Тема 6.3 Массовые психические состояния и проявления. Психология массовой коммуникаии.
Цель ознакомление с социальной психологией масс и массовых психических состояния. Анализ основных понятий и теоретических позиций. Расширение представлений о социально-психологической феноменологии масс, механизмах развития массовидных социально-психологических явлений. Ознакомление с психологией массовых коммуникаций. Расширение знаний о системе средств массовой коммуникации и ее роли в жизни современного общества. Анализ социально-психологических механизмов влияния средств массовой коммуникации на человека. познакомить обучающихся со спецификой прикладных и проблемой эффективность прикладных исследований социальной психологии. Расширить представления о современных направлениях и перспективах развития прикладных исследований в нашей стране (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Массы и массовые психические состояния. Массовые настроения, традиции, обычаи. Массовые социально-психологические явления. Массовые взгляды и представления. Определение массовой коммуникации, функции СМК, социально-психологические механизмы влияния и эффекты СМК. Приемы и способы воздействия СМИ, показатели эффективности СМИ. Специфика и эффективность прикладного исследования в социальной психологии.
Практическая социальная психология. Направления прикладных исследований в нашей стране. Повышение социально-психологической грамотности. Перспективы развития социальной психологии.
Вопросы для самоподготовки:
1. Массы и массовые психические состояния.
2. Массовые настроения. Виды, функции, факторы и механизмы формирования. Динамика развития массового настроения.
3. Формирование обычаев и традиций. Традиции и обычаи как компоненты общественной психологии.
- Массовые коммуникации: понятие, виды, характеристики, отличительные особенности. Место средств массовой коммуникации в системе социальных коммуникаций.
5. Функции и роль средств массовой коммуникации. Механизмы формирования общественного мнения и настроений посредством массовой коммуникации. Эффекты массовой коммуникации.
- Приемы и способы воздействия, используемые в массовых информационных процессах.
- Эффективность средств массовой коммуникации, психологические и социально-психологические факторы ее повышения.
8. Какие отношения между академической и практической социальной психологией существуют в настоящее время.
9. Какие основные стратегии работы в организации имеет социальный психолог и чем определяется выбор стратегий?
10. В чем проявляется эффективность прикладных исследований в социальной психологии?
11. Планирование, проведение и обработка результатов диагностического социально - психологического исследования.
12. Методы анализа и оформления полученных эмпирических данных.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 6
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся
Темы эссе:
1. Актуальные проблемы этнической психологии в России.
2. Современное состояние политической психологии в России.
3. Политическое лидерство на современном этапе: актуальные проблемы.
4. Актуальные проблемы современной психологии религии.
5. Психология воздействия толпы на человека.
6. Паника как социально-психологический феномен.
7. Социально-психологическая профилактика возникновения паники.
8. Механизмы воздействия на массовые настроения
9. В чем заключаются особенности современных подходов к изучению проблемы этнической психологии?
10. Что понимают под психическим обликом нации?
11. Что такое национальный характер?
12. Что лежит в основе этнического стереотипа?
13. Каковы характеристики этноцентризма?
14. Социальные группы современной России?
15. Что такое национально-психологические характеристики представителей конкретной этнической общности.
16. Какие факторы обуславливают специфику формирования национальной психологии людей?
17. Опишите, какие трансформации могут происходить с толпой.
18. Условия пораждающие изменения поведения в толпе.
19. Ролевая структура агрессивной толпы.
20. овременное состояние психологии масс в России.
- Актуальные проблемы психологии социального познания.
- Зарубежная психология социальных представлений
23. Имидж как социально-психологический феномен.
24. Общественное мнение, как инструмент управления публикой
25. Психологические механизмы формирования социальных стереотипов.
26. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении.
27. Общественное мнение как фактор массового сознания
28. История развития феномена массовое сознание.
29. Социально-психологические механизмы влияния на групповое и массовое сознание.
30. Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе
31. Место и роль средств массовой коммуникации и информации в формировании социально-психологических особенностей массового сознания.
32. Манипуляция массовым сознанием при проведении рекламных акций.
33. Массовое сознание и пропаганда.
34. Имидж как средство воздействия на массовое сознание людей.
35. Механизмы воздействия на массовое сознание
36. Массы и массовое сознание.
37. Функции и формы общественного мнения.
38. Технологии управления и методы управления массовым сознанием и массовым поведением.
39. Психология массового сознания
Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме). Рекомендуемый объем 1-3 страницы печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный). Содержание подготовлено на базе не менее 3 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм русского языка. Оригинальность текста не менее 75%.
*(Задание проверятся в рамках очной формы обучения).
Основными критериями оценки эссе являются:
Ø степень отражения изученного материала (эссе имеет четкую структуру, отраженную в тезисах);
Ø оригинальность подхода к проблеме;
Ø аргументация (привлекаются литературные и научные источники);
Ø способность обоснованно отстаивать свою точку зрения (эссе содержит критические идеи и комментарии автора).