Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей-дошкольников

Участники Методика, автор
Дети 1. «Лесенка» Хухпаевой Л. 2. Рисунок семьи. 3. КРС. 4. Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена)
Родители 1. АСВ. 2. Тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова. 3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд. 4. Опросник для выявления тревожно­ сти у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко
Педагоги 1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд. 2. Опросник для выявления тревожно­ сти у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко




Справочник дошкольного психолога

такта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребе­нок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематичес­ки приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участво­вать в них.

Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать ин­дивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ре­бенок не захочет выполнять задания. Тогда можно j предложить поиграть, порисовать, т. е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить зада­ния в контекст игры или отложить их.

В этот период целесообразно использовать про­
ективные методики, включающие беседы по рисун­
кам, в индивидуальной работе можно ис­
пользовать элементы психотерапии, куклотерапии.

Постепенно можно включать ребенка в подгруп-повую работу, через организацию совместной дея­тельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха бу­дет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, ска­зав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. Поэто­му помощь ему лучше оказывать косвенно, без на­жима. Поручение или свою просьбу можно моти­вировать тем, что без его помощи взрослому не справиться.

Застенчивые дети гораздо легче вступают в кон-

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

такт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использо­вать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку (как и вообще к детям дошкольного возраста), дол­жна содержать конкретные задания. Важно, что­бы она была высказана спокойным, мягким голо­сом, содержала обращение по имени и сопровож­далась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде при­казов, унизительные или критические высказы­вания. Основная тактика — это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка — это привлече­ние ассистента из сверстников, который характе­ризуется высокой коммуникабельностью и добро­желательностью и сумеет вовлечь застенчивого ре­бенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации.

Особое внимание нужно уделять консультиро­ванию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциаль­ных возможностях. Если причина нарушения кро­ется в дисгармонии семейных отношений, необхо­димо тактично поговорить об этом с родителями.

Рекомендации родителям застенчивого ребен­ка и педагогам должны включать следующие мо­менты.





Справочник дошкольного психолога

1. Фон общения с ребенком должен быть спо­койным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отно­шении его личности такие оценки вообще недопус­тимы.

3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребенка инициатив­ность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — телеграфистке и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

Психологу важно помочь родителям и педаго­гам выработать единую стратегию в общении с за­стенчивым ребенком, научить их навыкам конст­руктивного общения.

В непосредственной работе с детьми можно ис­пользовать следующие приемы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являю­
щихся травмирующими для застенчивого ребенка
(публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);

в) подвижные игры для развития коммуника­
тивных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование для выявления и отработки страхов;

е) использование элементов сказкотерапии, ху­
дожественных произведений с ярко прорисованны-

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

ми характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Помочь в работе с застенчивыми детьмь и их родителями могут следующие книги:

1. Лютова Е. К., Монина Г. В. Шпаргалка для взрослых. СПб. М., 2002.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффек­тивного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.

3. Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.

4. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5—7 лет. Ярославль, 2001.

5. Луговская А. Если малышу трудно подру­
житься. М., 2001.

§ 4. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ТРУДНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ

Кроме описанных выше проблем, связанных с поведением детей-дошкольников, в практической деятельности психолога встречается и ряд других. Они являются отклонениями от нормы, а не симп­томами психических заболеваний, которые входят в компетенцию психиатра, дефектолога, но не дет­ского практического психолога.

Рассмотрим четыре варианта особенностей: вер-бализм, пассивность, демонстративность, «уход от деятельности».

Дети, характеризующиеся вербализмом, обла­дают высоким уровнем развития активной речи и





Справочник дошкольного психолога

низким уровнем развития мышления. Такие дети используют в речи сложные вербальные конструк­ции, умеют рассуждать на «недетские» темы, но, тем не менее, их познавательные интересы поверх­ностны и неустойчивы. Они любят показывать свою смышленость, повсеместно демонстрируют ее, пред­почтение отдают взрослым.

Уровень притязаний и самооценка таких детей достаточно высоки. Их общение носит формаль­ный характер, они не интересуются собеседником, а лишь демонстрируют свое превосходство.

Возможной причиной формирования вербализ-ма является перенос акцентов с развития детских видов деятельности на речевое развитие. Взрослые, считая высокий уровень развития речи свидетель­ством высокого уровня развития интеллектуаль­ной сферы, уделяют слишком много времени обу­чению ребенка умению гладко говорить. Родители стимулируют ребенка активным разговором, по­ложительно подкрепляют его. В итоге продуктив­ная деятельность подкрепляется вербальной.

