Обобщающие схемы (к модулю 3)
Блок-схема 1
Психология младшего школьника
Социальная ситуация развития: | Внутренняя позиция ученика. Адаптация к школьной жизни |
Ведущий вид деятельности: | Учебная деятельность |
Новообразования познавательной сферы | 1.Произвольность психических процессов: · - произвольность всех умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования); · - осмысленность и произвольность всех свойств внимания, опора непроизвольного внимания на познавательные интересы ребенка; · - произвольность и осмысленность восприятия, формирование восприятия времени и пространства; · - произвольность процессов памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания), овладение способами запоминания; · - произвольность и осмысленность воображения, целостность и дифференцированность образов воображения 2. Формирование внутреннего плана действий 3. Интеллектуальная рефлексия |
Новообразования личности | · Ориентация на группу сверстников · Формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей) · Формирование осознанной и обобщенной самооценки · Осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств · Осознанность волевых действий, формирование волевых качеств |
Блок-схема 2
Психология подростка
Социальная ситуация развития | Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Включение в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростка |
Ведущий вид деятельности | Интимно-личное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин) Общественно полезная деятельность (Д.И. Фельдштейн) |
Новообразования познавательной сферы | · Формирование дискурсивного мышления, умение оперировать гипотезами в решении познавательных задач · Рефлексия мышления · Интеллектуализация всех познавательных психических процессов · Новый уровень развития воображения |
Новообразования личности | · Чувство взрослости · Становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия) · Устойчивость эмоций и чувств |
Блок-схема 3
Психология юности
Социальная ситуация развития | Профессиональное самоопределение как психологический центр социальной ситуации развития. Аффективный центр - обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив. Завершение предварительного самоопределения и переход к самореализации |
Ведущий вид деятельности | Учебно-профессиональная деятельность |
Новообразования познавательной сферы | Формирование индивидуального стиля умственной деятельности Формирование интеллектуальных творческих способностей (креативности) |
Новообразования личности | · Профессиональное самоопределение · Построение жизненных планов · Формирование личной идентичности · Устойчивое самосознание · Наличие дифференцированной самооценки · Потребность в самовоспитании · Формирование мировоззрения |
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (к модулю 3)
Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
1. Характеристика физического и умственного развития в младшем школьном возрасте.
2. Социальная ситуация развития.
3. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
4. Развитие личности в младшем школьном возрасте
Темы рефератов и сообщений
1. Специфика общения ученика и учителя, роль учителя в межличностном общении младших школьников.
2. Проблемы адаптации к обучению в школе.
3. Мотивы учебной деятельности школьников.
4. Формирование учебных навыков у школьников.
5. Развитие познавательных интересов у школьников
6. Самооценка младшего школьника и его успеваемость.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Как влияет учебная деятельность на развитие мышления младшего школьника? Какие перестройки познавательных функций происходят в связи с развитием мышления?
2. Какие перестройки в личностной сфере ребенка происходят в связи с началом обучения в школе? Укажите условия формирования личности младшего школьника.
3. Охарактеризуйте особенности эмоционального, нравственного и волевого развития младшего школьника.
4. Охарактеризуйте особенности развития мотивационной сферы в младшем школьном возрасте. Каковы пути формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
5. Каковы условия организации умственной деятельности, необходимые для повышения эффективности учения?
6. Охарактеризуйте особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.
7. В чем проявляются особенности общения младших школьников со сверстниками?
8. Используя тексты лекции, дополнительную литературу, дайте определение следующим понятиям:
· Учебная деятельность.
· Учебная задача.
· Учебное действие.
· Интеллектуализация психических процессов.
Литература
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.