Встреча 23. «Большая стройка»
Задачи: способствовать развитию предметных действий; развивать тонкие движения пальцев; учить детей соотносить предметы по размеру, быть активными и инициативными в процессе решения проблемных задач.
Материальное обеспечение: две коробки со строительным материалом; игрушки разных размеров, расставленные по комнате.
Подготовительная работа: организация беседы по картине «Стройка».
Ход встречи Дети сидят за столом. Психолог:
-Ребята, в прошлый раз мы с вами делали подарки к новоселью для Зайца Матвея. Мы радовались, что Зайка построил себе новый дом. Как вы думаете, легко ли построить дом?
Дети отвечают.
-Ну что ж, каждый думает по-своему: кто-то говорит, что легко, а кто-то — что трудно. Сегодня я предлагаю вам самим построить дом и поселить в него жильцов. Вы готовы?
Дети отвечают.
-Тогда посмотрите: в этих коробках находится строительный материал. Вы можете брать столько кубиков, кирпичиков, дощечек, сколько вам необходимо. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, из чего состоит дом. А поможет нам в этом игра «Строим дом».
Дети читают четверостишие и совершают знакомые действия:
Строим дом, дом большой,
И с окошком, и с трубой.
Все выше и выше, выше и выше...
И поставим крышу.
-А теперь приступайте к работе.
Дети начинают работу. В это время психолог подходит к каждому ребенку, интересуется его планами, направляет его действия.
Когда дети заканчивают работу, психолог обращается к ним:
-Ребята, у вас получились отличные дома! Теперь вам нужно решить, кто будет в вашем домике жить. Это может быть любая игрушка, которая находится в нашей групповой комнате. Походите по группе и найдите «жильца» в свой домик!
Дети ищут игрушку, подходящую по размеру к своей постройке. В случае если ребенок не может подобрать игрушку соответствующего размера, психолог обращается к нему:
-Посмотри, Саша, у тебя домик маленький, а ты принес лису. Она поместится в домике или нет? Почему нет? Она какая? А домик, какой? Кто может поселиться в твоем домике, посмотри? Кто-то маленький! Пойди и найди маленькую игрушку!
Когда дети заканчивают работу, психолог предлагает каждому рассказать, кого он поселил в дом:
-Ребята, расскажите, кто у вас в домике живет. Начинайте со слов: «В моем домике живет...»
Дети повторяют начало фразы, стремятся правильно и четко произносить слова.
Психолог благодарит детей.
Встреча 24. «Птицы прилетели»
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; стимулировать речевую активность; учить детей быть активными и инициативными в процессе общения с близким взрослым.
Материальное обеспечение: прутики разной длины, коробки с пластилином.
Подготовительная работа: организация экскурсии вокруг детского сада «Птицы прилетели»; рассматривание картинок с изображением перелетных птиц; обучение детей технике работы с пластилином.
Ход встречи
Дети и родители сидят за столами. Психолог обращается к детям:
-Ребята, скажите, когда сегодня вы шли в детский сад вы слышали голоса птиц?
Дети отвечают.
-А вы знаете, как называется птичий домик?
Дети отвечают, родители помогают им дать правильный ответ.
-Ребята, а легко ли сделать гнездо? Хотите попробовать? Я приготовила для вас прутики, из которых можно сплести гнездо. А еще вы можете пользоваться нитками: они вам помогут укрепить стенки гнезда. Работа эта не простая, поэтому вам будут помогать сегодня мамы.
Дети вместе с родителями приступают к работе. Психолог обращает внимание родителей на то, что они являются активными участниками практической деятельности, однако все решения принимаются совместно.
Когда дети заканчивают работу, психолог обращается к ним:
-А сейчас, ребята, я предлагаю поселить в ваши гнезда «жильцов» — птиц и птенцов. Их можно слепить из пластилина. Пожалуйста, подходите ко мне, берите коробки с пластилином. Но прежде чем приступить к работе, посоветуйтесь с мамой, кого вы будете лепить. Может быть, это будет птица-мама и ее птенцы, или яйца, из которых появятся птенцы, или кто-то другой...
Дети и родители обсуждают сюжет и начинают лепить. По окончании работы психолог предлагает рассмотреть каждую поделку. Дети вместе с родителями рассказывают, кто живет в их гнезде. Психолог:
-Ребята, сегодня вы очень хорошо потрудились! Свою поделку вы можете взять с собой, показать ее папе, бабушке или другу. Я думаю, им будет интересно услышать ваш рассказ.
Психолог благодарит детей и родителей за работу.