Перенос и контрперенос в консультировании.
Перенос — это неадекватное и персеверативиое переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. Подчеркнем, реакция переноса представляет [собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем. В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты
Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиенп^ представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Конечно, ошибочны не все представления клиента; консультанту важно отличать реалистичные реакции от реакций переноса
Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Положительная установка клиента в отношении консультанта, возникшая в силу переноса выражает отношения прошлого. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эта установки не изменяются, терапия становится невозможной.
Возникновению переноса содействуют нейтральность и | неопределенность консультанта.
Понятие "нейтральность” в психотерапии не имеет определения. Нейтральность не идентична равнодушию или дефициту заботливости. Имеется в виду, что консультант j беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей. Неопределенность означает сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создают специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу. Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его.
Перенос — бессознательный процесс.
Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамической ориентации консультант побуждает клиента к осознанию такого переноса
Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.
К контрпереносу относятся и совершенно естественные реакции консультанта, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение характеризует j контрперенос как ответную реакцию на перенос клиента Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как | проецирование консультантом своих проблем на | предоставленный клиентом материал, как связанный с! переносом, так и не связанный с ним.
Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса
Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным.
Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.
Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с! клиентами.
Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующее у
консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами. \
5.Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить.
10 Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
Профессия психолога - консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Нередко она доставляет консультанту чувство удовлетворенности собой, особенно когда его ценят клиенты, когда он уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на I полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею I людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. Выделяют несколько важных аспектов этой "платы":
угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;
отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (Юнг называет это "подсознательной инфекцией"). Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".
I Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта.
| Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе.
Во - вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами супруга и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.
Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома эмоционального выгорания”.
"Синдром эмоционального выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Наиболее часто встречающиеся причины "синдрома I эмоционального выгорания”:
I - монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,
вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
работа с "немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и
незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,
напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,
нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,
работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
неразрешенные личностные конфликты консультанта.