Стресс и психическое здоровье преподавателя.

В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Стресс получил название болезни 20 - 21 века

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера.

Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих.

Ведущим функциональным состоянием учителей являлись высокая напряженность и утомление, возникающие по причинам, имеющим социально-экономический и организационный характер. Кроме того, в результате исследования было установлено, что под влиянием деструктивных стрессогенных факторов у учителей происходило «заострение» уже имеющихся пограничных психических расстройств, возникали или усугублялись негативные психические качества, изменяющие личность. Встречались невротические проявления. При неврозе неудачи учитель считал себя виновником всех собственных несчастий. При неврозе навязчивых идей господствовало постоянное переживание одного и того же состояния: сожаления, сомнения, раскаяния, что тормозило все другие мысли и действия. Наблюдался невроз с переживанием чувства одиночества, покинутости, потери собственной ценности, что сопровождалось развитием тревожности, агрессивности, острой потребностью в любви и социальном признании.

Учительский труд связан с пребыванием в состоянии хронического напряжения из-за большого количества стрессорных факторов. Длительные профессиональные стрессы и высокий уровень психической напряженности учителя приводят к тому, что порой учителя теряют способность к быстрым и адекватным решениям, проявляют пассивность в межличностных конфликтах с учениками. По мере роста профессионального стажа у некоторых учителей формируется избыточная обобщенность и усредненность в восприятии учеников, возникает формализация отношений, сглаживается понимание непохожести, своеобразия личности каждого ученика.

Эмоциональные ресурсы человека, оказавшего в такой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения.

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания. Мы сегодня познакомимся с полезными психологическими, терапевтическими, релаксационными упражнениями из опыта работы нашей школы, которые, помогут вам, уважаемые педагоги поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

Наши рекомендации