Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей-дошкольников
Участники | Методика, автор |
Дети | 1. «Лесенка» Хухпаевой Л. 2. Рисунок семьи. 3. КРС. 4. Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена) |
Родители | 1. АСВ. 2. Тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова. 3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд. 4. Опросник для выявления тревожно сти у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко |
Педагоги | 1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд. 2. Опросник для выявления тревожно сти у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко |
Справочник дошкольного психолога
такта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.
Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них.
Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захочет выполнять задания. Тогда можно j предложить поиграть, порисовать, т. е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или отложить их.
В этот период целесообразно использовать про
ективные методики, включающие беседы по рисун
кам, в индивидуальной работе можно ис
пользовать элементы психотерапии, куклотерапии.
Постепенно можно включать ребенка в подгруп-повую работу, через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться.
Застенчивые дети гораздо легче вступают в кон-
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
такт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.
Просьба, обращенная к застенчивому ребенку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Основная тактика — это тактичность и терпение.
Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка — это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью и доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации.
Особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями.
Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты.
Справочник дошкольного психолога
1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.
3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.
4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — телеграфистке и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.
Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения.
В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы:
а) обучение способам расслабления;
б) проигрывание проблемных ситуаций, являю
щихся травмирующими для застенчивого ребенка
(публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);
в) подвижные игры для развития коммуника
тивных навыков;
г) постановка спектаклей;
д) рисование для выявления и отработки страхов;
е) использование элементов сказкотерапии, ху
дожественных произведений с ярко прорисованны-
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
ми характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;
ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
Помочь в работе с застенчивыми детьмь и их родителями могут следующие книги:
1. Лютова Е. К., Монина Г. В. Шпаргалка для взрослых. СПб. М., 2002.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
3. Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.
4. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5—7 лет. Ярославль, 2001.
5. Луговская А. Если малышу трудно подру
житься. М., 2001.
§ 4. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ТРУДНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ
Кроме описанных выше проблем, связанных с поведением детей-дошкольников, в практической деятельности психолога встречается и ряд других. Они являются отклонениями от нормы, а не симптомами психических заболеваний, которые входят в компетенцию психиатра, дефектолога, но не детского практического психолога.
Рассмотрим четыре варианта особенностей: вер-бализм, пассивность, демонстративность, «уход от деятельности».
Дети, характеризующиеся вербализмом, обладают высоким уровнем развития активной речи и
Справочник дошкольного психолога
низким уровнем развития мышления. Такие дети используют в речи сложные вербальные конструкции, умеют рассуждать на «недетские» темы, но, тем не менее, их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Они любят показывать свою смышленость, повсеместно демонстрируют ее, предпочтение отдают взрослым.
Уровень притязаний и самооценка таких детей достаточно высоки. Их общение носит формальный характер, они не интересуются собеседником, а лишь демонстрируют свое превосходство.
Возможной причиной формирования вербализ-ма является перенос акцентов с развития детских видов деятельности на речевое развитие. Взрослые, считая высокий уровень развития речи свидетельством высокого уровня развития интеллектуальной сферы, уделяют слишком много времени обучению ребенка умению гладко говорить. Родители стимулируют ребенка активным разговором, положительно подкрепляют его. В итоге продуктивная деятельность подкрепляется вербальной.
В работе с родителями важно разъяснить им особенности развития их детей, последствия такого типа развития. Они должны понять, что словесное развитие необходимо включать в практическую деятельность. Ребенку необходимо научиться контролировать себя, постепенно уходить от беспредметного разглагольствования. Тактика родителей должна включать неподкрепление таких разговоров, исключение умиления от них. Необходимо развивать коммуникативные умения детей, их интерес к сверстникам.
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
У детей дошкольного возраста встречается демонстративность. Их главная цель — это привлечение внимания окружающих к собственной персоне. Причем способы такого привлечения могут иметь как позитивную, так и негативную окраску. Демонстративность включает гипертрофированныйэгоцентризм. Они любят находиться в центре внимания. Уже в раннем детстве они начинают уделять повышенное внимание своей одежде, внешности, любят украшения. Когда взрослые выделяют кого-то другого, они могут проявлять негатиную демонстративность, сознательно нарушать правила, желая оказаться в центре внимания.
В общении с демонстративными детьми необходимо адекватно оценивать их успехи и неудачи. Можно включать ребенка в театрализованную деятельность для реализации их потребности демонстрации естественным образом.
Взрослые не должны поддаваться на провокации, лучший способ поведения при негативной демонстративности — это ее игнорирование. Нужно хвалить ребенка, если он ведет себя хорошо, но он должен знать, что в случае нарушения принятых правил вы можете отказаться от общения с ним.
