Строение профессионального самосознания: осознание профессиональной морали и нравственности, себя как субъекта профессиональной деятельности

Многие отечественные психологи в своих исследованиях рассматривают вопрос о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин) и, исходя из предположения о самосознании, как средстве саморегуляции субъекта деятельности, считают, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка своих психических особенностей и свойств; осознание различных отношений; осознание себя во временной связи, в развитии.
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если в общем самосознании человек осознает себя как личность, играющие различные роли в различных ситуациях, участвующую. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно предположить, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности, то в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.
Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе.
З. Иванова и К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним.
В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление.
П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.
С целью практического изучения профессионального самосознания, учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности и отношение других к себе.

25. Функциональные и структурные компоненты профессионального самопознания: когнетивный, мотивационный, эмоциональный и операционныйПрофессиональное самосознание, как разновидность социально-специфического са- мосознания, представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воз- действием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной дея- тельности. Профессиональное самосознание посредством мотивов личности профессионала связано с профессиональной деятельностью. Профессиональное самосознание отражает «Я» профессионала. функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: • когнитивный, реализующийся в самопознании; • мотивационный, реализующийся в самоактуализации; • эмоциональный, реализующийся в самопонимании; • операциональный, реализующийся в саморегуляции.Когнитивный компонент является начальным звеном, образующим самосознание. Осуществляя самопознание, человек производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом. Проводя аналогии между знаниями о себе и социальными требованиями и нормами, каждый специалист имеет возможность определить свое место в системе общест- венных отношений. А.А. Деркач и О.В. Москаленко показали, что основным условием, оп- ределяющим непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. Вступая в общение в процессе дея- тельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Тем самым самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других. Пред- ставления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или объективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Поэтому всякое знание о себе является единством противопо- ложностей – относительного и абсолютного. Концепция является показателем зрелости самосознания, вершиной самосозна- ния. Это наиболее осознанный, рациональный ее компонент.Мотивационно-целевой компонент профессионального самосознания реализуется через самоактуализацию. Актуализироваться значит становиться реальным, существовать Вестник Университета № 23, 2013 230 фактически, а не только потенциально. К. Роджерс считал, что личность обладает врожден- ной тенденцией к самоактуализации и стремление к ней проявляется в целенаправленном удовлетворении потребности в самоактуализации в ее жизненной реальности. Самоактуали- зация предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека. Важным моментом самоактуализации является принятие ответственности за свои действия. Высокий уровень самоактуализации способствует достижению творческой зрелости лично- стиЭмоциональный компонент профессионального самосознания основан на самопо- нимании. Самопонимание позволяет расширить представление о природе «Я», являясь необ- ходимым моментом процесса самосознания. Причем это личностное образование не сводит- ся ни к самопознанию, ни к самоотношению, ни к знаниям о себе. Эти понятия ни в коем случае не составляют синонимический ряд, каждое из перечисленных понятий имеет свою системную нагрузку в структуре самосознанияОперациональный компонент основан на саморегуляции. Применение приемов са- морегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием Раздел V. Педагогика, психология, социология, филология 231 формирования сильной, ответственной личности. Саморегуляция представляет собой инте- гративный сплав врожденных и приобретенных стратегий реагирования и готовности к оп- ределенной форме или способу взаимоотношения со средой. Система психической саморе- гуляции имеет иерархическое строение и включает два уровня – произвольный и непроиз- вольный. Произвольная саморегуляция – это сознательная саморегуляция, которая всегда индивидуально и личностно окрашена. Благодаря произвольной саморегуляции возможности приспособления к различным трудным условиям могут возрастать и расширяться. На этом уровне реализуется личностная регуляция внутренней деятельности

26.Проблемы самоактуализации и развития саморегуляции. Профессиональное мастерство и «Я — концепция

«Я-концепция» работает как целостная социальная установка, определяющая всю систему отношений личности к себе, ее внутреннюю позицию. Именно на уровне «Я-концепции» происходит противостояние реального поведения человека и некоего «внутреннего» эталона, представлений о себе, которые выстроены в образе «Я». Опытные педагоги знают, заявляет Н.Ф. Голованова, что изменение представления о себе (своей внешности, учебных достижениях, способностях) решающим образом влияет на поведение обучающихся, их успехи в учении, спорте, творчестве.Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
Профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.
Структурное строение профессионального самосознания представлено следующими компонентами.

осознание профессиональной морали;

осознание профессиональной нравственности;

осознание себя как субъекта профессиональной деятельности;

осознание и оценка отношений;

осознание собственного развития во временной связи.
Профессиональная нравственность обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества.
Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности.

В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений.

Отечественные ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания:

когнитивный, реализующийся в самопознании;

мотивационный, реализующийся в самоактуализации;

эмоциональный, реализующийся в самопонимании;

операциональный, реализующийся в саморегуляции.
Функциональные компоненты профессионального самосознания между собой взаимосвязаны, и их выделение может быть принято только условно. Эти компоненты реализуются в двух планах. В объективном плане их показателем выступает профессиональное мастерство, в субъективном - Я-концепция. И наоборот, изменяющаяся Я-концепция воздействует на профессиональное мастерство.

