Использование результатов социально-психологических исследований для решения практических задач.
5. Зарождение социальной психологии как самостоятельной науки.
Как самостоятельная наука, отделенная от философии, социальная психология возникла во второй половине XIX века. Ее появление и признание многие современные ученые связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами М. Лацарусом( 1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием "психология народов", проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии, во всяком случае — некоторых ее разделов. Эта заявка вместе с программой разработки данной науки была опубликована в первом номере научного журнала "Психология народов и языкознание", который вышел в 1859 году. С этого времени ученые и ведут историю современной социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими грудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале XX века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием "Психология народов".
Таким образом, психология народов, впоследствии получившая название "этническая психология", стала первой темой социально-психологических исследований, которые в то время велись в контексте направления, называемого культурно-исторической психологией, что позволяло противопоставить его естественнонаучно ориентированной индивидуальной экспериментальной психологии В. Вундта и его последователей. По мнению русского ученого Н. Н. Надеждина, "психическая этнография" — это еще одно название психологии народов, или этнопсихологии, употребляемое в то время, — должна была изучать духовную сторону человеческой природы, умственные и нравственные способности, силу воли и характера, чувство человеческого достоинства и другие качества, характеризующие разные народы. Как типичные проявления народной психологии рассматривались также продукты устного народного творчества — сказки, пословицы, песни и т. п.
Первым разработчиком этнической психологии в нашей стране и соответственно психологии народов, или социальной психологии, по праву считается известный философ и психолог Г. Г. Шпет (1879-1940).
Этническая психология, по его мнению, должна была выявлять и изучать типичные "коллективные переживания", отвечая, например, на следующие вопросы: что любит народ? чего он боится? чему поклоняется? Г. Г. Шпет считал, что принадлежность человека к народу — акт не биологический, а социально-психологический. Этническая психология того или иного народа, по его мнению, определяется не наследственностью (генотипом), а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые характерны для данного народа.
Таким образом, история социальной психологии началась с выделения особой науки под названием "психологии народов" ("этническая психология", "психическая этнография", "культурно-историческая психология"), которую в XIX веке почти одновременно стали разрабатывать представители разных наук: историки, философы, лингвисты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоединились психологи (в лице, например, В. Вундта и Г. Г. Шпета).
6. Основные этапы: накопление социально-психологических знаний, выделение описательной социальной психологии в самостоятельную область знания, оформление современной социальной психологии.
В процессе становления социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:
1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. - середина XIX в).
2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60 годы XIX в. - 20-е годы XX в).
3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы XX в).
1) Период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI в. до н.э. - середина XIX в.).
Древне - греческий философ Платон явился родоначальником проблем социальной психологии. На протяжении развития философского знания от Платона и далее, можно проследить, как внутри него разрабатывались ключевые идеи социальной психологии. В античной философии - это не только философия Платона, но и философия Аристотеля, ученика Платона.
В философии более позднего времени это такие имена, как Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Клод Адриан Гельвеций, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
В их трудах содержатся многочисленные наблюдения за поведением людей в обществе, влиянием, которое они оказывают друг на друга, за их обычаями и традициями. Многие из выдвинутых в этих произведениях идей, получили развитие в процессе более поздней научной разработки; некоторые идеи хотя и противоречивые - дали импульс для их научного опровержения и тем самым объективно оказались полезными в ходе подготовки к возникновению социальной психологии.
Как видно, социально - психологические идеи присутствовали в системах как идеологической, так и материалистической философии. В общем, они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей.
2) Период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 - 60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.).
В этот период можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Были накоплены значительные факты в области языкознания, этнографии, археологии, криминологии, биологии. Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становление социальной психологии, а именно: психиатрия, биология.
3) Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и её современного развития ( 20-е годы XX в.);
Начало XX века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку, основанную на применении экспериментальных и математических методов. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе немецким психологом В. Мёде по использованию экспериментальных методик в исследовании массовой психологии и в США психологом Ф. Олпортом, обобщившим опыт социально-психологического экспериментирования и разработавшего общую методологию группового эксперимента. В этой программе были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.
Основное развитие в этом её варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобрела в условиях развернувшегося экономического кризиса.
В развитии психологии к этому времени чётко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория.
Социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.
С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определённой степени этому способствует само увлечение экспериментальными методиками: применение их, прежде всего возможно лишь при исследованиях процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания.
Стремясь перейти от описательной психологии к объяснительной (что было продиктовано нуждами педагогической практики), Гербарт считает исходным феноменом психологии представление («первичное единство души»), с точки зрении которого можно построить объяснительные модели. Это было попыткой осознать новые формы детерминации психических явлений, но попытка оказалась непродуктивной. Поэтому программа перестройки психологии, включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывалась, в целом же тяга к социально-психологическим проблемам в психологии оставалась пока не слишком значительной, по крайней мере в русле основных теоретических концепций.