II. Организация морально-психологического обеспечения
ПРИКАЗ
“11” февраля 2010 г. № 80
Москва
О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
В целях организации работы по обеспечению надлежащего морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации –
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации[1] (приложение № 1).
1.2. Примерное положение о подразделении морально-психологического обеспечения в территориальном органе МВД России[2] (приложение № 2).
2. Осуществлять с 1 июля 2010 года в соответствии с Руководством, утвержденным настоящим приказом, воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу, работу по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации[3].
3. Начальникам департаментов, управления МВД России, первому заместителю начальника Следственного комитета при МВД России, начальникам подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, территориальных органов МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений, медико-санитарных частей, иных организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел:
3.1. Рассматривать морально-психологическое обеспечение как важнейшую составную часть реализации государственной кадровой политики в органах внутренних дел.
3.2. Осуществлять в подчиненных подразделениях комплекс организационных и практических мер по реализации требований Руководства, утвержденного настоящим приказом.
3.3. Обеспечить до 1 июля 2010 года внесение в установленном порядке изменений в соответствующие правовые акты, регламентирующие вопросы кадрового обеспечения подчиненных подразделений.
3.4. Организовать в первом полугодии 2010 года изучение руководящим составом органов внутренних дел, сотрудниками подразделений по работе с личным составом требований Руководства, утвержденного настоящим приказом, и обеспечить их выполнение в служебной деятельности.
4. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, научно-исследовательских и образовательных учреждений, медико-санитарных частей, иных организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел:
4.1. Создать до 1 июля 2010 года на базе подразделений воспитательной работы, психологического обеспечения, социальной работы единые подразделения морально-психологического обеспечения.
4.2. Утвердить во втором квартале 2010 года на основе примерного положения, утвержденного настоящим приказом, положение о подразделении морально-психологического обеспечения управления (отдела, отделения) по работе с личным составом органа, подразделения, учреждения системы МВД России.
4.3. Принять в первом полугодии 2010 года меры по укомплектованию подразделений морально-психологического обеспечения личным составом в соответствии с требованиями примерного положения, утвержденного настоящим приказом.
4.4. Предоставить в течение 2010 года подразделениям морально-психологического обеспечения необходимые помещения, транспорт, средства связи, вычислительную и другую оргтехнику.
5. ДКО МВД России (В.Я. Кикоть) организовать с 2011 года подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России.
6. Академии управления (В.В. Гордиенко), Московскому университету (Н.В. Румянцев), Санкт-Петербургскому университету (В.А. Кудин), Краснодарскому университету (Ю.А. Агафонов), ВНИИ (С.И. Гирько) МВД России по согласованию с ОИД и ДКО МВД России предусмотреть в планах научной деятельности, планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2011 – 2014 годах изучение проблем морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
генерал армии Р. Нургалиев
Приложение № 1
к приказу МВД России
от 11.02.2010 № 80
РУКОВОДСТВО
по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации[4] устанавливает организационно-правовые основы морально-психологического обеспечения всех видов оперативно-служебной деятельности подразделений центрального аппарата МВД России[5], подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, территориальных органов МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений, медико-санитарных частей, иных органов, организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел[6], как в повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах.
2. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов (учреждений)[7] является составной частью кадрового обеспечения системы МВД России и включает следующие виды деятельности: воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу, работу по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава[8].
3. Правовыми основами морально-психологического обеспечения являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России.
4. Для целей настоящего Руководства приводимые ниже понятия и термины, применяемые в морально-психологическом обеспечении, имеют следующее значение:
4.1. Морально-психологическое обеспечение – деятельность по формированию, поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего успешное выполнение оперативно-служебных задач.
4.2. Морально-психологическое состояние – динамическое проявление нравственных качеств и психологических свойств личности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации[9], выражающееся в их отношении к реальной действительности, степени служебной активности, уровне готовности и способности решать поставленные задачи.
4.3. Морально-психологическая готовность личного состава к оперативно-служебной деятельности – состояние сознания и психики сотрудников, отражающее их нацеленность, активность, настроенность и мобилизованность на преодоление возможных трудностей, обеспечивающее результативность и качество выполнения оперативно-служебных задач.
4.4. Морально-психологическая устойчивость личного состава к влиянию психотравмирующих факторов – система личностных качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, черт характера), определяющая способность сотрудников сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки.
