I этап коррекционной программы

Общие требования к организации и отбору содержания занятий первой серии (кукольных спектаклей) определя­ются возрастными и индивидуально-типическими особен­ностями развития детей:

· кукольные представления устраивают непосредственно в групповой комнате, где в дальнейшем и будут прохо­дить подгрупповые занятия;

· содержание кукольных спектаклей должно быть таким, чтобы каждое последующее представление продолжало предыдущее, при этом каждый раз действие происходи­ло на основе повторения предыдущего материала;

· основных героев театрализованных представлений (ди­кие и домашние животные) подбирают специально: они должны быть знакомы детям. Кроме того, тематика пос­ледующих занятий с детьми в той или иной степени дол­жна касаться этих героев. Так, на втором этапе формиру­ющей программы будут подготовлены подгрупповые за­нятия для детей о друзьях и соседях Зайца — Белочке, Ежике, Мышке, Лисе и др.;

· по окончании каждого представления воспитатель орга­низует взаимодействие с детьми на речевой основе, где он еще раз напоминает им об основных героях куколь­ного спектакля, описывает их внешний вид, оценивает их поступки и действия.

Первое занятие в форме театрализованного представле­ния построено по знакомой детям сказке «Заюшкина, избушка». Однако ее содержание намеренно изменено. Это сделано для того, чтобы вывести куклу из представляемой сказочной ситуации и ввести ее в реальную ситуацию взаи­модействия с детьми.

Поскольку данная форма работы с детьми не требует от них значительных речевых и умственных усилий и вызы­вает интерес, все три занятия проводятся в течение одной недели с интервалом в один день.

КОНСПЕКТЫ ПЕРВОЙ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ

Встреча 1. «Заюшкина избушка»

Задачи: создать условия для активного восприятия деть­ми эмоционально насыщенного материала; сформировать по­ложительное отношение к содержанию занятий.

Материальное обеспечение: ширма, куклы (заяц, мед­ведь, лиса) и декорации (дом, куст) к спектаклю.

Ход встречи:

Детей приглашают в комнату, где оборудовано место для показа кукольного спектакля. Декорации на ширме обозначают, что действие спектакля происходит на лес­ной поляне.

Разыгрывается начало сказки «Заюшкина избушка»: Лиса выгоняет из дома Зайца.

Заяц идет по поляне и плачет:

-Ой, бедный я, несчастный! Самый слабый зверь в лесу, любой меня обидеть может. Вот и Лиса обидела — выгнала меня из дому. Что теперь делать, не знаю!

Появляется Медведь:

-Что с тобой приключилось, Зайка? Кто тебя обидел?

-Построил я домик, стал там жить-поживать, а Лиса меня из моего же дома и выгнала!

-Ох, и непорядок у нас в лесу! Пойдем разберемся с проказницей Лисой, пусть себе новый дом построит и жи­вет там сколько хочет!

Заяц и Медведь направляются к домику, в котором спря­талась Лиса. Медведь:

-А ну-ка, Лиса! Отворяй двери по-хорошему! А если не пустишь меня, сам дверь открою и тебя выгоню!

В ответ тишина. Медведь еще раз обращается к Лисе, но в домике по-прежнему очень тихо. Тогда Медведь под­ходит к домику, кладет лапу на его крышу. Дом развали­вается, из-под обломков выскакивает Лиса и, убегая, кри­чит:

- Ну, Медведь и рассмешил! Пошел Зайца выручать из беды, а сам же ему дом и сломал! Побегу Волку расскажу, вот смеху-то будет!

Заяц начинает плакать:

-Ах, что же делать?! Ведь уже осень, скоро холода наступят, а у меня и моих зайчат крыши над головой нет. Вот беда так беда! Не успею я к зиме новую избушку по­строить...

Медведь вздыхает:

- Извини, Заяц! Я хотел, как лучше сделать, а вышло все наоборот! Виноват! Но ты не грусти! Пойди к своим лес­ным соседям — Белке, Ежику, Мышке: может быть, до вес­ны они тебя приютят, а там и свой дом построишь. А я пойду, дел у меня еще много!

