-
Справочник дошкольного психолога
гие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!
Ребята и зверята
В жизни каждого родителя наступает момент, когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно кошки или собаки. И тут часто приходят на ум сотни отговорок: денег нет, у бабушки аллергия на шерсть, некому ухаживать и т. п. Подождите, остановитесь на мгновение! Сейчас у вас появляется великолепная возможность положительно повлиять на развитие душевных качеств вашего ребенка. Ухаживая за домашним питомцем, ваш малыш учится самоконтролю, у него развивается произвольность. В отличие от игрушек настоящее животное сразу даст ребенку понять, что он делает что-то не так, причиняет боль или неудобство. Именно в домашних животных можно найти образец бескорыстной дружбы и преданности. Именно они дают ребенку возможность научиться отстаивать свою свободу и не нарушать чужое пространство без его разрешения. Животные учат нас быть уверенными в себе, знать себе цену.
Если мы вас хоть немного убедили в необходимости покупки домашнего животного — замечательно!
Следующий шаг — выбор домашнего любимца. Как давно подметили ученые, люди не случайно отдают предпочтение или кошкам, или собакам.
Приложения
Выбор часто зависит от типа темперамента человека, его характерологических особенностей, потребностей и проблем. Кошки чаще помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии, в независимости. Собака же — это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому, прежде чем приступить к воплощению мечты вашего ребенка в жизнь, задумайтесь над его проблемами и потребностями. Обычно дети сами интуитивно чувствуют, что им надо.
Чтобы лучше понять своего малыша и себя, можно подробно ответить на вопросы анкеты, предлагаемой Н. Л. Кряжевой, признанного профессионала в области анималотерапии1.
1. Какие домашние животные были у вас дома в детстве?
2. Часто ли вы заводили в доме новых животных?
3. Кто выступал инициатором появления животных в доме?
4. Если бы у вас был бы выбор и возможность держать домашнее животное без материальных и временных ограничений, то какое животное вы бы предпочли: собаку, кошку, рыбок, птиц, экзотических животных, никого?
5. Общение с кем вы предпочитаете в большей степени: с животным, с человеком?
1 Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль, 2000.
Справочник дошкольного психолога
6. Когда в фильмах вы видите кровавые сцены, кому вы больше сопереживаете?
7. Какое событие вам тяжелее пережить:
а) потерю большой суммы денег;
б) смерть домашнего любимца;
в) размолвку с другом?
8. Если бы вы очень сильно нуждались в день
гах вы бы предпочли продать; -
а) единственное праздничное платье или костюм;
б) домашнее животное?
9. Вы бы наказали вашего ребенка, если бы уви
дели, что он:
а) отрывает мухе лапки;
б) дергает кошку за хвост; ' .'
в) испачкал только что надетую одежду;
г) кидается камнями в собаку?
10. Если ваш ребенок просит вас купить домаш
нее животное:
а) куплю то, что просит он;
б) куплю то, что нравится мне;
в) поговорю с ребенком, попытаюсь найти ком
промисс;
г) пообещаю в надежде, что он забудет.
11. В домашнем животном вы видите:
а) источник доходов;
б) искреннего и преданного друга;
в) источник расходов;
г) не вижу в них смысла вообще.
12. Какого пола животное вы выберете:
— мужского;
— женского;
13. Представьте, что волшебник превратил ваше
Приложения
домашнее животное в человека. Кем оно станет:
а) другом (подругой);
б) ребенком;
в) родителем;'
г) мужем (женой).
Если вы искренне отвечали на вопросы анкеты, то у вас получится маленькое сочинение. Она поможет вам понять самого себя, свои желания и ожидания, а также то, чего хочет ваш ребенок, каковы ваши взаимоотношения с ним и с другими близкими. А знание проблемы — это уже наполовину готовое решение.
«Изящные» выражения в детском лексиконе
С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое — хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов — бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.
Вариант 1. Ругаем
«Ив кого только он пошел?..» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, явля-
Справочник дошкольного психолога
ется ли характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».
Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)
Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выражения, ребенок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.
Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться — язык отрежут!»)
Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т. д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начнется истерика.