4.5. Социально-психологический климат в служебном коллективе сотрудников органа (учреждения)[10] – качественная характеристика межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности нравственных и психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности сотрудника в группе.
4.6. Воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности.
4.7. Психологическая работа – вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач.
4.8. Социальная работа – вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на обеспечение реализации предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты сотрудников и создание на этой основе социальных условий для эффективного выполнения личным составом оперативно-служебных задач.
4.9. Культурно-просветительная работа – вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность по формированию у сотрудников нравственно-эстетических и морально-психологических качеств средствами художественной культуры и искусства.
4.10. Работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов (учреждений)[11] – комплексный вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на профилактику и предупреждение правонарушений и чрезвычайных происшествий.
4.11. Силы морально-психологического обеспечения – подразделения и учреждения, осуществляющие мероприятия морально-психологического обеспечения, актив служебных коллективов.
4.12. Средства морально-психологического обеспечения – технические, аппаратные и наглядные средства, приборы и устройства, информационные ресурсы в единой информационной телекоммуникационной системе органов внутренних дел и сети Интернет, ведомственные средства массовой информации.
5. Морально-психологическое обеспечение осуществляется в целях:
5.1. Формирования и развития у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к гражданскому и профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел, потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности.
5.2. Достижения высокой степени морально-психологической готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки.
5.3. Выработки у сотрудников устойчивости к неблагоприятному информационно-психологическому воздействию, обеспечивающей морально-психологическое превосходство личного состава над правонарушителями.
6. Основными организационными принципами морально-психологического обеспечения являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, дифференцированный подход к организации морально-психологического обеспечения и комплексное применение его сил и средств.
7. Объектами морально-психологического обеспечения являются: отдельные сотрудники, категории сотрудников, служебные коллективы.
8. Предмет морально-психологического обеспечения составляют комплекс личностных качеств сотрудника, морально-психологическое состояние личного состава и социально-психологический климат в служебных коллективах.
9. Надлежащее морально-психологическое состояние формируется и поддерживается в ходе проведения мероприятий морально-психологического обеспечения, вырабатывающих у сотрудников профессионально значимые качества личности.
10. Надлежащее морально-психологическое состояние личного состава обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в служебных коллективах, позволяющий эффективно и качественно выполнить оперативно-служебные задачи.
11. Субъектами морально-психологического обеспечения являются:
11.1. Начальники подразделений центрального аппарата МВД России[12], подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, территориальных органов МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений, медико-санитарных частей, иных органов, организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел, начальники (командиры) отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделений органов (учреждений)[13], их заместители[14].
11.2. Заместители руководителей – начальники подразделений по работе с личным составом, заместители (помощники) руководителей по работе с личным составом[15].
11.3. Иные должностные лица, на которых решением руководителей возложена организация морально-психологического обеспечения[16].
11.4. Подразделения морально-психологического обеспечения в составе подразделений по работе с личным составом органов (учреждений).
12. Руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях[17].
13. Заместители руководителей по работе с личным составом (должностные лица) организуют морально-психологическое обеспечение, несут личную ответственность за его состояние, результативность и эффективность.
14. Головным подразделением, осуществляющим организационно-методическое руководство и координацию морально-психологического обеспечения в системе МВД России, является Департамент кадрового обеспечения МВД России.
15. К подразделениям по работе с личным составом органов (учреждений), обеспечивающим решение задач по организации и проведению мероприятий морально-психологического обеспечения, относятся:
15.1. Подразделения (должностные лица), выполняющие задачи организации работы с личным составом, в составе подразделений центрального аппарата МВД России[18], подразделений, непосредственно подчиненных МВД России.
15.2. Управления[19] (отделы, отделения, группы, направления) морально-психологического обеспечения управлений (отделов, отделений, групп) по работе с личным составом органов (учреждений)[20], включающие в случаях, установленных настоящим Руководством, отделы (отделения, группы, направления) воспитательной работы[21], отделы (отделения, группы, направления) психологической работы[22], отделения (группы, направления) социальной работы.
15.3. Инспекции по личному составу на правах отделов органов (учреждений)[23].
16. В целях морально-психологического обеспечения могут создаваться:
культурно-просветительные подразделения органов (учреждений): культурные центры, клубы, библиотеки;
лекторские группы;
агитационно-пропагандистские и концертные бригады, мобильные группы психологов, пункты информирования.
