Личность как психологическая категория
Личность как психологическая категория. Структура личности
Личность – это человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.
Следует различать такие понятия, как индивид и личность. Индивид-человек, представитель Homo Sapiens, в то время как личность подразумевает процесс социализации человека в обществе.
Еще одно понятие-индивидуальность-подразумевает воплощение уникальных свойств человека, его неповторимость.
Структура личности.
В психологии существует множество различных классификаций личности, основанных на теориях как зарубежных, так и отечественных психологов. Например, по теории Фрейда личность состоит из трех структур: оно, я и сверх я. Каждая из структур отвечает за разные потребности человека, причем какие-то существуют у человека с рождения, другие он приобретает в процессе жизнедеятельности, взросления. По Леонтьеву личность производится деятельностью, а не потребностями.
Самосознание-ориентировка человека в собственном сознании и осознании своего собственного Я. Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Три компонента образа «Я»:
когнитивный компонент (представление о своих способностях, внешности, соц.значимости);
эмоционально-оценочный компонент (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д);
Поведенческий ( волевой) – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить статус.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная в психологии сторона самосознания личности
Если взять структуру самосознания по Леонтьеву, то она будет выглядеть следующим образом: сознание своей тождественности, сознание своего Я, сознание своих психических качеств и сознание своих нравственных оценок.
Потребность -– это только такая нужда живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.
Свойства: предметность, служит источником активности, является побудителем, обладает способностью к удовлетворению и последующему возобновлению.
У каждого человека существуют свои потребности. Здесь можно выделить духовные, социальные и физиологические потребности.
Особенности потребностей: обычно носят общественный характер, человек сам производить предмет, удовлетворяющий потребности, часто потребности приобретают относительную стабильность, человек может расположить потребности в порядке важности (так называемая, иерархия потребностей).
59. Типология личности студента
Для преподавателя высшей школы важно хорошо знать психологические особенности обучения и воспитания студента, особенности развития и типологию его личности.
Типы студенческой молодежи можно анализировать с различными факторами: в связи с выбранной профессией, в зависимости от формы обучения - контрактной или бюджетной, за отношением к обучению и др.
Типология студентов по В.Т. Лисовским имеет следующий вид (табл. 4).
Таблица 4. Типология студентов по В.Т. Лисовским
Тип | Характеристика |
"Гармоничный" | Специальность выбрал сознательно. Отлично учится. Занимается научной работой. Общественный активист. Глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, развит, культурный, коммуникабельный, занимается спортом. Честный, порядочный, нетерпимый к недостаткам. Добрый и надежный товарищ. Пользуется авторитетом в коллективе |
"Разочарован" | Как правило, способный, но выбранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако уверен, что обучение необходимо завершить. Старается хорошо учиться, хотя удовольствие от обучения не получает. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте |
"Лидер" | Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но полностью доволен собой. О свое профессиональное призвание всерьез не задумывается. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В студенческой группе к нему относятся как к "балласта". Иногда пытается слукавить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга |
"Творческий" | Ему присущ творческий подход к любой дела - обучение, общественной работы, досуга. Занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому учится, как правило, неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это неинтересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет собственное оригинальное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов |
"Богемный" | Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, которые овладевают массовыми профессиями. Стремится к лидерству среди себе подобных, в других студентов относится пренебрежительно. "Про все" немного слышал, хотя знание его выборочные. В сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет "свое мнение", отличное от мнения массы. Завсегдатай кафе, модных дискоклубів |
Определенный интерес представляют мнения студентов относительно самих себя, представленные в учебном пособии группы авторов (табл. 5).
Таблица 5. Типология студентов по их собственным оценкам
Отличники - зубрії | Постоянно посещают занятия. Упорным трудом достигают хороших результатов, дисциплинированные. 3 них выбирают старост |
Отличники - умники | Обладают высоким интеллектом. Имеют сильную школьную базу. Могут своими вопросами поставить преподавателя в неловкое положение. Считают: "Зачем ходить на каждое занятие, мы и так умные". Учатся по принципу "всего понемножку" |
"Трудяги" | Постоянно учатся, но через слабые умственные способности имеют скромные успехи в учебе |
"Случайные" | Девушки, которые хотят стать дипломированными женами. Ребята, которые "косят" от призыва в армию. Бездельники, которых родители "устроили" в ВУЗАХ, чтобы они хоть чем занимались |
Отдельные авторы приводят типологию современных студентов в шутливой форме (Лозница B.C. Психология и педагогика: основные положения. - К.: ЕксОб, 2003. - 304 с.) (рис. 4).
Рис. 4. Типология студентов (шутка)
В целом нынешняя модель идеального студента - это молодой человек с хорошими интеллектуальными, духовно-культурными и моральными способностями и возможностями, которая имеет склонность и интерес к науке и способна самостоятельно, творчески и продуктивно мыслить. К сожалению, нынешние реалии не всегда способствуют росту интеллектуальных возможностей студентов, развития чувственной сферы, диверсификации схем мышления. В результате снижения качества подготовки в секундарній звене образования значительная часть студентов недостаточно эрудированный, малоінтелігентна, с недостаточно сформированным чувством ответственности, трудолюбия и самовимогливості.