Приложения
Вариант 4. Объясняем
Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!
Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребенка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» — спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка. Будьте здоровы!
Стресс и здоровье
Как бы нам хотелось, чтобы жизнь приносила только приятные сюрпризы, чтобы радость стала постоянным спутником наших будней. Но, к сожалению (или нет?), в наш бурный век никому не удается избежать неприятностей, будь то сдача эк-
Справочник дошкольного психолога
заменов, разногласия в семье или потеря работы. И часто бывает так, что мы оказываемся совершенно не готовы к таким ударам судьбы и не в состоянии вовремя прийти в себя и достойно их встретить. И именно тогда начинаются наши проблемы со здоровьем. Причем болеть начинает и душа, и тело...
Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тоску, чувство тревоги. Люди, не привыкшие прислушиваться к своим внутренним ощущениям, а тем более анализировать их, не могут понять, что с ними происходит. В науке это состояние называют «стресс».
«Все болезни от нервов»... Так ли это? Можно почти с уверенностью сказать, что именно так. Существует целое направление, именуемое психосоматической медициной, которое занимается поиском подтверждений вышеприведенному утверждению (и, отметим, небезуспешно!). Специалисты в этой области объясняют многие болезни, например, язву, инфаркт, влиянием стрессогенных факторов, а точнее, сопровождающих их отрицательных эмоций. Но жизнь не может быть однотонной, от неприятностей и горя нам никуда не деться. К сожалению, и способ, выбранный Скарлетт («Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра»), тоже не всегда приносит желаемое успокоение и разрешение проблем. Парадокс заключается в том, что чем дальше мы гоним стресс, тем сильнее в него погружаемся. Поэтому страшен не сам стресс, а отношение к нему.
Приложения
Но все по порядку... Для начала небольшой тест. Ответьте утвердительно («да») или отрицательно («нет») на каждый приведенный ниже вопрос.
1. В последнее время вы часто испытываете страх?
2. Ощущаете ли вы себя несобранным?
3. Трудно ли вам сосредоточиться на чем-то одном?
4. Испытываете ли вы тревогу без видимых причин?
5. Трудно ли вам заснуть?
6. Вы часто раздражаетесь по пустякам?
7. Замечаете ли вы за собой излишнюю потливость?
8. Вам часто снятся кошмары?
9. Вы ощущаете потерю аппетита?
10. Часто ли вы срываетесь на окружающих?
11. Часто ли вы ощущаете учащение пульса?
12. Чувствуете ли усталость, проснувшись утром?
Вам стоит читать дальше, если хотя бы на половину вопросов вы ответили утвердительно.
Итак, у вас налицо почти все признаки стресса. Что делать?
Для начала примите наши поздравления: у вас появилась отличная возможность показать себе, как вы себя любите.
Далее попытаемся разобраться в причинах и механизме возникновения у вас стресса. Мы уже выяснили, что причинами стресса могут быть различные факторы: потеря работы, материальные трудности, учебные или рабочие перегрузки, в конце
Справочник дошкольного психолога
концов, неожиданно сломавшийся каблук. Другими словами, у каждого человека причины могут быть сугубо индивидуальными, ведь каждый из нас абсолютно по-разному реагирует на такие удары судьбы. Одни воспринимают увольнение с работы как хорошую возможность для расширения поля своей деятельности, а для других — это крах всей жизни. Ученые считают, что наши индивидуальные реакции на стрессогенные факторы зависят от личностных характеристик. Другими словами, от типа темперамента, а также от уровня развития такого качества, как стрессоустойчивость. Но что же делать, если вы ранимый меланхолик, остро реагирующий на каждый косой взгляд, не говоря уже о глобальных проблемах, таких как потеря работы, публичное выступление? Прежде всего, остановитесь, как бы велико ни было ваше желание поддаться буре эмоций. Постарайтесь разобраться в своих ощущениях, задайтесь вопросом, что вы чувствуете, откуда пришло к вам это чувство. Найдите причину ваших переживаний. Если она стала для вас ясна (или вы, по крайней мере, так думаете), разберитесь, что именно вас беспокоит, т. е., например, это может быть мнение окружающих, потеря каких-либ