Iii этап коррекционной программы

Коррекционная работа на III этапе представляет собой се­рию обучающих подгрупповых и индивидуальных занятий для детей и их родителей (8 занятий), которая подчинена цели формирования у детей с задержкой речи активности и иници­ативности в процессе общения с близким и незнакомым взрос­лым.

Этого можно достичь, прежде всего, выведением на дан­ном этапе дополнительного коммуниканта (куклы) и вос­питателя из процесса взаимодействия психолога с детьми. С этого момента общение между ними никем не опосредо­вано. Лишь в некоторых случаях в роли «посредника» вы­ступает родитель.

Первые занятия на III этапе строят в форме коллектив­ной деятельности для повышения успешности детей со сложной структурой дефекта в решении коммуникативных задач.

В дальнейшем коррекционные занятия строятся нами в форме индивидуального взаимодействия с каждым ребен­ком путем включения в занятия родителей.

Поскольку на данном этане ставятся задачи по форми­рованию инициативности и активности детей в процессе взаимодействия со взрослым, психолог создает такие прак­тические ситуации, в которых взрослый демонстрирует свою якобы неуспешность и потребность в обращении за помо­щью к детям. Здесь важно, чтобы дети сами стремились предложить свою помощь, а не просто отвечали на иници­ативу взрослого.

Так, на занятии «Зайчата» дети и взрослый собирают из «Строителя» домики для маленьких пластмассовых зайчат. В процессе работы взрослый делает вид, что у него не полу­чается постройка дома. С помощью жестово-мимических и речевых средств он привлекает внимание детей к своей «про­блеме», при этом, не обращаясь к ним за помощью. В ре­зультате дети отвлекаются от своих построек и начинают внимательно следить за поведением взрослого.

Одна из центральных задач этих занятий — подвести де­тей и родителей к общению на основе совместной деятель­ности. Для этого им предлагаются такие задания, которые предполагают совместное творчество. Наиболее эффективно эту задачу можно реализовать на основе продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации).

Так, на занятии «Лесные жители» детям и родителям предлагается слепить из пластилина какого-либо зверя и сказать о нем несколько слов. При этом набор пластилина сначала не дают детям, он на столе у психолога. Чтобы по­лучить исходный материал, дети должны обратиться с просьбой к взрослому, используя в основном речевые сред­ства.

После того как дети получат пластилин, начинается совме­стная работа родителя и ребенка.

Для достижения максимально эффективного результата психолог перед занятием должен обозначить для родите­лей основные моменты, на которые им следует обратить вни­мание в процессе взаимодействия с ребенком: и родитель, и ребенок являются равноправными активными участниками процесса взаимодействия; главный результат — это взаимо­понимание родителя и ребенка в процессе совместной рабо­ты, а не материальный продукт совместной деятельности.

Как и на предыдущем этапе, помимо коммуникативной задачи здесь решается задача коррекции нарушенных пси­хических функций. Поскольку в основе любого занятия ле­жит построение взаимодействия в процессе совместной де­ятельности, следует отбирать такие задания, которые наце­лены на зону ближайшего развития детей. Другими словами, детям предлагаются задания, с которыми они могут спра­виться лишь в процессе общения со взрослым.

Так, на занятии «Румяные яблоки» детям предлагается серия игр с яблоками, направленных на развитие тонких движений рук. Учитывая недостаточность развития мелкой моторики и высокий уровень сложности этих заданий, пси­холог предлагает детям выполнять их совместно с родите­лями.

Некоторым детям задания подобной сложности недоступ­ны и в процессе взаимодействия со взрослым. С такими деть­ми можно провести индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций, причем в присутствии родителей. Это делается для того, чтобы родители могли определить труд­ности своих детей, адекватно оценить их возможности в преодолении дефекта, оказать помощь в ситуациях суще­ственных затруднений.

С этой же целью родителям предлагается информация на стенде психолога в группе: о проблемах развития детей в пе­риод раннего детства; различные дидактические игры и упраж­нения для детей 2-3 лет по развитию мелкой моторики, вос­приятия, речи; конспекты подгрупповых занятий с детьми и при мерный перечень вопросов родителям для взаимодействия с детьми по данной тематике.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации