Упражнение Визуализация «Страна Гармоника»
Ведущий: Устройтесь поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь... Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказочной стране Гармоника, которой нет ни на одной карте мира, но в том-то и суть, что у каждого из нас эта страна своя, индивидуальная, неповторимая.
Страна Гармоника — это внутренний мир каждого из нас, который многогранен, здесь есть место и ощущениям нашего тела, и мыслям, чувствам, и отношениям, духовности. Все это части единого целого — определенного пространства, в котором мы существуем. Каждая частица страны Гармоника играет свою роль, но они взаимодействуют друг с другом, создавая все вместе особый мир. Окиньте его внутренним взором, рассмотрите просторы, палитру красок...
Возможно, какой-то участок привлечет ваше внимание больше остальных. Рассмотрите его... Прислушайтесь, чем живет эта частица вашего Я. Живет ли она полноценной жизнью?.. Гармонично ли она вписывается в ландшафт сказочной страны?.. Довольны ли вы отношениями, которые складываются у этой частицы с другими частями страны Гармоника?.. Какие ощущения вызывает у вас то, что вы видите?.. Запомните, пожалуйста, эти ощущения. Теперь нам пора возвращаться. Наша путешествие подходит к концу, и вы снова в этой комнате, здесь и сейчас... Откройте глаза, потянитесь, почувствуйте свое тело...
В сказочной стране Гармоника, как и в любой сказочной стране, есть место волшебству. И сейчас вы — самый могущественный волшебник, который после путешествия, испытан некую палитру ощущений чувств, решил их запечатлеть. У каждого из вас в руках кусочек пластилина — это то волшебное средство, с помощью которого вы придадите своим ощущениям, чувствам видимый образ. Все в ваших руках, смелее за дело. Руки помогут вам сами, доверьтесь им...
Пока группа работает над своими образами, ведущие отслеживают эмоциональное состояние участников. Время на работу с пластилином — 10 минут.
Ведущий: Посмотрите на творение своих рук, дайте имя образу, который у вас появился. Познакомьте нас с вашими чудесными образами. (Каждый участник занятия представляет то, что у него поучилось.) Если у вас есть желание поделиться своими ощущениями, переживаниями, то мы будем вам благодарны.
Рефлексия
Упражнение «Создание сказки»
Ведущий: Теперь присмотритесь к тем образам, которые получились у вас и у остальных участников группы. Найдите те, которые, как вам кажется, схожи с вашими, и объединитесь в подгруппы. Наше путешествие продолжается.
Участники группы объединяются в подгруппы.
Ведущий: А сейчас мы с вами создадим сказки, где главные герои — созданные вами образы, а сюжет будет разворачиваться в стране Гармоника, с полями раздумий, морем любви, лесом желаний, тропинкой страха, болотом сомнений и многим другим, о чем знаете только вы.
Итак, это было давным-давно, а может, и не очень, когда люди верили в чудеса и волшебников, жили в мире с собой и с окружающей их природой. В одной далекой, а может, и не очень, но точно сказочной стране Гармоника произошло нечто необъяснимое и загадочное...
А вот что же произошло в стране Гармоника, каждая из подгрупп узнает с помощью этих карточек. Прошу по одному представителю из каждой подгруппы подойти и выбрать карточку.
После прочтения зачина и выбора карточки ведущий предлагает каждой из подгрупп продолжить повествование. Время на выполнение задания — до 15 минут. Затем каждая подгруппа представляет свою сказочную версию о том, что произошло в стране Гармоника. Каждая подгруппа награждается аплодисментами за свою сказку.
Рефлексия
Карточки для зачина сказки «Страна Гармоника»
Море Любви вышло из берегов |
На Тропинке Страха появилась трещина, которая стала разрастаться |
В Болоте Сомнений поселился Некто |
В стране Гармоника появился загадочный гость - Тело |
Проснулся дух Пустыни Переживаний |
Лес Желаний покинули все птицы |
На страну Гармоника обрушился сильный ураган Эмоция |
Волшебники
Все описываемые ниже игры объединены использованием особых «сказочных карточек», а если точнее — карточек со сказочными персонажами. Разумеется, игр с применением таких карточек можно придумать значительно больше, чем предложено здесь.
До начала тренинга ведущий заготавливает карточки, на которых написаны имена сказочных героев — 20—ЗО мужских и столько же женских. При этом очень было бы неплохо, если бы, во-первых, каждый сказочный персонаж был многократно продублирован, а во вторых, на карточке наличествовало не только имя персонажа, но и его портрет (лучше цветной).
Примерный комплект:
Женские персонажи: Царевна Несмеяна, Золушка, Снежная Королева, Аленушка, Баба яга, Белочка, Старуха с разбитым корытом, Спящая царевна, Злая Мачеха, Прекрасная принцесса, Маленькая разбойница Мальвина, Федора, Фея, Серая Мышка, Лиса Патрикеевна, Заботливая матушка, Курица-Наседка, Жена Людоеда, Пушистая Кошечка, Дюймовочка, Колдунья, Снегурочка, Злая Королева, Русалочка, старуха Шапокляк, Белоснежка, Сорока-воровка, Герда, Стрекоза, Черепаха Тартила, Кукушка, Красная Шапочка, Мартышка.
Мужские персонажи:Буратино, Бармалей, Илья Муромец, Король, Солдат, Винни Пух, Карабас Барабас, Чиполлино, Баран, Пьеро, Кот Матроскин, Попугай Кеша, Колдун, Пес Полкан, Пятачок, Железный Дровосек, Кощей Бессмертный, Гадкий Утенок, Мальчик-с-пальчик, Людоед, Кот в сапогах, Дракон, Питер Пэн, Страшила, Разбойник, Незнайка, Серый Волк, Старый Волшебник, Кролик, Самоделкин, Муравей, Коварный Гном.
Перечисленные персонажи являются лишь примерным набором, на который можно опереться, но которым не следует ограничиваться. Чем больше будет предложено сказочных персонажей, тем лучше. Главное — соблюсти два условия: во-первых, эти персонажи должны быть всем известны, а во-вторых, они должны быть яркими типажами, обладающими набором очевидных качеств и особенностей. Можно приготовить большой плакат, на котором будут перечислены сказочные персонажи. А все участники получат пустые карточки по числу членов группы. Альтернативным (или дополнительным) способом создания набора сказочных героев является написание каждым участником группы на специально заготовленных пустых карточках по три самых привлекательных и самых несимпатичных сказочных персонажа. Карточки сдаются ведущему.Таким образом, в комплекте оказывается в шесть раз больше карточек с именами сказочных героев, чем число участников. Это дает возможность широкого выбора вариантов использования карточек. Для удобства их можно разложить на полу в центре круга или разместить на планшете в несколько рядов в специальных кармашках по алфавиту, чтобы можно было легко и быстро отыскать нужную карточку.
Игра «Кем меня видят?»
Если в процессе тренинговой работы проблемы кого-то из участников актуализируются и он нуждается в получении искренней (а не щадящей и поглаживающей!) обратной связи, то можно провести следующую процедуру. Каждый из участников выбирает из набора карточку с именем того сказочного персонажа, с которым у него ассоциируется главный игрок (в случае совпадений мнений членов группы как раз и бывает нужно, чтобы каждая карточка была представлена в трех-четырех экземплярах). Карточки кладутся перед «протагонистом» рубашкой вверх. Сам он тоже делает выбор - персонажа, на которого он считает похожим сам себя, и персонажа, которого, по ею мнению, выбрало большинство группы. Затем он просматривает карточки, предложенные участниками группы. Выбираются наиболее часто встречающиеся персонажи. Можно разыграть сценки из соответствующих сказок, в которых протагонист сыграл бы этих персонажей, «примерив» на себя их образы.
Происходит обсуждение:
Как чувствовал себя протагонист в той или иной роли?
Какие персонажи из предложенных показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?
Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве« родственных душ»?
Что удивило протагониста в мнениях участников группы?
Что было неожиданным?
Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается протагонистом как идеал, достойный подражания?
Игра «Конструирование сказок» (1)
Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек. Через двадцать минут каждая подгруппа должнаразыграть перед остальными сказку, в которой действовали бы все доставшиеся персонажи.
Игра «Конструирование сказок» (2)
Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачин сказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом - следующий и так далее. Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего персонажа. Если в первое прохождение «сказочного крута» это не удается, такая возможность предоставится во время второго или третьего круга (больше трех кругов проводить не стоит, поскольку в достаточно многочисленной группе из-за обилия персонажей в сказке можно «завязнуть»).
Игра «Конструирование сказок» (З)
В этой игре используются карточки Проппа (в нашем варианте включающие 24 функции) и описанные им семь основных типов персонажей волшебных сказок (Герой, Отравитель, Антагонист, Даритель, Помощник, Ложный герой, Царевна), которых тоже следует записать на карточках. Из стопки карточек Проппа наугад выбираются семь. В результате общего обсуждения определяется последовательность функций в сюжете будущей сказки. Затем проводится следующая процедура один из участников вытягивает карточку из стопки со сказочными персонажами, а другой — из стопки с типами персонажей, третий — из стопки с именами участников группы. В результате впавшему сказочному герою присваивается определенная роль в сказке и сразу случайным образом выбирается исполнитель. Например, так определяется, что Кощей Бессмертный будет выполнять в сказке роль дарителя, а играть его роль будет Сергей. В случае Царевны нужно тянуть карточки до тех пор, пока не выпадет женский персонаж. Таким образом, выбираются семь персонажей с определенными функциями в сказке, фабула которой схематично задана с помощью семи карточек Проппа.
Оставшиеся участники становятся зрителями спектакля по сказке, которую должны сочинить и поставить семь исполнителей ролей.
Игра «Конструирование сказок» (4)
Общая процедура сходна с предыдущей, только в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки, например, Карабас Барабас, Буратино, Мальвина и пр. В результате случайного распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет и содержание начальной сказки и фактически придумать новую.