Особенности познавательной сферы в раннем возрасте
Вес мозга к концу 2 года достигает 1/3 веса мозга взрослого человека, и в 3 года он является наиболее развитой частью детского организма.
Восприятие носит доминирующий характер. Оно аффективно направлено: притягивает внимание то, что вызывает эмоциональную реакцию. Восприятие направлено на предметы, а не на их сенсорные свойства. Этот факт демонстрируется визуальным постоянством: постоянство цвета, размера и формы.
Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать. По Л.С. Выготскому, в раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, которое непосредственно переходит в действие.
Главным признаком предмета для ребенка этого возраста является форма предмета. К 3 годам ребенок может уже усвоить представления о 6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник). Это говорит о достаточно развитой дифференцировке в восприятии формы. Ребенок также имеет представление о 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
В раннем возрасте интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие, что имеет большое значение для овладения речью.
Данный период является сензитивным периодом для усвоения речи. Большинство исследователей сходятся во мнении, что дети произносят свои первые слова в возрасте от 10 до 13 месяцев. Боле точное время определить довольно трудно, т.к. родители с нетерпением ожидают первое слово и порой принимают лепет ребенка за осознанные слова, на пример, они обращают внимание на «ма-ма», но игнорируют «ми-са». Исследования утверждают, что в среднем около года дети понимают примерно 50 слов, но сказать их смогут только через 6 месяцев. Эти слова, как правило, тесно связаны с определенным контекстом или действием. Между 16 и 20 месяцами дети произносят довольно много слов, но они имеют тенденцию расширять или сверхобобщать основные значения слов. В общем, дети расширяют значения слов на основе схожести в движении, размере, форме и материале. Сначала дети усваивают слова, которые связаны с их собственными действиями или событиями, в которых дети сами принимают участие. В среднем, в возрасте от 2 до 6 лет дети понимают более 14000 слов, они усваивают от 6 до 9 новых слов каждый день.
После года у ребенка формируются элементарные представления.
На протяжении второго года увеличивается объем и скрытый период узнавания: если до года он способен узнавать близкого человека после 2-3 недель разлуки, то после года – даже после 2-х месячного перерыва.
Память проявляет себя в узнавании. Преобладающими видами памяти являются двигательная и эмоциональная. Ребенок лучше запоминает то, что он сделал или пережил. При этом запоминание происходит непроизвольно. Единственным условием запоминания является частота повторения. Начиная со второго года и до 6-8 лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения.
После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте.
Постепенно память освобождается от опоры на восприятие. После 2 лет начинают запоминаться имена, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально-ассоциативная память. Л.С.Выготский писал, что память в раннем возрасте является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью.
Мышление, речь и моторика развиваются у ребенка взаимосвязано. По мере того как дети приобретают большую физическую силу и большие моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для получения новой информации. А эта исследовательско-ориентировочная деятельность ведет к дальнейшему развитию силы и ловкости. Таким образом, способы поведения и мышления детей можно рассматривать как целостную систему.
Слово приобретает для ребенка предметное значение, с этим связаны первые обобщения. Быстро растет пассивный словарный запас, возникает понимание речи – рассказа. Растет активный словарь. Развиваются другие формы коммуникации- жесты, мимика.
Совершенствуется двигательные навыки и качества. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику, т.е. способность совершать движения большой амплитуды (бег, прыжки, бросание предметов).
Ж.Пиаже посвятил свой наиболее тщательный анализ первым двум годам жизни ребенка. Этот период он назвал сенсомоторным. Основные задачи этого периода – это координация моторной активности и восприятия. Таким образом, дети развивают способность смотреть на то, что слушают. Более того, они научаются управлять хватанием и ходьбой, используя визуальные, аудиальные и тактильные ощущения. Таким образом, во время сенсомоторного периода дети интегрируют моторную и перцептивную системы.
Вторая характеристика данного периода состоит в том, что дети развивают способность воспринимать окружающий мир как постоянный, появляется понятие «постоянство объекта». Эта способность позволяет развивать восприятие времени, пространства и причины.
Третья характеристика сенсомоторного периода - неспособность детей представлять мир во внутреннем плане. Они ограничены непосредственным «здесь и сейчас».
Самым заметным отличительным признаком 2-х летних детей является символическая репрезентация, т.е. использование действий, образов или слов для представлений событий или собственных переживаний. Как только дети начинают пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются.
Основным видом мышления ребенка раннего детства является наглядно-действенное мышление. Когда ребенок под руководством взрослого усваивает способы употребления предметов, он усваивает и отношения между ними, возможности воздействия одного предмета на другой.
Уже на уровне наглядно-действенного мышления возникают простейшие формы отвлеченности и обобщенности (См Приложение 2, табл.7).
. В этом же возрасте начинается переход к наглядно-образному мышлению, т.к. по мере накопления опыта мышление ребенка все больше и больше опирается на образы. Благодаря этому он может проделывать реальные действия в уме. Образы обладают для ребенка знаковыми функциями.
Когда у ребенка устанавливается связь между заместителем и обозначаемым предметом, он впервые приобретает возможность представлять себе по рассказу взрослого или картинке вещи, события, действия. У него зарождается воображение.
В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непреднамеренно. Он воспроизводит то, что видел и слышал, т.е. воссоздаваемые им образы берутся из его собственного опыта. Воображение формируется и совершенствуется в игровой, графической и конструкторской видах деятельности. Первоначально оно вплетено в игровую деятельность и неотделимо от игровых действий.
Внимание тесно связано с интересами ребенка к деятельности: ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес, поэтому дети редко способны долго заниматься каким-то делом. На протяжении дошкольного детства время сосредоточения увеличивается от 10-20 минут до 1,5 -2 часа.