Пассивные детичасто не вызывают у взрослых нареканий. Они тихи, незаметны, кажутся несколько заторможенными. Они не проявляют ярких эмоций, скорее вообще себя никак не проявляют. Если взрослый дает им поручение, они его выполняют, если их не трогать, они могут часами сидеть на одном месте, манипулируя одной и той же игрушкой.
Справочник дошкольного психолога
На занятиях они так же незаметны, как и в жизни. Мимика у таких детей бедная, движения замедленны, голос тихий, невыразительный. Тихих, пассивных детей сверстники избегают, не берут в свои игры, в группах они чаще всего являются изгоями.
Несмотря на внешнюю холодность, таких детей обуревают разнообразные эмоции, но они держат их в себе, не дают им выхода. Они не идут на контакт, их общение формально. У взрослых складывается впечатление, что пассивные дети живут в прозрачной непробиваемой скорлупе.
Причина такого поведения кроется во взаимоотношениях в семье, чаще всего это невнимание родителей к нуждам своих детей, их эмоциональная холодность, скандалы и конфликты.
Задача взрослых — помочь ребенку выразить свои эмоции, дать им выход. Необходимо узнать причину такого поведения, проконсультировать родителей и педагогов. Первый шаг — установление доверительных отношений. Для психолога есть опасность простимулировать такого ребенка к излишней привязанности. Поэтому основное направление в работе с тихими детьми — обучение родителей навыкам конструктивного общения.
Другой симптом нарушения поведения — так называемый «уход от деятельности».Жалобы родителей детей с этим симптомом концентрируются на их невнимательности, рассеянности, безудержном вранье, не преследующем какие-либо корыстные цели. У таких детей высокий уровень развития воображения, но плохо развиты продуктив-
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
ные виды детской деятельности (рисование, конструирование), чаще всего они играют одни. Их фантазии живут внутри их, не вытекая в конкретное воплощение — развернутая игра, рисунки, пение и т. д.
Такой тип развития чаще всего наблюдается в семьях, в которых к детям предъявляются завышенные требования и ограничивается естественная потребность дошкольника в игре. И тогда, желая получить положительную оценку от взрослых, ребенок начинает заниматься другими формами активности. Но они, как правило, не приносят удовлетворения, и возрастные особенности берут свое — ребенок начинает играть «в уме». Кроме того, у таких детей есть повышенная потребность во внимании, которая также удовлетворяется лишь в их воображении, этим усугубляя ситуацию.
При выявлении такого синдрома можно порекомендовать родителям прежде всего адекватно оценивать потенциальные возможности своего ребенка на основе знания возрастных особенностей. Необходимо создать условия, которые помогут ребенку развернуть свою деятельность в конкретных продуктах (рисунках, театрализациях и т. д.). Этому будет способствовать поддержка взрослых, позитивная оценка, которая будет повышать в глазах ребенка ценность продуктов его труда.
В заключение необходимо сказать, что данные нарушения характерны для детей дошкольного возраста, развивающихся в рамках нормы. Но нельзя забывать, что любое такое нарушение в случае не-
Справочник дошкольного психолога
оказания своевременной помощи может трансформироваться в более тяжелые случаи.
В практике ДОУ могут встречаться случаи, когда родители отказывают специалистам в работе с их детьми, в частности, в оказании коррекцион-ных воздействий. В такой ситуации воля родителей является приоритетной. Другой вариант, когда родители, дети которых имеют психические патологии, но посещают обычный детский сад, требуют от специалистов помощи, в основном развивающего плана. Таким родителям необходимо четко объяснить, что их детям (а часто и им самим) требуется специализированная помощь, которую в данном учреждении оказать не могут.
§ 5. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
Особенности развития социально-эмоциональной сферы личности
По мнению А. В. Запорожца1, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая ность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.
Л. А. Абрамян2 признавал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью. Этот сложный процесс может составлять содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в старшем дошкольном возрасте. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.
Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по
1 Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,
1985.
2 Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и кор
рекции социальных эмоций дошкольников // Игра и само
стоятельная деятельность в системе воспитания. Таллин, 1984.
5. Справочник дошкольного психолога J 29
Справочник дошкольного психолога
отношению к предметному миру, а с другой — нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях внутреннего мира ребенка (табл. 14).
Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной в таблице 15.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
Таблица 14
Эмоциональные нарушенияу детей старшего дошкольного возраста
Сфера проявления | Характеристики |
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми | - неуравновешенность; - возбудимость; - бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демон страция обиды), которые сопро вождаются соматическими изме нениями (покраснение, усилен ное потоотделение и т. д.); - негативизм; - упрямство; - неуступчивость; - конфликтность; - жестокость. - устойчивое негативное отно шение к общению; - застревание на отрицательных эмоциях; - эмоциональная холодность; - отчуждение; - скрывающее неуверенность в своих силах. |
Особенности внутреннего мира | - острая восприимчивость; - впечатлительность; - болезненная чувствительность; - наличие страхов; - не являющихся возрастными; - мешающими нормальной жиз недеятельности детей; - тревожность; - мнительность |
Справочник дошкольного психолога
Таблица 15 Уровни социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
Методы коррекции и развития социально-эмоциональной сферы
Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника, свидетельствует о том, что большинство их них использует элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику. Представленная далее программа не стала исключением, в ней используются следующие методические приемы:
а) словесные и подвижные игры;
б) психогимнастические этюды;
в) рисование (тематическое и свободное);
г) беседы и проблемные ситуации.
