Игра «Психодраматическая сказка»

Из состава группы выбирается протагонист. Он представляет свою проблему в метафорическом виде — предлагает зачин сказки, в котором уже должен определиться главный герой. После этого ведущий предлагает протагонисту выбрать карточки с теми сказочными героями, которые будут присутствовать в его сказке (при этом необязательно, чтобы выбранные герои прямо ассоциировались с конкретными людьми из окружения протагониста; в сказку могут быть введены персонажи, которых нет в действительности). Когда персонажи определены, протагонист выбирает из числа участников группы исполнителей для каждой роли. Дальнейший процесс можно организовать по-разному. Если у ведущего есть навыки психодраматиста и соответствующая квалификация, то постановку сцен сказки можно провести по правилам и техникам психодраматического действия. Если такой квалификации нет, то протагонист и выбранные им исполнители ролей просто придумывают вместе продолжение начатой сказки и разыгрывают ее. В этом случае особенно приветствуется импровизация в разворачивании действия сказки. Ведущему следует помогать участникам путем недирективного вмешательства в этот процесс. Возможно в процессе такого проигрывания удастся найти метафорическое решение проблемы протагониста.


Игра «Сказочные ассоциации»


Для проведения игры самым удобным является наличие у каждого участника группы комплекта карточек со сказочными персонажами. Впрочем, если это трудно сделать, то можно обойтись одним комплектом на всех, содержащим хотя бы по три-четыре экземпляра каждой карточки. В последнем случае игроки по очереди подходят к планшету с карточками (его надо расположить так, чтобы остальным членам группы не было видно, какие карточки выбирает игрок, но вместе с тем сам игрок мог видеть всех своих товарищей) и выбирают для каждого участника группы карточку с тем сказочным персонажем, с которым тот у него ассоциируется. Берет он карточку и на себя, исходя из предположения, с кем он будет проассоциирован большинством группы. Пока первый игрок раздает карточки членам группы («рубашкой» вверх - до поры до времени никто не должен видеть, что ему досталось), к планшету подходит второй игрок. Когда все участники таким образом выразят свои ассоциации друг другу, поступает разрешение ведущего перевернуть карточки и ознакомиться с их содержанием. После этого можно обсудить, кому удалось верно определить, какие ассоциации он вызывает, поделиться чувствами в связи с полученной таким образом обратной связью от других членов группы.


Игра «Сказки от первого лица»
Из набора карточек со сказочными персонажами отбираются те, на которых представлены герои одной сказки. Случайным образом эти карточки распределяются среди участников. От игроков требуется изложить события, происходившие в сказке, от лица персонажа, роль которого досталась. Естественно, отношение к событиям сказки, их трактовка, да и стилистика, манера изложения будут разными, например у Кота в сапогах и у Людоеда.
Обсуждение организуется по следующим вопросам:
В чем разница между изложением событий у разных героев?
Почему обнаруживается такая разница?
Что вы почувствовали, находясь в роли вашего персонажа?
Что нового вы открыли для себя в этой известной сказке?


Как закончить сказку?


В тренингах с элементами сказкотерапии большое внимание уделяется работе с такими сказками, которые являются метафорическим отражением конкретных проблем реальных людей. Представить свои жизненные трудности в форме сказки, то есть рассказать о них косвенно, как бы укрывшись за безопасным щитом метафоры, многим людям оказывается значительно проще и менее болезненно, чем изложить существо проблемы впрямую. Это одно преимущество использования сказки. А второе преимущество — в том, что, работая вместе с клиентом над его сказкой, психолог получает возможность так же говорить метафорически, избегая «лобовых» советов и конкретных рецептов. Его идеи по построению сюжета сказки, по поиску необходимых средств решения проблем, высказанные в метафорической форме, имеют неоднозначный характер и допускают множество толкований. Следовательно, клиент сможет найти в них именно тот смысл, который нужен лично ему. Однако совместной работе с клиентом (ребенком или взрослым) над его сказкой должна предшествовать специальная подготовка. Не следует думать, что сочинять терапевтически и психологические сказки - чрезвычайно легкое занятие. Для того чтобы научиться извлекать смысл проблемы из сказки клиента и помогать ему в поисках символического ее решения, полезно отработать эти навыки в процессе тренинговых занятий по сказкотерапии. Одним из эффективных методов является сочинение продолжений зачинов сказок.
Ниже представлены образцы карточек, на которых записаны начала сказок.
Почти все они являются зачинами сказок, в которых отражены реальные проблемы людей. Опишем некоторые из упражнений, в которых применяются эти карточки. Последовательность описания упражнений отражает логику их проведения в тренинге.



Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены – кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда ׃ с одной стороны пропасть, с другой – отвесная скала, с третьей – болото. А тут уже и медведь приближается… Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что…
Маленький скворец давно мечтал научиться летать, но никак ему это не удавалось. И вот однажды когда он уже потерял надежду и оставил все попытки, он случайно вывалился из гнезда и со страху так замахал крыльями, что – взлетел. Но когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял… Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал…
Отправился Иван-царевич вызволять из плена похищенную Змеем Горынычем возлюбленную свою Василису. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел… У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды…
Один рыцарь всегда ездил только по прямым дорогам. Но однажды оказался он на распутье перед камнем. Ноги его коня стали погружаться в болото, и долго стоять было невозможно. А на камне было написано… Властная и могучая волшебница (нельзя было назвать ее ни доброй, ни злой) желала, чтобы ее бедная племянница прислуживала ей во дворце. Но девушка не хотела оставаться в подчинении волшебницы. При этом она очень уважала волшебницу и боялась ее гнева, поэтому никак не могла признаться ей в своих чувствах…
В одном королевстве правил Король, который был очень богат. Но не было счастья ему от этого богатства. Был он одинок. А те, кто хотел стать его другом, не привлекали его, потому что он видел, как сильно отличаются они от него… Возвращался солдат со службы. Много лет провел он в битвах и надеялся, что теперь-то заживет спокойно и счастливо. Переночевал он под раскидистым дубом, а когда утром потянулся проснувшись, то вдруг рука его натолкнулась на какой-то предмет…
Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце… Попал Иванушка в плен к злому волшебнику. И говорит тот Иванушке:« Выбирай׃ либо ты 10 лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, в который будут попадаться звери лесные…»
Было у сапожника три сына. Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о чем-то и поэтому не получался из него хороший мастер… Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал своим товарищам на стулья, и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, он мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды…
Однажды маленький жаворонок выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» - спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте – в болоте, - сказала та. - И ты будешь наслаждаться здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей, хотя ему порой так хотелось в небо… В семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва…
Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других своих знакомых он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще и ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила… Один юный волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал…
Как-то Аленушке злая колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась – ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот׃ например, пожелаешь здоровья - и сразу заболеешь... К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Страницы в ней были пусты. Но стоило в ней описать какое-либо придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли появиться на свет, если о них написать в Книге. Но у Книги была еще одна особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить – ни одной буквы…

Упражнение «Пять предложений.Из стопочки карточек ведущий наугад вынимает одну и зачитывает ее содержание. Участники группы записывают текст начала сказки. Задачей игроков является: за десять минут (в подготовленной группе можно предоставить только пять) сочинить продолжение этой сказочной истории, изложив все последующее только в пяти предложениях. Важное условие — сказка должна быть логичной, законченной и ее конец должен быть счастливым. По завершении этой работы все сказки зачитываются. Подводится итог: определяется лучшая сказка.


Упражнение «Три варианта сказки».Группа разбивается на тройки, каждая из которых получает свою карточку с зачином сказки. Каждый из игроков за отведенные пятнадцать минут должен написать продолжение сказки, в которой предлагался бы способ решения проблемы, заявленной в зачине. Участники каждой тройки зачитывают свои тексты, а остальные игроки решают, какой из вариантов лучший.

Упражнение «Общее решение». Группа разбивается на подгруппы, состоящие из пяти человек. Ведущий зачитывает текст, записанный на карточке, вытащенной наугад. Каждая пятерка должна придумать продолжение сказки и разыграть свой вариант перед остальными. Время на подготовку — двадцать минут. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы.


Упражнение «Сказочная психотерапия» (1).Группа разбивается на подгруппы по четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин одной из сказок. Он просит участников представить, что эту сказку сочинил клиент, пришедший к ним за психологической помощью, и подчеркивает, что в сказке в метафорической форме отражена проблема клиента. Участники должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы способ преодоления жизненных трудностей клиента. В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. Комментарии авторов относительно сути проблемы и образе клиента лучше выслушивать уже после знакомства с созданной ими сказкой. Когда каждая подгруппа представит свой вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное на анализ сходства и различий в подходах к решению проблемы клиента.