17. Для осуществления морально-психологического обеспечения используются:
комнаты воспитательной работы;
комнаты истории органов внутренних дел;
кабинеты психологической регуляции;
аппаратно-программные комплексы и оборудование, применяемые в психологической работе;
культурно-досуговое имущество;
полиграфическое оборудование;
музейные экспозиции;
книжные фонды библиотек;
технические средства информации и пропаганды;
наглядные средства информации (наглядная агитация, стенная печать, походные комплекты наглядной агитации), элементы наглядно-художественного оформления интерьеров помещений и расположения органов (учреждений).
18. Основной формой морально-психологического обеспечения в органах (учреждениях) является морально-психологическая подготовка, представляющая собой самостоятельный вид обучения сотрудников.
19. Морально-психологическая подготовка сотрудников в органах (учреждениях) организуется и проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России[24].
III. Воспитательная работа
27. Воспитательную работу обязаны организовывать и проводить руководители всех уровней, заместители руководителей по работе с личным составом, подразделения воспитательной работы, а при их отсутствии – должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению морально-психологического обеспечения.
28. Воспитательная работа проводится по следующим основным направлениям:
28.1. Патриотическое воспитание, формирующее и развивающее у сотрудников личностные качества гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
28.2. Профессионально-нравственное воспитание, развивающее у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывающее устойчивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
28.3. Правовое воспитание, оказывающее целеустремленное систематическое воздействие на сознание сотрудников в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых знаний, взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение государственной правоохранительной политики.
29. При проведении воспитательной работы решаются следующие основные задачи:
формирование у сотрудников верности своей стране – Российской Федерации, Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[27] и профессиональному долгу;
воспитание сотрудников в духе неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра внутренних дел Российской Федерации, требований и норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[28];
укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения и повышение престижа милицейской службы на основе эффективного выполнения оперативно-служебных задач при строгом соблюдении прав человека и гражданина, норм служебной дисциплины, законности и профессиональной этики;
выработка и развитие у сотрудников комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала службы в органах внутренних дел, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания;
поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;
формирование у сотрудников стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство, знать и содержать в готовности к применению табельное оружие и специальную технику;
развитие коммуникативной компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.
30. В работе с сотрудниками должны используются следующие основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков.
31. Воспитательная работа с сотрудниками проводится с использованием следующих форм воспитания: лекция; доклад; беседа (групповая или индивидуальная); общее собрание сотрудников по категориям; служебное совещание; инструктивное занятие (инструктаж); митинг личного состава; вечер-чествование лучших сотрудников (вечер-портрет); вечер вопросов и ответов; тематический вечер (встреча с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий); устный журнал; диспут; дискуссия; викторина; экскурсия; научно-практическая (читательская) конференция.
32. В органах (учреждениях) проводятся служебные ритуалы, к которым относятся: вручение знамени; приведение к Присяге; строевой смотр; парад; прохождение торжественным маршем; торжественное вручение государственных и ведомственных наград, служебных удостоверений, личного оружия, погон, объявление поощрений; общегородской (гарнизонный) развод милицейских нарядов для заступления на службу по охране общественного порядка; инструктаж нарядов милиции; проводы и встречи личного состава, выполнявшего оперативно-служебные задачи при чрезвычайных обстоятельствах; отдание последних почестей погибшим сотрудникам; возложение венков к мемориальным сооружениям.
33. Основными средствами реализации задач воспитания являются: индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов органов (учреждений).
34. Индивидуальную воспитательную работу с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.
35. При проведении индивидуальной воспитательной работы решаются следующие задачи:
всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;
обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности;
оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях;
подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста;
оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
36. Индивидуальная воспитательная работа проводится в следующих формах: индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие); психолого-педагогическое наблюдение; изучение документов, характеризующих сотрудника; обобщение независимых характеристик; анализ результатов служебной деятельности и показателей служебной дисциплины.
37. Руководитель при проведении:
ознакомительной беседы – лично знакомится с сотрудником, разъясняет ему варианты должного поведения в служебном коллективе в различных ситуациях, раскрывает основные ценностные ориентиры коллектива, пропагандирует позитивные примеры служебной деятельности;
поддерживающей беседы – вырабатывает у сотрудника профессионально важные качества путем совместного обсуждения возможных перспектив дальнейшего личностного, профессионального и служебного роста с использованием методов поощрения и стимулирования деятельности;
корректирующей беседы – предлагает сотруднику возможные варианты преодоления сложностей, мешающих ему в повседневной жизнедеятельности, а также раскрывает его возможности по исправлению своего поведения с использованием методов убеждения, критики действий и поступков.
