Основы психологии. Профессиональная этика.
Основы психологии. Профессиональная этика.
I.Введение.
Понятие о психологии
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:
· Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религии.[источник не указан 1070 дней]
· Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, онкопсихология, патопсихология, психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие.[источник не указан 1070 дней]
Эмоции и чувства
Часто чувства и эмоции употребляются как синонимы, но эти понятия отличаются друг от друга. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством. Эмоции возникают на конкретную ситуацию.
Виды чувств:
1. Нравственные(моральные) чувства основаны на нравственной оценке человеком своих и чужих поступков и действий в соответствии с усвоенными моральными нормами и правилами (добро, справедливость, долг).
2. Интеллектуальныечувства сопровождают процесс познания и творчества. Удивление, любопытство, любознательность, радость открытия, сомнение – это свидетельство взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.
3. Эстетическиечувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, в жизни людей. Они обогащают личность, придают ей индивидуальное своеобразие.
Все эти чувства переживаются человеком в деятельности и общении.
Эмоции –это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства, например чувства любви к спорту. Эмоции –это явления, которые выражаются в переживании человеком к окружающей действительности и к самому себе, причём для эмоций характерна субъективность.
По силе влияния на деятельность человека различают:
Стенические – сильные, тонизирующие; активизируют деятельность, побуждают к поступкам и высказываниям (радость, гнев);
Астенические – пассивные, угнетают активность, вызывают скованность, мешают при достижении целей (страх, тоска).
Виды эмоций:
1. Настроение –длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными и отрицательными эмоциями, окрашивающее все другие переживания, мысли и действия человека. Накладывает отпечаток на поведение человека, его деятельность и ее результат. Хорошо и плодотворно работает тот, у кого бодрое и спокойное настроении. Плохое – мешает человеку общаться, он смотрит на мир мрачно, всё его сердит и раздражает: и погода, и сосед, неосторожно его толкнувший, и жизнерадостный смех. Для улучшения настроения можно переключиться на деятельность, которая приятна и интересна.
2. Страсть – это яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго. Страсть поглощает человека, захватывает его мысли, и всё остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, упускается из виду и забывается. Например, учёные, страстно увлечённые работой, не придавали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду. По направленности страсть может быть отрицательной и положительной. Положительная – страсть к музыке, спорту, науке и т.д. Отрицательная – заслуживает морального осуждения, страсть к азартным играм, наркотикам, употреблению алкоголя и т.д.
3. Аффект – сильное, кратковременное эмоциональное состояние, напоминающее бурю, шквал. Возникает внезапно, резко, в это момент человек как бы теряет самоконтроль, весь отдаётся переживанию. Человек «теряет голову» и совершает поступки без анализа и учёта обстановки, например, он может отшвырнуть попавшую под руку вещь, сломать её, хлопнуть по столу. Аффекты снижают организованность человека, отрицательно сказываются на его деятельности. Можно научиться «гасить» аффектную вспышку и не терять власть над собой. Достаточно «с головой» уйти в работу, учёбу, хобби, переключиться на другую деятельность. В самом простом варианте чтобы избежать эмоционального срыва, прежде чем прореагировать, сосчитаете до десяти.
III. Психология общения
Понятие, виды и функции общения
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности.
В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:
· общение – процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А.Г. Ковалев);
· общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общение (А.А. Леонтьев);
· общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складывается коллективистские свойства группы (К.К. Платонов);
· общение – это и обмен информацией, и взаимодействие людей, и их взаимоотношение (Б.Д. Парыгин).
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.
В зависимости от использования техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
1. «Контакт масок» - формальное общение,при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражение лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей собеседника.
5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношения и достижения общего результата.
Все виды общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное).
Общение – сложный многогранный процесс, включающий:
· формирование определенных образцов и моделей поведения;
· взаимодействие людей;
· обмен информацией;
· формирование отношений между людьми;
· взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
· формирование образа внутреннего «Я» человека.
Функцииобщения.
Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Одно из общепринятых оснований классификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
· перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
· информационной – процесса обмена информацией;
· интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении.
В соответствии с этим выделяются функции общения:
1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантной эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеют свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Средства общения. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различаютвербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные, когда применяются неречевые средства общения.
В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.
Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных Толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, Деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотным вариантом последней, а речью самостоятельной, со своими правилами и даже грамматикой. Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной заключается в экономности, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.
Недостатки устного выражения мысли — речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно точно передавать значения (за исключением некоторых жестов). Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.
Невербальные средства общения делятся на:
1. Визуальные средства общения:
- кинесика — движение рук, ног, головы, туловища; . направление взгляда и визуальный контакт;
• выражение глаз;
• выражение лица;
• поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);
- кожные реакции (покраснение, появление пота);
• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
• вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).
2. Акустические (звуковые) средства общения:
• паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
• экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п.).
3. Тактильно-кинестезические средства общения:
• физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
• такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
4. Ольфакторные средства общения:
• приятные и неприятные запахи окружающей среды;
• естественный и искусственный запахи человека.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Конфликт— ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.
Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.
Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
IV. Покупатель
Покупа́тель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.
Покупатель на возмездной основе, то есть за деньги, приобретает товары или услуги для удовлетворения потребностей потребителя. Одними из ключевых моментов являются оплата именно за деньги (в наличной или безналичной форме) и получение товара или услуги.
В зависимости от доминантного участия процессов мышления и восприятия в формировании поведения выделяют рациональный и иррациональный типы потребителей.
Рациональные типы при восприятии мира основываются на глубокой мыслительной обработке информации; обдумывают, дают оценку, ставят цели, планируют действия, подчиняют эти действия критериям морали, этики.
Все действия иррационального типа основываются не на суждениях разума, а на силе восприятия и зависят не столько от заранее определенных намерений, сколько от случайных обстоятельств.
V. Этика
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности[1]. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.[2]
Профессиональная этика — наука, которая изучает специальные формы морали в некоторой отрасли человеческой деятельности. Профессиональная этика торговца показывает социально-психологическую форму его социального сознания. Это мораль хранителя приоритетов, посредника в их реализации. Одновременно работник торговли — выразитель морали обслуживающего персонала, миссия которого поначалу только довести до населения нужные предметы употребления.
Основные вопросы, которые нужно раскрыть в реферате по ПСИХОЛОГИИ
1. Понятие о психологии. Психология торговли – что это? Задачи психологии торговли.
Чувства и эмоции: определение. Краткая характеристика эмоциональных состояний.
Аффект: определение. Недопустимость аффективного состояния для работника торговли.
2. Личность: определение; индивидуально-психологические особенности личности.
Темперамент: определение; его типы.
Характер: определение; черты характера, способствующие работе продавца.
3. Психология общения: определение. Функции, виды и средства общения.
Конфликт: определение. Способы профилактики конфликтов. Воздействие на покупателя в конфликтной ситуации.
4. Покупатель: определение. Покупатель как личность, его психологические особенности. Типы покупателей. Зависимость от психологии покупателей от пола, возраста, профессии. Методы психологического воздействия на покупателя.
5. Понятие об этике. Моральные качества работников торговли. Чем «этикет» отличается от «этики». Служебный, речевой этикет продавца. Культура речи.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список источников (литература, сайты).
Основы психологии. Профессиональная этика.
I.Введение.
Понятие о психологии
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:
· Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религии.[источник не указан 1070 дней]
· Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, онкопсихология, патопсихология, психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие.[источник не указан 1070 дней]