Упражнение «Сказочная психотерапия« (2). Проводится аналогично предыдущему. Только в этом случае каждый из участников работает над предложенной сказкой самостоятельно.


Упражнение «Сказочная психотерапия» (3).Разница между этим и предыдущими упражнениями состоит только в том, что каждый из участников получает свою собственную сказку, с которой необходим провести ту же работу. После того как участник представил свою сказку и свою трактовку проблемы, остальные участники делятся своими мнениями, возможно, предлагают собственные способы продолжения и завершения сказок.


Заверши сказку
Упражнение «Заверши сказку» похоже на предыдущие. Оно используется в сказкотерапевтическом тренинге для детских психологов либо в психологическом тренинге для учителей начальных классов, желающих научиться применять в своей практической педагогической работе элементы сказкотерапии. Представляется продуктивным его использование в тренинге для родителей. Во вводной инструкции на этапе информирования участников ведущий опирается на типологию сказок, предложенную Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и дополненную автором этого материала.
При проведении упражнения можно использовать наборы сказочных зачинов, один из которых предлагается в приложении. Ведущий может предложить и собственный набор сказочных зачинов, составленный на основе сказок его собственных клиентов, если у него уже есть предыдущий сказкотерапевтический опыт.


Цели:
• знакомство с типологией сказок, используемой в сказкотерапии;
• формирование умений сочинять сказки;
• развитие навыков совместного творчества;
• развитие умений видеть психологические проблемы за метафорой и конструктивно решать проблемы на метафорическом уровне.
Размер группы: не более 15 человек.
Ресурсы:карточки со сказочными зачинами (см. приложение), пять карточек, на каждой из которых написано название одного типа сказок, пять листов формата А4 для записи продолжений сказок, авторучки на каждого.
Время: примерно один час сорок минут.


ход упражнения
Этап 1. Информирование участников о типах сказок (краткая теория).
Ведущий
: В работе со сказками следует обязательно учитывать тип используемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, используемые психологами и педагогами, можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.
Дидактические сказки имеют цель преподнести некоторые новые знания. Используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. Такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Дидактические сказки могут содержать определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок.
Медитативные сказки нацелены прежде всего на создание определенного эмоционального состояния, иногда — состояния релаксации. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют из себя некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.
Психотерапевтические сказки имеют следующие цели: обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости — в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Психотерапевтические сказки часто имеет форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.
Психологические сказки — особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки — влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом, такая сказка — прежде всего развивающая.
После преподнесения информации об имеющихся в распоряжении сказкотерапии типах сказок ведущий отвечает на уточняющие вопросы участников и — при необходимости — рассказывает по одной сказке каждого типа.


Этап 2. Сочинение сказок разных типов.
Для проведения этого этапа ведущему необходимо приготовить набор карточек с написанными на них сказочными зачинами и пять карточек с надписями «Дидактическая сказка», «Медитативная сказка», «Психокоррекционная сказка», «Психотерапевтическая сказка», «Психологическая сказка». Группа разбивается на пять подгрупп по два-три человека
Ведущий:А теперь вам предстоит опробовать свои возможности как создателей различных сказок. Для облегчения этой задачи вам будут предложены зачины сказок. Ваша задача — на основе доставшегося вам начала сказки сочинить сказку того типа, который будет указан на карточке из второго набора. Для этого вы должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы информацию, которая могла бы помочь гипотетическому клиенту справиться с его жизненными трудностями. Эта информация может быть изложена в форме дидактической, медитативной, психокоррекционной, психотерапевтической или психологической сказки.


Ведущий раздает подгруппам сначала карточки со сказочными зачинами, а затем просит вытянуть карточку с названием типа сказки.


Этап З. Обсуждение созданных сказок.
В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. По завершении каждого выступления обсуждается содержание сказок и найденные участниками способы решения проблемы. Высказываются предложения о других возможностях продолжения сюжета Предположения о типе сочиненных сказок делается только после прослушивания всех пяти сказок. Участники высказывают мнения о том, какой подгруппе удалось лучше всего выполнить задание и сочинить сказку нужного типа.