Выбор данных методов и приемов не является спонтанным, он — следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии.
Рассмотрим более подробно каждый из методов коррекции и развития.
Игровая терапия— метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность и взрослого, и ребенка. Главная особенность игры — двуплановость — способствует тому, что у человека снижается боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно. Это, в свою очередь, обусловливает развивающий эффект игры.
В практике детской психотерапии игра впервые была использована 3. Фрейдом. С развитием пси-
Справочник дошкольного психолога
хологической науки фактически все направления зарубежной психокоррекционной практики в рамках своих школ выработали подходы к игротера-пии. В отечественной психологической практике применение игры как терапевтического средства основывается на теории игры Л. С. Выготского1, А. Н. Леонтьева2, Б. Д. Эльконина3. В психокор-рекционных целях игру использовали Л. Абрамян, А. Захаров4, А. Спиваковская5.
А. Захаров выделил три функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Все эти функции взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Так, наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с миром и самим собой. С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира. Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта.
1 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ре
бенка// Вопросы психологии. 1966. №6.
2 Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения.
В 2-х т. М., 1983.
3 Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.,
4 Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
Л., 1982.
5 Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М.,
1988.
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
Таком образом, игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Следующий метод, используемый в данной программе, — психогимнастика.Этот метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика родилась на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений. Часто вербальные сигналы являются помехой в истинном понимании другого человека. Невербальные же сигналы (наклон головы, поза, движения рук и губ, выражение глаз, походка) позволяют умеющему «читать» их человеку получать гораздо более достоверную и полную информацию о других людях. В коррек-ционной практике отмечаются случаи, когда ребенка учат говорить через обучение грамоте и чтению. Эмоциональную сферу ребенка также можно развивать через обучение языку движений, языку мимики. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации.
Сам термин «психогимнастика», по мнению А.А. Осиповой1, имеет широкое и узкое значения. В широком смысле психогимнастика — это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека. В том числе и эмоционально-личностной. В узком
1 Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000.
Справочник дошкольного психолога
смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.
Следующий метод, относящийся к арттерапии, — проективное рисование.Рисование, само по себе, несет множество развивающих функций:
— требуя согласования большого количества
психических функций, развивает чувственно-дви
гательную координацию;
— координирует конкретно-образное мышление;
— выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира;
— является способом выражения различного рода эмоций.
Отмечается, что проективный рисунок как кор-рекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Психологи-практики рассматривают детский рисунок прежде всего как проекцию личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. В связи с этим в процессе работы необходимо дифференцировать особенности рисунка, связанные со степенью овладения ребенком графическими умениями, и особенностями рисунка, обусловленными личностными характеристиками дошкольника. Имеет значение и анализ активности ребенка, а также способов использования художественных материалов.
Важно отметить, что рисование может послужить способом налаживания контакта между детьми. Рационально начинать с индивидуальных ри-
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
сунков, затем можно использовать парное, подгруп-повое и групповое рисование.
И, наконец, еще один метод, используемый в программе, — метод беседы и постановки проблемных ситуаций. Вработе с детьми дошкольного возраста данный метод может использоваться только в сочетании с другими вследствие возрастных особенностей (недостаточная способность к вербализации своего внутреннего мира, особенности мышления и речи дошкольника). Но, с другой стороны, проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу.
Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы
Усвоение представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе занимает одно из главенствующих мест в социально-эмоциональном развитии ребенка. Но, по мнению А. В. Запорожца1, Я. 3. Неверович2, Е. В. Суб-ботского3, одного знания норм и правил недостаточно для того, чтобы они стали средством саморегуляции реального поведения ребенка.
1 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,
1985.
2 Неверович Я.3. Участие эмоций в формировании детской лич
ности // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.
А.Д. Кошелевой. М., 1985.
3 Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Воп
росы психологии. 1983. №4.
Справочник дошкольного психолога
При разработке содержания программы коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников мы ориентировались на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение. Программа направлена на то, чтобы предметом внимания детей стали эмоциональные и физические состояния людей.
Программа является коррекционно-развиваю-щей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:
I. Педагог-психолог — родители.
II. Педагог-психолог — педагоги группы.
III. Педагог-психолог — дети.