ТЕМА 2. Стратегии и методы изучения развития. Этические принципы научного исследования
Количество часов аудиторной работы – 2 часа Самостоятельная работа – 6 часов.
Стратегии исследования психического развития человека: лонгитюдный метод (метод продольных срезов), срезовый метод (метод поперечных срезов), комбинированный (когортно-последовательный) план исследования, их достоинства и ограничения. Микрогенетическая модель исследования.
Требования к методам возрастной психологии. Особенности диагностики психического развития людей разного возраста. Актуальные проблемы детской психодиагностики.
Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Виды наблюдения.
Эксперимент и его виды. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе.
Метод беседы в психологии развития. Клиническая беседа Ж. Пиаже.
Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с людьми разного возраста.
Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в психологии развития.
Сравнительные методы исследования: близнецовый; сравнение нормы и патологии; кросс-культурный; биографический.
Этика научного исследования в психологии развития. Основные этические принципы, одобренные Обществом исследования развития детей.
Самостоятельная работа:
№ | Самостоятельная работа | ВВсего часов | Распределение самостоятельной работы | |
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию | Выполнение индивидуальнойдомашней работы: сравнительный анализ стратегий развития по англоязычным статьям | |||
2. | Стратегии и методы изучения развития. Этические принципы научного исследования |
Литература
Базовый учебник
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012. С.18-32.
Основная
1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 15–35; 40–56.
2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 25–31.
Дополнительная
1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: «Когито-Центр», 2000.
С. 21–35.
2. Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 83–124.
3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М., 2001. С. 75–79; 132–145.
4. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 46–60.
5. Erol R. Y., Orth U.Self-esteem development from age 14 to 30 years: A longitudinal study//Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101. No.3, 607–619. (DOI: 10.1037/a0024299).
6. Gentile B., Twenge J.M., Campbell W. K.Birth cohort differences in self-esteem, 1988–2008:A cross-temporal meta-analysis//Review of General Psychology. 2010. Vol. 14, No. 3, 261–268. (DOI: 10.1037/a0019919).
7. Orth U., Trzesniewski K. H., Robins R. W. Self-esteem development from young adulthood to old age: A cohort-sequential longitudinal study//Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 98. No. 4, 645–658. (DOI: 10.1037/a0018769).
ТЕМА 3. Теорииразвития: биологическийподход
Количество часов аудиторной работы – 3 часа. Самостоятельная работа – 6 часов.
Биогенетическое направление в исследовании психического развития. Теория рекапитуляции С. Холла. Периодизация психического развития, основанная на идеях С. Холла. Педология – специальная наука о детях.
Теория созревания А. Гезелла. Принципы развития. Нормативный подход к изучению ребенка.
Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера.
Этологический подход к психическому развитию. Исследование инстинктивного поведения и импринтинга (К. Лоренц). Теория привязанности Дж. Боулби. Фазы развития привязанности. Тест М.Эйнсворт «Незнакомая ситуация». Основные типы привязанности.
Общая оценка биологического подхода к психическому развитию ребенка.
Самостоятельная работа:
№ | Самостоятельная работа | ВВсего часов | Распределение самостоятельной работы | |
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию | Выполнение групповой домашней работы | |||
3. | Теории развития: биологический подход |
Литература
Базовый учебник
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012. С.36-47.
Основная
- Боулби Дж. Привязанность /Пер. с англ. – М.: Гардарики, 2003.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 62– 63; 96– 101; 302– 320.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:Педагогическое общество России, 2001. С. 32– 55.
- Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 161– 167.
- Ainswort M. Infant – mother attachment//J. K. Gardner (Ed.) Reading in Developmental Psychology. Second Edition. Boston, Toronto: Little, Brown and Company. 1982. P.63-70.
Дополнительная
1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 18– 40; 41– 56; 61– 95.
2. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 273-341.
3. Harlow H., Dodsworth R., Harlow M. Total social isolation in monkeys//J. K. Gardner (Ed.) Reading in Developmental Psychology. Second Edition. Boston, Toronto: Little, Brown and Company. 1982. P.41-48.