38. Индивидуальная воспитательная работа организуется во всех подразделениях органа (учреждения) по месту службы сотрудника и должна решать психолого-педагогические задачи в любых условиях обстановки.
39. В первоочередном порядке индивидуальная воспитательная работа должна быть организована с сотрудниками, проявляющими низкие адаптационные способности к условиям служебной деятельности, склонными к отклоняющемуся поведению, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, по результатам профессионального психологического отбора, изучения индивидуально-психологических качеств и анализа поведения на службе и в быту, совершившими нарушения служебной дисциплины.
40. В обязательном порядке индивидуальная воспитательная работа организуется с сотрудниками:
впервые принятыми на службу в органы внутренних дел;
окончившими образовательные учреждения МВД России;
вновь назначенными на вышестоящие должности;
переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений);
многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей;
пережившими сложные жизненные ситуации.
41. Индивидуальную воспитательную работу обязаны проводить:
руководитель органа (учреждения) – со своими заместителями, руководителями непосредственно подчиненных подразделений и, по своему решению, с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании;
заместители руководителя – с руководителями подчиненных и курируемых подразделений, иными категориями сотрудников по решению руководителя органа (учреждения);
руководители подразделений – с подчиненными сотрудниками под руководством заместителя руководителя по работе с личным составом и контролем руководителя органа (учреждения).
42. Руководитель ставит задачи по организации и проведению индивидуальной воспитательной работы, учитывает ее результаты при выработке управленческих решений, организации профессиональной подготовки, решении организационно-кадровых и иных служебных вопросов.
43. Заместитель руководителя по работе с личным составом (должностное лицо) при организации индивидуальной воспитательной работы обязан:
определить круг лиц, на которых возлагается проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом;
составить общую схему организации индивидуальной воспитательной работы в органе (учреждении);
обеспечить выявление сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании;
обеспечить выбор оптимальных форм и методов проведения индивидуальной воспитательной работы;
организовать планирование и документирование индивидуальной воспитательной работы;
организовать обучение лиц, проводящих индивидуальную воспитательную работу;
осуществлять анализ, контроль состояния и результативности индивидуальной воспитательной работы, оказывать помощь в ее проведении;
обеспечить обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы;
докладывать руководителю о ходе и результатах выполнения задач индивидуальной воспитательной работы.
44. Документирование индивидуальной воспитательной работы осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
45. Периодичность проведения бесед с личным составом определяется руководителем, его заместителем по работе с личным составом, руководителем подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
46. Ознакомительные беседы должны проводиться:
с сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, – один раз в ходе прохождения ими испытательного срока, но не позднее недели пребывания в должности стажера;
с сотрудниками, окончившими образовательные учреждения системы МВД России, – в течение недели по прибытии их в орган внутренних дел;
с сотрудниками, вновь назначенными на вышестоящие должности, – в течение недели после назначения;
с сотрудниками, переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений), – в течение первой недели пребывания в новом подразделении.
47. Корректирующие беседы с сотрудниками, допустившими нарушения служебной дисциплины и законности, проявляющими негативные черты характера, должны проводиться постоянно, но не реже одного раза в квартал, а с сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, – по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц в течение первого года службы.
48. Поддерживающие беседы с многодетными сотрудниками и сотрудниками, воспитывающими детей без одного из родителей, должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
49. Информационно-пропагандистская работа направлена на формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников посредством предоставления и разъяснения личному составу необходимой для служебной деятельности информации, убеждения сотрудников в правильности государственной правоохранительной политики.
50. Проведение информационно-пропагандистской работы с личным составом должны обеспечивать подразделения информационно-пропагандистской работы, а при их отсутствии – подразделения воспитательной работы.
