Консультирование тревожных клиентов.
Тревожность предупреждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль.
В консультировании психолог сталкивается с клиентами, для | которых тревожность представляет мучительное состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия. Консультант должен уметь разглядеть разные "лики” тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напрямую, а "перевоплощается”.
Переименование. "Я раздражен; я в напряжении; у меня слабость; я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой" — клиенты используют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности.
Соматические симптомы.
Определенные действия. Весь спектр навязчивых действий может означать тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации.
L Другими эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации.
Многоречивость. Таким образом, клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта. Непрерывное говорение - это своеобразная форма
I самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать.
Подавление активности консультанта, перебивание его. Консультанту следует не вступать в конкуренцию, а резко
I оборвать клиента и указать на недопустимость подобного поведения.
Определенная категория клиентов защищается от тревожности парадоксальным путем. Они с демонстративной открытостью рассказывают о своих заботах и спрашивают, что им делать.
Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту.
Демонстрация враждебности к консультанту в скрытой форме. Клиент критикует консультантов, которых посещал I прежде, рассказывает истории об ошибках психологов и психотерапевтов.
Консультируя тревожных клиентов, важно знать средства, с помощью которых клиенты стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности, этими средствами служат механизмы психологической защиты. Механизмы функционируют автоматически, на бессознательном уровне. Описано много механизмов психологической защиты:
Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств.
Регрессия Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической.
Проекция. Эго механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.
Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции.
Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы.
Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств.
Компенсация. Эго бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков.
Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения противоположными тенденциями.
Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне.
Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене.
В психологическом консультировании мы, как правило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных механизмов для преодоления тревожности.