Организация консультативного процесса в школе.

Психологическая консультация на первом этапе работы школьною психолог ВЫГЛЯДИТпримерно следующим обрвзом:

по форме — участливая дружеская беседа;

по цели — утешение и ободрение, позитивный эмоциональный настрой. работа по осознанию проблем;

по методам работы — отдельно взятые приемы из различных психотерапевтических концепций и упражнения из разнообразной литературы по практической психологии.

Психологическое кос консультирование в работе школьного психолога — это возможность н опора для сохранения н осуществления в педагогическом пространстве «своей поихолоюческой практики»

формы проведения консультирования Существующие формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. Следует отметить, что в работе школьного психолога эти формы могут быть применимы для консультирования как учащихся и их родителей, так и педагогического коллектива. Это будут следующие формы: 1 - - индивидуальное; 2 — консультирование в малых группах; 3 — в коллективе.

Индивидуальное консультирование Наиболее очевидной видится первая форма организации консультации. Это основная, «чистая» форма консультирования.

Консультирование в малых группах Консультирование в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него. Дело в том, что такая форма обращения характерна именно для работы психолога в школе. Коллективная форма консультирования Коллективная форма консультирования — звучит, вроде бы, странно, но она может быть определена в таком качестве как имеющая в своем основании отличительную черту консультирования — работу с проблемой путем обсуждения. Временной фактор в консультативной работе. Основанием для классификации консультирования является также период работы. В зависимости от этого критерия консультацию определяют как: первичную, вторичную и т.д. Первичная консультация, ее основные задачи:

1— установить контакт,

2— выслушать жалобу и запрос;

3— попытаться определить проблему;

4— договориться с консультируемым о взаимной ответственности за процесс и результат работы, иначе говоря, заключить контракт.

Кроме того, школьному психологу предстоит совершенно определенная забота: чтобы консультация вообще состоялась, нужно найти для нее «место под солнцем» в сложной сетке расписания школьных занятий. Это задача не из простых.

В целом, фактор времени в организации консультирования в школе можно учитывать, ориентируясь на три основные критерия:

1— когда, то есть в какой период дня, с которого и до которого часа целесообразнее проводить консультирование;

2— как часто имеет смысл встречаться школьному психологу с клиентом (клиентами);

3— как долго должна идти работа (отдельная консультация и весь период работы).

Фактор места в консультативной работе Фактор места в консультативной работе вызывает к себе двоякое отношение. С одной стороны, есть негласное правило, что для психологической работы, где бы, в какой профессиональной сфере она не осуществлялась, должно быть отведено определенное место. И хорошо бы, чтобы это место являлось неким иным пространством, позволяющим клиенту настроиться на определенный лад внутренней душевной работы. Но на практике все оказывается, зачастую, несколько прозаичней. Нарушается не только это негласное правило, регулирующее психологическую работу, но и многие другие.

51.Организация консультативного процесса в детском саду.

Создание на базе детского сада консультативного пункта подразумевало работу по следующим этапам:

1.Ознакомление педагогов с вариативными формами дошкольного образования;

2.Обсуждение педагогов о целесообразности и возможности создания каждой вариативной формы дошкольного образования на базе детского сада;

3.Коллективное принятие решения о создании консультативного пункта;

4.Создание рабочей группы по проблеме организации консультативного пункта на базе детского сада;

5.Создание необходимой документации работы консультативного пункта, планов и обсуждение необходимых условий для реализации.

6. Осуществление работы консультативного пункта.

Критериями эффективности консультативной работы психолога детского сада могут быть: количество обращений воспитателей, родителей, других участников образовательного процесса; структура запросов; увеличение количества запросов, направленных на саморефлексию и саморазвитие и ДР

Организовать консультативную работу в дошкольном учреждении помогут рекомендации:

1. Начиная свою деятельность в качестве педагога-

психолога, целесообразно подготовить презентацию и выступить с ней перед администрацией дошкольного учреждения или на педагогическом совете. Презентация должна содержать информацию о том, чем может помочь на практике педагог-психолог данному детскому саду, f ,, какими могут быть немедленный и отсроченный эффекты его работы. Во время выступления следует рассказа л», по каким вопросам смогут получить консультации воспитанники и их родители, педагоги, администрация.

2. Планируя свою ежегодную деятельность, педагогу- психологу необходимо определить ее цели, задачи и основные направления, критерии эффективности для каждого из направлений, и в частности, консультативной работы. На основании данных критериев нужно составить годовой план работы педагога-психолога с подробным описанием каждого из направлений.

3. Важно добиваться у администрации включения плана работы педагога-психолога в общий план работы детского сада и его утверждения.

4. Систематически выступать на педсоветах и перед администрацией с результатами диагностических исследований, проведенных в дошкольном учреждении, с практическими рекомендациями по каждому вопросу.

5. Регулярно выступать на родительских собраниях и

приглашать на консультации родителей, воспитателей, воспитанников н/или других участников \

образовательного процесса, требующих особого внимания со стороны педагога-психолога.

6. Постоянно повышать свой профессиональный уровень

как психолога-консультанта.

7. Четко планировать и организовывать консультативную работу.

Созданию благоприятной атмосферы для проведения консультативной работы будет способствовать выделение в детском саду специально оборудованного кабинета, а в случае отсутствия такой возможности - места непосредственно в кабинете педагога-психолога.

На время консультации на дверь кабинета можно поместить табличку с просьбой не входить.

По возможности во время консультации желательно выключить мобильный телефон.

52.Консультирование в структуре деятельности Службы практической психологии образования в России.

Прастический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий. В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог». Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психопрофилактическая работа. Психодиагностическая работа. Развивающая и психокоррекционная работа. Консультативная работа (психологическое консультирование).

Психологическое просвещение . Психологическая реабилитация.

Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы. Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления Службы практической психологии в системе образования, служит основой ее формирования и организации! деятельности.

1.2. Служба практической психологии в призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся и.т.д

1.3. Работа Службы включает в себя психологическую помощь] детям и подросткам, их семьям.

1.4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством

1,5. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений

Деятельность, Службы осуществляется в тесном контакте с родителями детей, обучающихся и воспитывающихся н соответствующем образовательном учреждении.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ 2.1 .Цель Службы — обеспечение полноценного психической) и личностного развития дегей, молодежи в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

2.2. Основные задачи психологической Службы образования:

- неотложная психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;

- консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;

- психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях и т.п.

2 3 OX ИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

2.3.1.Основными направлениями деятельности Службы являются психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, ра тнвнющая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.

2.3.2.Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процесс - своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей

и подростков и.т.п

2.3.3.Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:

- формированию у субъектов пс алогической помощи потребности в самопознании, и развитии

и самосовершенствовании и т.п.

2.3 .4.Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:

- выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения и т.п. 23.5.Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

- активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также личностный рост и профессиональное совершенствование взрослых участников и т.п

2.3.6.Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

- консультированию детей и молодежи по широкому кругу вопросов, связанных с учением, развитием, личностным

и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками;

- консультированию родителей и членов семей I несовершеннолетних по вопросам воспитания, семейных

и межличностных взаимодействий и т.п.

23.7.Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

- психологическому сопровождению детей и молодежи, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними и т.п.

Наши рекомендации