Понятие нормы и патологии в развитии психики
Изучение личностных особенностей и их квалификация в аспекте психической нормы и патологии представляет собой важную проблему современной науки о человеке. Психологии и психиатрии, с одной стороны, это необходимо для определения критериев нормы и патологии в развитии личности, разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий по утверждению здорового образа жизни и предупреждению вредных привычек и как следствие, девиаций поведения, а также осуществлению медико-социальной помощи лицам, страдающим заболеваниями психоневрологического профиля. С другой стороны, изучение особенностей психической деятельности человека, его психических состояний представляет собой актуальную задачу психологии.
Существует несколько подходов в определении, что такое норма и патология.
Так, например, в нозологическом подходе к норме относят то, что нельзя отнести к болезни. В патологическом подходе за основу берется описание симптомов и синдромов. Некоторые специалисты предлагают рассматривать норму как приспособленность к ситуации. По статистическому критерию – норма – это то, что присуще большинству представителей данной группы или сообщества. В социальном подходе норма рассматривается как степень соответствия поведения человека требованиям среды.
Гуманистическая психология предлагает личностно-психологический способ определения нормы. Нормальное развитие личности – развитие, которое ведет человека к обретению его истинно человеческой сущности. Признаками истинной человеческой сущности могут выступать следующие признаки:
- отношение к другому как самоценности;
-способность к самоотдаче и любви;
-творческий характер жизнедеятельности;
-потребность в позитивной свободе;
-способность к свободномуволепроявлению;
-способность к самопроектированию будущего;
-внутренняя ответственность перед собой и другими;
-стремление к обретению общего смысла жизни.
Некоторые авторы рассматривают содержание понятия психологической нормы, на которое оказывают влияние, по меньшей мере, 4 следующих фактора:
1. Норма определяется статистически: нормальным признается то, что относится к середине распределения. Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы и потому не могут автоматически переноситься на другие группы. Устаревшие нормы должны регулярно пересматриваться.
2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение ребенка не соответствует общепринятому в данной социальной среде, оно может восприниматься как признак отставания.
3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем, и поэтому в контексте детского развития психологические оценки часто сочетаются с неврологическими. При наличии аномалий показатели развития сравниваются не с общими данными, а с индивидуальными результатами того же ребенка.
4. Представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: например, ребенка часто сравнивают с его родителями в том же возрасте, второго ребенка - с первым и т.д.
Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию нормы, за нормальное часто признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических и прочих условий эпохи. Таким образом, нормы постоянно обновляются и изменяются.
У.В.Ульенковой выявлены основные группы причин, которые могут обусловить неполноценное психическое развитие ребенка:
1. Органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга, а, следовательно, препятствующее его своевременному развитию.
2. Дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта.
3. Дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, не дающей ребенку возможности посильного «присвоения» общественного опыта, а, следовательно, затрудняющий своевременную реализацию возрастных возможностей его психического развития, в частности умственного плана.
4. Общая бедность микросреды, препятствующая своевременному развитию и функционированию мозга.
5. Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг ребенка, нарушающий его функции.