Приложение к упражнению «Заверши сказку». Сказочные зачины

У одного короля был сын. Когда он родился, во дворце устроили грандиозное празднование, Злая колдунья в отместку за то, что ее не пригласили на празднование, наложила на принца заклятие — он никак не мог научиться говорить, вместо ясной речи он издавал лишь невнятные звуки...   В пруду жила маленькая Щука. Когда у нее выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей по пути. Маленькие рыбешки ужасно ее боялись и сразу улепетывали, что было сил, как только видели ее. Но даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она порой кусала и их…  
Зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшихся смелостью. Он боялся не только волка и темноты, но и новых знакомств, собственного отражения и белых халатов. Чуть что он забивался в свою норку и дрожал там, проливая слезы над собственной горькой судьбой...   В одном лесу — почти на опушке — выросла березка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растет только для того, чтобы оберегать ее и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является центром леса, а другие деревья окружают ее, словно подданные королеву...  
В Волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой нежный и чувствительный, что ему становилось плохо, едва кто-то пытался пообщаться с ним׃ даже прикосновения насекомых приносили ему боль, а запахи других цветов ему совсем не нравились…   Жил-был на свете барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки — грохотал всегда и везде, даже не задумываясь о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком и в сонный час, во время игр и разговоров своих родителей. Даже когда звучала тонкая лирическая музыка, он продолжал стучать свои марши...  
Мама-медведица не раз предупреждала своего сына о том, чтобы он не ел ягод с куста, растущего у болота. «Это не малина! Хотя ягоды и очень похожи — они ядовиты!» — говорила ему медведица. Но однажды медвежонок ослушался маму и наелся этих ягод. Он не знал, в чем заключается действие яда: теперь, как только начинал он говорить, раздавались такие ужасные звуки, что все звери вокруг затыкали уши…   Один мальчик все время забывал чистить зубы.По этому поводу зубная щетка очень переживала — ведь она так хотела служить ему верой и правдой, но ее преданность была совершенно не нужна мальчику...  
В горах жил маленький Источник. Его мама — Подводная Река — хотела, чтобы Источник сумел влиться в воды прекрасного горного озера. Каждый день она собиралась помочь ему найти путь к этому горному озеру, но Источник начинал так волноваться, что вода в нем закипала, а при такой высокой температуре нельзя было течь и впадать в озеро...   В давние времена в одном государстве правили король и королева. У них было семь дочерей — одна другой краше. Но самая младшая принцесса, смотрясь по утрам в зеркало, очень переживала и расстраивалась: ее страшно огорчала родинка на щеке. Принцесса была убеждена, что эта родинка так портит ее внешность, что теперь она никому не сможет понравиться...  


ЛИТЕРАТУРА


1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 237 с.
2. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет вопросы психологической теории и практики. — М., 1997. С. 56—75.
3. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: Академический проект», 1997. — 335 с.
4. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философиии психологии // Вопросы психологии. — №2. — 1996. — С. 73—85.
5. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990. — С. 5—32.
6. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. — М.: «РЕFL-book», 1994.— 314 с.
7. Берн Э. Трансактный анализ в группе. — М.: Лабиринт, 1994.— 176 с.
8. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990. — С. 153—1 72.
9. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. — СП6.: «Социально-психологический центр», 1996. — 380 с.
10. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). — Киев: КГПИИЯ, 1991. — 187 с.
11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. —Воронеж, 1996.
12. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. — М., 1996.
13. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2003.