Саморегуляция это процесс организации личностью своего поведения, который предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта - начиная от его мотивирующих компонентов и кончая собственной оценкой достигнутого эффектаповедения.
Саморегуляция - это способность человека сознательно и целенаправленно управлять исходно-непроизвольными функциями организма и психики. Эта способность приобретается в процессе выполненияспециальныхупражнений

Проблема осознанной саморегуляции раскрыта в различных теоретических подходах. Теория осознанной саморегуляции О.А.Конопкина Осознанная саморегуляция понимается О.А.Конопкиным как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [5, с.36]. Анализ иерархии и логической связи главных задач исследования психической саморегуляции приводит О.А.Конопкина к выводу, что основной исходной задачей является изучение закономерностей строения регуляторных процессов и формулирование на этой основе общей концептуальной модели, адекватно отражающей принципиальную внутреннюю структуру процессов осознанной регуляции, общую для различных видов и форм произвольной активности человека .

Понятие «самоактуализация» означает практический аспект деятельности: поступки и действия, направленные на выполнение жизненного плана. Ее особенности заключаются в том, что, во-первых, каждый ее акт (конечное число действий) должен завершиться каким-то конкретным, описуемым результатом (самоизменением, обретением той или иной компетентности). Вторая особенность этой деятельности состоит в том, что объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя, на самопреобразование). Третья особенность заключается в том, что формула «I did it myself» помещает в центр внимания то, что субъект как источник активности, может сделать сам, без опоры и помощи со стороны других; к полученному результату (the thing) другие субъекты непричастны. Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность

27.Основные функции психодиагностики в системе современного высшего образования

Психодиагностика - это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз. Образование является целенаправленным процессом становления настоящего человека, его непрерывного обучения и дальнейшей специализации, а потому требует соблюдения четких критериев своей эффективности и высокого качества. Возможности обучения выступают в качестве одного их важнейших критериев. Отсюда вытекает необходимость присутствия некой структуры, главной заботой которой будет обеспечение в образовании развивающей составляющей. Такую миссию взяла на себя, созданная более 15 лет тому назад, психологическая служба. Функции и задачи -Не только в России, но и во многих зарубежных странах создана и успешно зарекомендовала себя психологическая служба в системе образования. Ее деятельность направлена на поддержание обучения подрастающего поколения и его воспитание с учетом накопленных знаний в сфере научной психологии. Специалисты, окончившие психологические факультеты, принимают активное участие в разрешении насущных проблем в жизни детей с момента их появления на свет и до получения аттестата о среднем образовании. За время школьной учебы за здоровьем детской психики ведется систематическое наблюдение. Этот процесс насыщен различными обследованиям

· Оценкой характера;

· Наблюдением за темпами психологического развития;

· Выдачей советов по обучению, внешкольному образованию и воспитанию;

· Контролированием реализации всех компонентов обследования.

Психологи обеспечивают своевременное обнаружение и максимальное применение в педагогическом процессе интеллектуального и индивидуального потенциала детей, выявление способностей, наклонностей и интересов индивидуума.На вопрос, что такое психологическая служба в системе образования, имеется однозначный ответ – это система, позволяющая своевременно определить резервы в психологическом потенциале ребенка дабы использовать их в дальнейшем воспитании и обучении. Если психолог работает с отстающими детками, тогда он обязан выявить, а затем устранить первопричины, вызвавшие задержку в развитии, но исключительно те, которые попали в рамки врачебной компетенции. Если психолог наблюдает одаренных детей, то ему необходимо как можно раньше выявить задатки неординарности, после чего превратить их в развитые способности.

28..Классификация психодиагностических методик

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др. ), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность (подробно об этом см. гл. III ). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д. ). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д. ). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения

29.Малоформализованные методики (наблюдение, анализ продуктов деятельности, интервью, беседа)К малоформализованным методам относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д. ). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Преимущества и недостатки малоформализованных методов Положительными сторонами данных методов выступают: гибкость и вариативность психодиагностической процедуры; возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; высокая эффективность при изучении изменчивых явлений; стремление к всестороннему описанию личности.В качестве недостатковнеобходимо отметить следующее: субъективизм диагностических суждений; сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога; значительные временные затраты на их проведение; непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Метод беседыИндивидуальная беседа является более «психологичной» формой опроса. В отличие от классического интервью, она строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения психодиагноста с испытуемым. ВИДЫ БЕСЕД В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д. Основной задачей ознакомительной беседы психолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:

§ четкого определения основной цели, последовательности вопросов;

§ непринужденности, доверительности обстановки, простоты и понятности вопросов;

§ исключения каких-либо записей во время беседы;

§ позитивного (оптимистического), конструктивного завершения беседы.

Наши рекомендации