Студенческое самоуправление как мощный фактор воспитательного процесса

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б. Рубина и Ю. Колес- никова «Студент глазами социолога», заключается в следующем: «Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, – пишут Б. Рубин и Ю. Колесников, – как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность [1]. Поэтому главной формой производства является обучающая – образовательная деятельность». Другой исследователь, А.Н. Семашко, пишет, что «было бы неправильным рассматривать студенчество лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем установившимся признакам». В подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.

В отличие от авторов книги «Студент глазами социолога» Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества [2]. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы «множественность» происхождения не сглаживалась определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.

Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А.С. Власенко и Т.В. Ищенко. А.С. Власенко пишет: «Студенчество – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [3]. Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи» [4]. Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе 176 Е.Л. Гуничева Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994, и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.

Ю.А. Самариным были отмечены противоречия, присущие студенческому возрасту:

– социально-психологические – между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля;

– огромное количество информации, поступающей через различные каналы, расширяет знания студентов, и вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышлении и требует специальной работы преподавателей по углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в целом.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь» (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. Школы и университеты, считает Л. Кольберг, должны помочь молодежи осознать необходимость развить в себе необходимые качества для выполнения в будущем тех функций и той деятельности, которые будут способствовать общественному прогрессу, установлению справедливого общества. При этом воспитание в учебных заведениях должно вестись в системе «ученическая, студенческая общность – коллектив воспитателей», «учитель – ученик», «ученик – ученик». Выход воспитания за пределы своих специфических программ и вторжение в проблемы иных потребностей общности негласно запрещаются. Общение и складывающиеся межличностные отношения на основе привязанностей, желания совместного общения и совместной деятельности в процессе практического разрешения острейших проблем коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление может выступать как мощный фактор воспитательного процесса.

В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «самоуправление». Природа самоуправления многогранна. В целом корни самоуправления – в социальной активности народа. Политические корни, в частности, – в демократической культуре, идеологические – в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные – в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи – как возможность обучаемых реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами образовательного учреждения. Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. На наш взгляд, именно в таком контексте представляется возможным понять сущность самоуправления, в том числе как феномена вузовской действительности. В режиме самоуправления взаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их Студенческое самоуправление как стратегический ресурс современного общества 177 совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия (события) в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные событийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности. Более того, как показывают исследования психологов (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.), событие людей в общности развивает их как самобытные личности, творческие индивидуальности. Можно сказать, что в режиме самоуправления, в отличие от режимов руководства и управления, совместная деятельность обогащается событийствованием ее саморазвивающихся участников. Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Вопрос о моменте появления студенческого самоуправления в России – один из спорных вопросов. Историки МГУ считают, что студенческое самоуправление зародилось 13 марта 1781 года, когда была создана студенческая организация – студенческое научно-просветительское общество Собрания университетских питомцев под покровительством куратора и ректора Московского университета М.М. Хераскова.

В эпоху царствования Александра I в России было открыто сразу несколько университетов. «Все они строились по образцу германских университетов и должны были иметь с ними много общего». Главным отличительным признаком явилась большая самостоятельность и свобода деятельности студентов. «Студенты же могли также создавать всевозможные научные общества, а также корпорации, которые регламентировали студенческую жизнь в университете».

В МГУ корпорации прожили совсем недолго – слишком сильны были традиции студенческих кружков. Но тем не менее попытки создания корпораций производились. В 20-е годы XIX в. было создано корпоративное общество «Ландсманншафт», вобравшее в себя немецких и русских студентов. «Для своих сборищ студенты наняли большую комнату, куда собирались почти ежедневно и где учились драться на рапирах и совершали свои вечерние попойки. Кроме этого велись и ученые прения, и дружеские разговоры». Эта корпорация просуществовала несколько лет, но была немногочисленной и большого влияния на развитие самостоятельных форм деятельности студентов не оказала.

В целом XIX век более не привнес новых форм организации студентов. Следующим этапом подъема студенческого движения стал конец XIX – начало XX века. Рассмотрим их на примере МГУ.

Нормативные акты, которыми регулировалась деятельность студенческих объединений, можно подразделить на правовые и внеправовые. К первым можно отнести: Проект об учреждении Московского университета 12 января 1755 г.; Устав Императорского Московского университета 5 ноября 1804 г.; Устав 26 июля 1835 г.; Устав 18 июня 1863 г.

По мере развития образования в России более ясной становилась необходимость введения элементов корпоративной культуры в студенческие массы. Естественно, ни о какой жесткой идеологии речи не шло. Но в то же время существовала потребность единства, ощущения «единой семьи». Эта потребность проявилась в особенности в годы Первой мировой войны.

С середины 30-х возродились древние традиции научно-просветительских обществ. В 1934 г. в МГУ прошла первая конференция молодых ученых университета, а с 1939 года началось издание сборника научных студенческих работ. Начиная с 40-х годов налаживается деятельность научных кружков, иных организаций, продвигающих студенческую науку. Летом 1959 года началась работа первого студенческого строительного отряда МГУ. В 1964 году был образован Студенческий совет МГУ, который координировал работу по интернациональному воспитанию молодежи университета, формировался по выборному принципу и выполнял некоторые задачи студенческого самоуправления. Был создан Совет молодых ученых МГУ. 1969 год – год создания Объединенного студенческого комитета МГУ для координации работы студкомов факультетов, образован Молодежный совет МГУ по охране природы. В 1976 году начал работу студенческий педагогический отряд.

Таким образом, потенциал студенческой общественной организации, который формируется в организационно-событийной среде проведения мероприятий внеучебной 178 Е.Л. Гуничева деятельности, выявляется через анализ ситуативного лидерства студенческого актива, представленного позициями исполнителя, руководителя (организационные изменения) и консультанта (общественные изменения). Организационный порядок на стадиях своего становления изнутри содействует продуцированию социальных норм, упорядочивающих социальные отношения студенческого актива в различных организационных формах на различных уровнях студенческого самоуправления.

Все вышеизложенное и позволяет нам говорить о необходимости целенаправленной работы со студенческим активом, и в первую очередь в рамках управления развитием их лидерских качеств как фактора формирования системы студенческого самоуправления вуза.

Наши рекомендации