Тема 4.1 Межличностные отношения как предмет социально-психологического исследования.
Цель: ознакомление с социально-психологическим феноменам межличностных отношений. Расширение представлений об особенностях и закономерностях формирования межличностных отношений разного вида. Ознакомление с теорией и феноменологией просоциального проявления, а также с агрессивностью, как психологическим явлением. Анализ основных направлений исследования агрессивных проявлений в межличностных отношениях (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Межличностные отношения как разновидность социальных отношений. Основные проблемы и направления изучения межличностных отношений в социальной психологии. Просоциальные и асоциальные проявления отношений.
Вопросы для самоподготовки:
1. Межличностные отношения, их соотношение с общественными и межгрупповыми отношениями (психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева; структура взаимоотношений; типы отношений и основания их классификации; психологические факторы и механизмы формирования взаимоотношений; динамика межличностных отношений; явление аккомодации и феномен социального проникновения в межличностных отношениях; проблема межличностной совместимости; виды деструктивных межличностных отношений).
2. Феномен альтруизма в современном научном представлении (факторы и механизмы развития мотивации помощи; теории социального научения, морального развития личности; атрибутивные и ролевые подходы; психологические модели альтруистической мотивации помощи: псевдоальтруистические и собственно альтруистические объяснения; личностные и ситуационные детерминанты оказания помощи: специфика экспериментального изучения, основные результаты, объяснительные модели).
3. Роль социума в усвоении форм просоциального поведения (агрессивное поведение; понятие, основные виды агрессивности; природа социальной агрессии. Основные подходы к исследованию агрессии; методы психологической диагностики агрессивности в отношениях; личностные и ситуационные факторы формирования и проявления агрессивного поведения; проблема социально-психологической коррекции агрессивных проявлений межличностных отношений).
Тема 4.2 Психология межличностного конфликта.
Цель: ознакомление с современным состоянием психологии конфликта. Анализ социально-психологической природы межличностных конфликтов. Формирование представлений о стратегиях и тактиках поведения людей в конфликтных ситуациях, о способах разрешения конфликтов (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Конфликта в социальной психологии (понятие и виды конфликтов; подходы к объяснению и исследованию межличностных конфликтов; структура межличностных конфликтов; поведенческие стратегии и тактики участников конфликта; последствия конфликтов; принципы регулирования конфликтного взаимодействия; поведенческие модели разрешения конфликтов; прогнозирование и предупреждение конфликтов; посредник в урегулировании конфликтов: его роль и психологические требования к нему).
Вопросы для самоподготовки:
1. Проблема конфликтов в социальной психологии. Понятие и виды конфликтов.
2. Межличностные конфликты. Подходы к объяснению и исследованию межличностных конфликтов.
3. Структура межличностных конфликтов. Генезис и динамика протекания межличностных конфликтов. Поведенческие стратегии и тактики участников конфликта. Последствия конфликтов.
4. Принципы регулирования конфликтного взаимодействия. Поведенческие модели разрешения конфликтов. Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Посредник в урегулировании конфликтов: его роль и психологические требования к нему.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 4
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся
Темы эссе
1. Аттракция и развитие межличностных отношений.
2. Теория межличностных отношений В. Шутца.
3. Проблема коррекции деструктивных межличностных отношений
4. Феномен альтруизма в современном научном представлении.
5. Факторы и механизмы развития мотивации помощи.
6. Теории социального научения, морального развития личности.
7. Психологические модели альтруистической мотивации помощи: псевдоальтруистические и собственно альтруистические объяснения.
8. Роль социума в усвоении форм просоциального поведения.
9. Роль эмпатии в развитии межличностных отношений.
10. Личностные детерминанты альтруизма.
11. Способы психологической коррекции лиц с повышенной агрессивностью в межличностных отношениях
12. Профилактики межличностной агрессии
13. Агрессивное поведение (природа социальной агрессии, понятие, основные виды агрессивности).
14. Личностные и ситуационные факторы формирования и проявления агрессивного поведения.
15. Под влиянием каких факторов развивается и проявляется эмпатия личности.
16. Межличностная совместимость и срабатываемость.
17. Агрессия, ее причины и последствия.
18. Социально-психологический климат во взаимоотношениях людей.
19. Социально-психологическая совместимость учителя и ученика.
20. Просоциальное и асоциальное поведение.
Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме). Рекомендуемый объем 1-3 страницы печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный). Содержание подготовлено на базе не менее 3 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм русского языка. Оригинальность текста не менее 75%.
*(Задание проверятся в рамках очной формы обучения).
Основными критериями оценки эссе являются:
Ø степень отражения изученного материала (эссе имеет четкую структуру, отраженную в тезисах);
Ø оригинальность подхода к проблеме;
Ø аргументация (привлекаются литературные и научные источники);
Ø способность обоснованно отстаивать свою точку зрения (эссе содержит критические идеи и комментарии автора).