В работе с родителями важно разъяснить им осо­бенности развития их детей, последствия такого типа развития. Они должны понять, что словесное развитие необходимо включать в практическую деятельность. Ребенку необходимо научиться кон­тролировать себя, постепенно уходить от беспред­метного разглагольствования. Тактика родителей должна включать неподкрепление таких разгово­ров, исключение умиления от них. Необходимо развивать коммуникативные умения детей, их ин­терес к сверстникам.

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

У детей дошкольного возраста встречается де­монстративность. Их главная цель — это при­влечение внимания окружающих к собственной пер­соне. Причем способы такого привлечения могут иметь как позитивную, так и негативную окраску. Демонстративность включает гипертрофирован­ныйэгоцентризм. Они любят находиться в центре внимания. Уже в раннем детстве они начинают уде­лять повышенное внимание своей одежде, внешно­сти, любят украшения. Когда взрослые выделяют кого-то другого, они могут проявлять негатиную демонстративность, сознательно нарушать прави­ла, желая оказаться в центре внимания.

В общении с демонстративными детьми необхо­димо адекватно оценивать их успехи и неудачи. Можно включать ребенка в театрализованную де­ятельность для реализации их потребности демон­страции естественным образом.

Взрослые не должны поддаваться на провока­ции, лучший способ поведения при негативной де­монстративности — это ее игнорирование. Нужно хвалить ребенка, если он ведет себя хорошо, но он должен знать, что в случае нарушения принятых правил вы можете отказаться от общения с ним.

Пассивные детичасто не вызывают у взрос­лых нареканий. Они тихи, незаметны, кажутся не­сколько заторможенными. Они не проявляют яр­ких эмоций, скорее вообще себя никак не прояв­ляют. Если взрослый дает им поручение, они его выполняют, если их не трогать, они могут часами сидеть на одном месте, манипулируя одной и той же игрушкой.





Справочник дошкольного психолога

На занятиях они так же незаметны, как и в жиз­ни. Мимика у таких детей бедная, движения за­медленны, голос тихий, невыразительный. Тихих, пассивных детей сверстники избегают, не берут в свои игры, в группах они чаще всего являются из­гоями.

Несмотря на внешнюю холодность, таких детей обуревают разнообразные эмоции, но они держат их в себе, не дают им выхода. Они не идут на кон­такт, их общение формально. У взрослых склады­вается впечатление, что пассивные дети живут в прозрачной непробиваемой скорлупе.

Причина такого поведения кроется во взаимо­отношениях в семье, чаще всего это невнимание родителей к нуждам своих детей, их эмоциональ­ная холодность, скандалы и конфликты.

Задача взрослых — помочь ребенку выразить свои эмоции, дать им выход. Необходимо узнать причину такого поведения, проконсультировать родителей и педагогов. Первый шаг — установле­ние доверительных отношений. Для психолога есть опасность простимулировать такого ребенка к из­лишней привязанности. Поэтому основное направ­ление в работе с тихими детьми — обучение роди­телей навыкам конструктивного общения.

Другой симптом нарушения поведения — так называемый «уход от деятельности».Жалобы ро­дителей детей с этим симптомом концентрируют­ся на их невнимательности, рассеянности, безу­держном вранье, не преследующем какие-либо ко­рыстные цели. У таких детей высокий уровень раз­вития воображения, но плохо развиты продуктив-

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

ные виды детской деятельности (рисование, кон­струирование), чаще всего они играют одни. Их фантазии живут внутри их, не вытекая в конк­ретное воплощение — развернутая игра, рисун­ки, пение и т. д.

Такой тип развития чаще всего наблюдается в семьях, в которых к детям предъявляются завы­шенные требования и ограничивается естествен­ная потребность дошкольника в игре. И тогда, желая получить положительную оценку от взрос­лых, ребенок начинает заниматься другими фор­мами активности. Но они, как правило, не при­носят удовлетворения, и возрастные особеннос­ти берут свое — ребенок начинает играть «в уме». Кроме того, у таких детей есть повышенная по­требность во внимании, которая также удовлет­воряется лишь в их воображении, этим усугуб­ляя ситуацию.

При выявлении такого синдрома можно поре­комендовать родителям прежде всего адекватно оценивать потенциальные возможности своего ре­бенка на основе знания возрастных особенностей. Необходимо создать условия, которые помогут ре­бенку развернуть свою деятельность в конкретных продуктах (рисунках, театрализациях и т. д.). Это­му будет способствовать поддержка взрослых, по­зитивная оценка, которая будет повышать в гла­зах ребенка ценность продуктов его труда.

В заключение необходимо сказать, что данные нарушения характерны для детей дошкольного воз­раста, развивающихся в рамках нормы. Но нельзя забывать, что любое такое нарушение в случае не-





Справочник дошкольного психолога

оказания своевременной помощи может трансфор­мироваться в более тяжелые случаи.