51. При проведении информационно-пропагандистской работы должны решаться следующие основные задачи:
формирование государственно-правовых взглядов и убеждений личного состава, профессионального подхода к анализу и оценке событий, процессов и явлений общественно-политической жизни через воздействие на морально-психологическое состояние сотрудников;
мобилизация личного состава на успешное выполнение оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки, поддержание состояния бдительности и готовности к действиям, создание позитивного настроя сотрудников на исполнение своих обязанностей;
оперативное информирование личного состава и актуализация профессиональных знаний, навыков, умений, необходимых сотрудникам для успешного выполнения оперативно-служебных задач применительно к конкретным условиям обстановки;
предотвращение политизации служебных коллективов, особенно в период подготовки и проведения масштабных общественно-политических мероприятий, а также обострения социально-политической и криминогенной обстановки в регионе;
обеспечение защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия преступной среды, нейтрализация последствий проникновения в служебные коллективы заведомо ложной информации, слухов, клеветы, панических настроений.
52. При проведении информационно-пропагандистской работы всем категориям руководителей, сотрудников, гражданских служащих и работников органов внутренних дел должны разъясняться:
решения высшего руководства страны, Министра внутренних дел Российской Федерации, направленные на обеспечение правопорядка, законности, борьбу с преступностью;
актуальные проблемы борьбы с преступностью, задачи оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел с учетом оперативной и криминогенной обстановки, складывающейся в стране и регионе;
примеры мужественных и решительных действий сотрудников органов внутренних дел, позитивного опыта оперативно-служебной деятельности.
53. Информационно-пропагандистская работа должна проводится с использованием следующих основных форм:
единый день государственно-правового информирования;
еженедельное государственно-правовое информирование;
ежедневное оперативное информирование;
выпуск информационных бюллетеней;
подготовка комментируемых обзоров материалов, публикуемых в средствах массовой информации и размещенных в сети Интернет;
наглядно-художественное оформление актуальной информации в расположении органа внутренних дел;
стенная печать органа внутренних дел;
целевые информационно-пропагандистские акции, направленные на оздоровление морально-психологического состояния личного состава.
54. Единый день государственно-правового информирования – целевое комплексное информационно-пропагандистское мероприятие в системе воспитательной работы с сотрудниками, посвященное важнейшим общественно-политическим событиям в жизни государства, актуальным проблемам оперативно-служебной деятельности органов (учреждений).
54.1. Единый день государственно-правового информирования проводится ежемесячно продолжительностью не менее 1,5–2 часов в территориальных органах МВД России районного уровня, линейных органах внутренних дел, отдельных и самостоятельных подразделениях.
54.2. Руководители, их заместители и руководители подразделений при выездах в подчиненные и курируемые органы (подразделения) должны принимать личное участие в проведении единых дней государственно-правового информирования.
54.3. При планировании единого дня государственно-правового информирования предусматриваются:
информирование о принятых федеральных законах, изданных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел;
плановые занятия по морально-психологической подготовке;
выступления лиц руководящего состава с лекциями и беседами;
информирование личного состава о мерах юридической ответственности сотрудников за совершение правонарушений;
вечера вопросов и ответов, круглые столы;
демонстрация документально-публицистических кино- и видеофильмов, мультимедийных презентаций и компьютерных программ;
встречи личного состава с ветеранами органов внутренних дел, сотрудниками, отличившимися при выполнении служебных обязанностей, награжденными государственными наградами;
мероприятия индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании;
встречи лиц руководящего состава с членами семей погибших сотрудников и сотрудниками, получившими инвалидность вследствие военной травмы.
54.4. Тематика единых дней государственно-правового информирования разрабатывается на полугодие в подразделении воспитательной работы органа (учреждения) на основе рекомендаций Департамента кадрового обеспечения МВД России с учетом важнейших политических событий, решений руководства МВД России, особенностей оперативно-служебной деятельности и складывающейся обстановки.
55. Еженедельное информирование – система доведения руководителями, их заместителями, руководителями подразделений в плановом порядке до всех категорий личного состава актуальных сведений об общественно-политической и криминогенной обстановке, оперативно-служебных задач органа (учреждения), способов и особенностей их выполнения, иных актуальных вопросов служебной деятельности.
55.1. Еженедельное информирование проводится в аппаратах территориальных органов МВД России регионального и межрегионального уровня, территориальных органах МВД России районного уровня, линейных органах внутренних дел, отдельных и самостоятельных подразделениях один раз в неделю по 50 минут во время, определяемое руководителем органа (учреждения).
55.2. Заместитель руководителя по работе с личным составом определяет тематику еженедельного информирования на календарный месяц и доводит ее до исполнителей.
56. Ежедневное оперативное информирование – целенаправленное доведение текущей информации операт<