Медведь уходит. Заяц плачет:

- Ничего не поделаешь! Пойду, поищу себе крышу над головой у лесных зверей!

Заяц, вздыхая, уходит. Представление заканчивается.

Встреча 2. «В поисках дома»

Задачи: создать условия для активного восприятия деть­ми эмоционально насыщенного материала; формировать по­ложительное отношение к содержанию занятий.

Материальное обеспечение: ширма, куклы (заяц, бел­ка, еж, мышка) и декорации к спектаклю (дерево с дуплом, куст, пенек, пригорок).

Ход встречи

Дети сидят перед столом с ширмой. Действие спектакля происходит на лесной поляне. Появляется Заяц:

-Ой, бедный я, несчастный! Самый слабый я зверь в лесу — любой меня обидеть может. Вот и Лиса обидела — выгнала меня из дому. Пошел просить помощи у Медведя, он Лису из дома выгнал, да сам домик сломал! Пойду, по­прошу Белку меня приютить!

Появляется дерево с дуплом. Из дупла выглядывает Белка:

-Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что?

-Здравствуй, Белочка! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю.

-Конечно, Зайка! Заходи! Вдвоем нам веселей жить зи­мой будет! Давай-ка, забирайся ко мне на дерево, здесь, в дупле, и тепло, и уютно.

Заяц пытается взобраться на дерево, но у него это не полу­чается. Вздыхая, он говорит:

-Нет, Белка! Не могу я с тобой жить: уж больно вы­соко ты живешь. А я по деревьям лазать не умею, только по траве прыгать могу. Спасибо тебе за помощь, только пойду я к Мышке — в норку попрошусь, она ведь под землей живет.

Заяц уходит. Появляется пригорок с норкой. Из норки выглядывает Мышка:

-Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что?

-Здравствуй, Мышка! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю. К Белке просился, да уж очень высоко она живет.

-Конечно, Зайка! Заходи! Вдвоем нам веселей жить зи­мой будет. Давай-ка забирайся ко мне в норку, здесь тепло и уютно!

Заяц пытается пролезть в норку к Мышке, но у него это не получается. Вздыхая, он говорит:

-Нет, Мышка! Не могу я с тобой жить: уж больно ма­ленький у тебя дом. Никак мне к тебе в норку не забраться: ты такая маленькая, и норка у тебя тоже маленькая. Пойду к Ежику схожу, может быть, он меня приютит.

Заяц уходит. На пригорке появляется куст. Из-за куста выглядывает Ежик:

-Привет, Зайка! Что уши повесил, или случилось у тебя что?

-Здравствуй, Ежик! Беда у меня приключилась: дом мой сломан, жить мне негде. Может, пустишь меня к себе на зиму? А придет весна, я себе новый домик построю! К Белке просился, да уж очень высоко она живет, а у Мышки норка мала для меня...

-Конечно, Зайка, заходи! Вдвоем нам веселей жить зимой будет. Давай-ка забирайся ко мне в норку, здесь тепло и уют­но!

Заяц и Ежик скрываются за кустом. Вдруг слышится крик Зайца:

-Ой-ой-ой! Больно, как больно!

Заяц выскакивает из-за куста и плачет, за ним появляет­ся Ежик:

-Что случилось? Почему ты так кричишь, почему пла­чешь?

-Ты меня своими иголками так больно уколол, до сих пор лапка болит!

-Уж извини меня, Зайка! Я же не специально! Просто шубка у меня такая колючая.

-Знаешь, Ежик! Не могу я у тебя остаться: уж больно ты колючий... Только вот к кому мне еще пойти, даже и не знаю!

-Послушай, Зайка! А ты пойди-ка к Медведю: ведь у него берлога большая — места всем хватит; шуба у него мягкая, да и не на дереве он живет. Мой тебе совет: отправ­ляйся к нему — может, он тебя приютит.

Заяц уходит. Ежик скрывается за кустом. Представление заканчивается.

Наши рекомендации