В практике ДОУ могут встречаться случаи, ког­да родители отказывают специалистам в работе с их детьми, в частности, в оказании коррекцион-ных воздействий. В такой ситуации воля родите­лей является приоритетной. Другой вариант, ког­да родители, дети которых имеют психические па­тологии, но посещают обычный детский сад, тре­буют от специалистов помощи, в основном разви­вающего плана. Таким родителям необходимо чет­ко объяснить, что их детям (а часто и им самим) требуется специализированная помощь, которую в данном учреждении оказать не могут.

§ 5. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению нев­ротических явлений среди детей. Проблема состо­ит еще и в том, что дети легко перенимают образ­цы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

Особенности развития социально-эмоциональной сферы личности

По мнению А. В. Запорожца1, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важней­ших условий его воспитания. Подчеркивая ность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личност­ного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных от­ношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего фор­мирования личности.

Л. А. Абрамян2 признавал тот факт, что внут­реннее эмоциональное отношение ребенка к окру­жающей действительности «вырастает» из его прак­тического взаимодействия с этой действительнос­тью. Этот сложный процесс может составлять со­держание развития социальной направленности по­требностей и мотивов в старшем дошкольном воз­расте. Именно с этой точки зрения возможна взаи­мосвязь эмоционального, социального и нравствен­ного развития дошкольников.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по

1 Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,
1985.

2 Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и кор­
рекции социальных эмоций дошкольников // Игра и само­
стоятельная деятельность в системе воспитания. Таллин, 1984.




5. Справочник дошкольного психолога J 29

Справочник дошкольного психолога

отношению к предметному миру, а с другой — нор­мы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными пережи­ваниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факто­ров (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополу­чия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.

Условно эмоциональные нарушения можно раз­делить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социаль­но-эмоциональное неблагополучие: с одной сторо­ны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях внутреннего мира ребен­ка (табл. 14).

Данная классификация является очень услов­ной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и обще­ние с окружающими.

Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной в таблице 15.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

Таблица 14

Эмоциональные нарушенияу детей старшего дошкольного возраста

Сфера проявления Характеристики
Затруднения в обще­нии со сверстниками и взрослыми - неуравновешенность; - возбудимость; - бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демон­ страция обиды), которые сопро­ вождаются соматическими изме­ нениями (покраснение, усилен­ ное потоотделение и т. д.); - негативизм; - упрямство; - неуступчивость; - конфликтность; - жестокость. - устойчивое негативное отно­ шение к общению; - застревание на отрицательных эмоциях; - эмоциональная холодность; - отчуждение; - скрывающее неуверенность в своих силах.
Особенности внутрен­него мира - острая восприимчивость; - впечатлительность; - болезненная чувствительность; - наличие страхов; - не являющихся возрастными; - мешающими нормальной жиз­ недеятельности детей; - тревожность; - мнительность




Справочник дошкольного психолога

Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей-дошкольников - student2.ru


Таблица 15 Уровни социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

Методы коррекции и развития социально-эмоциональной сферы

Анализ программ, предназначенных для коррек­ции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника, свидетель­ствует о том, что большинство их них использует элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику. Представленная далее програм­ма не стала исключением, в ней используются сле­дующие методические приемы:

а) словесные и подвижные игры;

б) психогимнастические этюды;

в) рисование (тематическое и свободное);

г) беседы и проблемные ситуации.

Выбор данных методов и приемов не является спонтанным, он — следствие теоретического ана­лиза подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии.

Рассмотрим более подробно каждый из методов коррекции и развития.

Игровая терапия— метод психотерапевтичес­кого воздействия на детей и взрослых с использо­ванием игры. Данное понятие включает в себя мно­жество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность и взрослого, и ребенка. Главная осо­бенность игры — двуплановость — способствует тому, что у человека снижается боязнь ошибить­ся, сделать что-то неправильно. Это, в свою оче­редь, обусловливает развивающий эффект игры.

В практике детской психотерапии игра впервые была использована 3. Фрейдом. С развитием пси-

Справочник дошкольного психолога

хологической науки фактически все направления зарубежной психокоррекционной практики в рам­ках своих школ выработали подходы к игротера-пии. В отечественной психологической практике применение игры как терапевтического средства основывается на теории игры Л. С. Выготского1, А. Н. Леонтьева2, Б. Д. Эльконина3. В психокор-рекционных целях игру использовали Л. Абрамян, А. Захаров4, А. Спиваковская5.

А. Захаров выделил три функции игры в тера­певтическом процессе: диагностическую, терапев­тическую и обучающую. Все эти функции взаимо­связаны и вытекают одна из другой. Так, наблю­дая за игрой ребенка, можно получить ценную ин­формацию об особенностях его личности и поведе­ния, о взаимоотношениях с миром и самим собой. С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, раз­решить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «власти­телем» своего мира. Наконец, в игре ребенок по­лучает возможность непосредственного приобрете­ния ценного жизненного опыта.

1 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ре­
бенка// Вопросы психологии. 1966. №6.

2 Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения.
В 2-х т. М., 1983.

3 Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.,

4 Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
Л., 1982.

5 Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М.,
1988.

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

Таком образом, игровая терапия является од­ним из наиболее эффективных методов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Следующий метод, используемый в данной про­грамме, — психогимнастика.Этот метод, при ко­тором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика родилась на сты­ке практической психологии и актерского искусст­ва выразительных движений. Часто вербальные сигналы являются помехой в истинном понимании другого человека. Невербальные же сигналы (на­клон головы, поза, движения рук и губ, выраже­ние глаз, походка) позволяют умеющему «читать» их человеку получать гораздо более достоверную и полную информацию о других людях. В коррек-ционной практике отмечаются случаи, когда ре­бенка учат говорить через обучение грамоте и чте­нию. Эмоциональную сферу ребенка также можно развивать через обучение языку движений, языку мимики. Психогимнастика позволяет снимать эмо­циональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты ха­рактера, обучать ауторелаксации.

Сам термин «психогимнастика», по мнению А.А. Осиповой1, имеет широкое и узкое значения. В ши­роком смысле психогимнастика — это курс специ­альных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека. В том числе и эмоционально-личностной. В узком

1 Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000.

Справочник дошкольного психолога

смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного сред­ства коммуникации.

Следующий метод, относящийся к арттерапии, — проективное рисование.Рисование, само по себе, несет множество развивающих функций:

— требуя согласования большого количества
психических функций, развивает чувственно-дви­
гательную координацию;

— координирует конкретно-образное мышление;

— выступает способом постижения и преобра­зования своих возможностей и окружающего мира;

— является способом выражения различного рода эмоций.

Отмечается, что проективный рисунок как кор-рекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Психологи-практи­ки рассматривают детский рисунок прежде всего как проекцию личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. В связи с этим в процессе работы необходимо дифференци­ровать особенности рисунка, связанные со степе­нью овладения ребенком графическими умениями, и особенностями рисунка, обусловленными лично­стными характеристиками дошкольника. Имеет значение и анализ активности ребенка, а также способов использования художественных материа­лов.

Важно отметить, что рисование может послу­жить способом налаживания контакта между деть­ми. Рационально начинать с индивидуальных ри-

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

сунков, затем можно использовать парное, подгруп-повое и групповое рисование.

И, наконец, еще один метод, используемый в про­грамме, — метод беседы и постановки проблем­ных ситуаций. Вработе с детьми дошкольного воз­раста данный метод может использоваться только в сочетании с другими вследствие возрастных осо­бенностей (недостаточная способность к вербализа­ции своего внутреннего мира, особенности мышле­ния и речи дошкольника). Но, с другой стороны, проблемные ситуации позволяют ребенку самосто­ятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу.

Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы

Усвоение представлений о нормах морали, регу­лирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе занимает одно из главенствующих мест в социаль­но-эмоциональном развитии ребенка. Но, по мне­нию А. В. Запорожца1, Я. 3. Неверович2, Е. В. Суб-ботского3, одного знания норм и правил недоста­точно для того, чтобы они стали средством само­регуляции реального поведения ребенка.

1 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,

1985.

2 Неверович Я.3. Участие эмоций в формировании детской лич­
ности // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.
А.Д. Кошелевой. М., 1985.

3 Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Воп­
росы психологии. 1983. №4.





Справочник дошкольного психолога

При разработке содержания программы коррек­ции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников мы ориентировались на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошколь­ного возраста. Формирование представлений о нор­мах поведения связывается с осознанием мораль­ной ценности доброжелательного отношения к ок­ружающим, а эмоциональное предвосхищение по­зволяет спроектировать и прочувствовать свое по­ведение. Программа направлена на то, чтобы пред­метом внимания детей стали эмоциональные и физические состояния людей.

Программа является коррекционно-развиваю-щей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание бла­гоприятной атмосферы, характеризующейся доб­рожелательным общением.

Необходимым условием эффективности програм­мы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием про­грамма реализуется в трех направлениях:

I. Педагог-психолог — родители.

II. Педагог-психолог — педагоги группы.

III. Педагог-психолог — дети.

Наши рекомендации