14. Введение в практическую социальную психологию / А.И.Донцов, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская и др. / Под ред. Ю.М.Жукова. — М: «Смысл», 1996.— 373 с.
15. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
16. Высокиньска-Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С. Ледера. — М.: Медицина, 1990.—С. 160—171.
17. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. — М.: Мир, 1992.— 376 с
18. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1—2. — М: Луч, 1993.— 72 с
19. Джейкобс Д., ,Дэбид П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. — СПб.: Б.С,К, 1997. — 235 с
20. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1995.— 336 с
21. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. СП6.: Академический проект, 2000.
22.Добжиньская Т. Метафора в сказке // Теория метафоры. —М.: Прогресс, 1990. — С. 476—492.
23. Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. — 1999. — № 9,10—11. С. 72—87.
24. Евтихов 0.В. Практика психологического тренинга. СП6.: Речь, 2004.
25. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.:Изд. ЛГУ,1985.—166с.
26. Журавлев А.А. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. — М.: Академический проект, 2000. — С. 133—150.
27. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. — ЛГТУ, 1990.
28. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
29. Защиринская 0.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001.
30. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
31. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
32. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского // В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с
33. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 1983. — С. 2311-254.
34. Как построить свое «Я»/ Под ред. В.П.Зинченко. — М: Педагогика, 1991.— 136 с.
35. Карвасарский .? Д. Психотерапия. — М., 1985. — 297 с
36. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. — М.: Ось-89, 2002.
37. Клюев Е.В. Между двух стульев. М: Педагогика, 1989. —160 с
38. Ковалев Г.А. 0сновные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал. Т. 2, №1. — 1989. — С. 127—13
39. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Изд. АР4,Тд, 1997. — 144 с.
40. Коротаева Е.?. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. — Екатеринбург, 1995.— 31 с
41. Коротаева Е.?. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М.: КСП, Ин. психологии РАН, 1997. — 224 с
42. Кричевский Р.А., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. — М.: Изд. МГУ, 1991. — 207 с
43. Лакофф ,Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. — М.: Едиториал УРСС, 24.
44. Ледер С., Высокиньска-Гонсер Т. Исторический очерк развития групповой психотерапии и основные Теоретические направления // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. — М.:
Медицина, 1990. с. 12—45.
45. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.— 352с
46. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
47. Макаров Ю.В., Исаков В.В. Тренинг как объект психологического анализа. — СП6., 199. — 18 с
48. Макшанов С.И. Психология тренинга. — СП6., 1997.
49. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге, каталог. Часть 1. — СПб, 1993.
50. Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. — Киров, 1995. — 152 с
51. Меновщиков ?.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 1 98. — 109 с.
52. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.
53. Нартова-Бочавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии // Хрестоматия. Сказки народов мира. — М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 3—14.
54. Петрова В.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе // Журнал практического психолога. — 1999.— №10—11. — С. 207—225.
55. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд. МГУ, 1989. —216 с.
56. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я.Проппа). — М.: Лабиринт, 1998.
57. Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я.Проппа). — М.: Лабиринт, 2000.
58. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. — М: Российское педагогическое агентство, 1995. — 140 с.
59. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
60. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. — М.: Московский психолого-социалъный институт, Флинта, 1998, —184 с.
61. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. —М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
62. Робин Ж. -М. «Фигуры гештальта» // Гештальт-92 / Под ред. Д.Н.Хломова, Н.Б.Долтополова, Н.Б.Кедровой. — М., 1992. — С. 26—41.
63. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия «Психология». — 1990. — № 2. — С. 58—65.
64. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003.
65. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс. 1993. — 368 с.
66. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе׃ метафора и нонсенс в детском воображении // Вокр. психологии — № 2.— 1996.— С. 5—13.
67. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта в психологической науке. — М.: Академический проект, 2000. — С. 184—203.
68. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми. Методические описания и комментарии. — СПб., 1992.
69. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СП6.: Речь, 2002.
70. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.׃ Технологическая школа бизнеса, 1996. —428 с.


71. Слободчикоб В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995.— 384 с.
72. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — М., 2000.
73.Столин В.В. Самосознание личности. — М:МГУ, 1983. — 284 с.
74. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. — Л.: Машиностроение, 1989.
75. Теория метафоры — М: Прогресс, 1990.
76. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2000.
77. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Выпуски 1,2, 3,4. — М.: Изд. Российского открытого университета, 1991—.1 994.
78. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2004.
79. Франц фон М. -Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб., 1998.
80. Хломов Д.Н. Русский гештальт // Гештальт-92 / Под ред. Д.Н.Хломова, Н.Б. Долгополова, Н.Б.Кедровой. — М., 1992.
81. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В.Ю.Баскаков. — М.: НПО «Психотехника», 1992.— 108 с.
82. Цветков Э.А. Мастер самопознания, или Погружение в Я. — СПб.: Лань, Полисет, 1995. — 192 с.
83. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М: Интерпракс, 1995.
84. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002.
85. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л.: Медцина, 1990.— 192 с.
86. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки // Журнал практического психолога. — 1999. — №10—11. — С.27—37.
87. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей. — Киев, 1987.

Наши рекомендации